МААМ-картинки

Культуротворческая среда современного образовательного учреждения

Ольга Пенкина
Культуротворческая среда современного образовательного учреждения

Культурная среда современного образовательного учреждения представляет собой совокупность условий успешного развития личности, так как направлена на обеспечение ребенка свободой выбора разнообразных способов самостроительства и самоосуществления в процессе сотрудничества и сотворчества с другими.

Публикация «Культуротворческая среда современного образовательного учреждения» размещена в разделах

В основе содержания культурной среды образовательного учреждения лежит система концептуальных взглядов, реализуемых в гуманистической парадигме и объясняющих механизм становления и реализации педагогических отношений, личностного развития и формирования человека через осознание в нем такой ценности, как подлинность, в противовес культуре полезности и необходимости.

Под термином «культурная среда конкретного образовательного учреждения» Н. Б. Крылова понимает пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее такие основные параметры среды как отношения, ценности, символы, вещи, предметы. Сущностным отличием от определений других авторов является именно аспект педагогического влияния, как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней.

В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности в детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с анализом образовательной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, это дает возможность школе стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ. Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру и компетентность, поскольку новая культурная среда образования не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения. Целенаправленность педагогической деятельности не связана с представлениями о том, из какого ребенка кого необходимо воспитать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы. Это может быть педагогическим ориентиром, но не руководством к практической деятельности.

Фактором развития культурной среды образовательного учреждения выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей). Культурная среда образовательного учреждения определяет качество ее образовательной и воспитательной среды. Если образование является производной культуры и фактором ее развития, то образовательная среда определяется культурной средой и влияет на процесс формирования и развития новых культурных образований.

Проектируя культурную среду, учитель (совместно с родителями) может глубже и лучше понять ученика, адекватно помочь ему в решении его проблем, создать условия для его индивидуального развития. Тогда успешное развитие детей в школьном коллективе обеспечивает становление культурной среды, влияющей на создание общей атмосферы саморазвития школьников и способствующей наполнению личностными смыслами культурного самоопределения и самостроительства. Культурная среда образовательного учреждения является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличие образовательного учреждения, уровень общей культуры педагогов, школьников и их родителей (культурный творческий потенциал) и механизмы их освоения.

Определяющим элементом культурной среды образовательного учреждения являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество детей и взрослых «заражают» других без всякого принуждения и насилия. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей и интересов личности и востребованных современным обществом.

Публикации по теме:

«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства Людмила Рыбакова. «Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства. «Величайшие научные открытия со временем.

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

День рождения Деда Мороза: история современного волшебникаДень рождения Деда Мороза: история современного волшебника Как ни удивительно, но родился добрый Дедушка Мороз осенью. Все дети и взрослые, верящие в чудеса, празднуют день рождения зимнего волшебника.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре»Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре» В середине августа в Краснодарском Выставочном зале изобразительных искусств состоялось открытие экспозиции современного искусства "Кино".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культуротворческая среда современного образовательного учреждения
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 12:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД