«Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста

Екатерина Новикова
«Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности – познавательной беседы

Тема «Кунгур- чайная столица»

Цель: расширение представлений детей о родном городе.

Задачи:

• Конкретизировать знания детей об архитектурных достопримечательностях города.

• Формировать представления детей об истории родного города, как «чайной столице», о полезных свойствах чая, традициях кунгурского чаепития.

• Способствовать воспитанию у детей чувства гражданственности, умение ценить и беречь красоту малой Родины.

Место организованной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы: подготовительная группа дошкольного образовательного учреждения.

Тип организованной деятельности: НОД (непосредственно образовательная деятельность) - познавательная беседа.

Используемое оборудование:

• мультимедийный проектор, экран;

• презентация «Кунгур- чайная столица»;

• посылка с фотографиями города Кунгур и чайными принадлежностями;

• мешочек с чайными принадлежностями;

• шаблоны тепловых аэростатов, цветные карандаши;

• карта города;

• почтовый конверт.

Содержательная часть:

- Ребята, к нам в город пришла посылка из далекого Китая. Давайте посмотрим, что там. (Достают из посылки старинные фото города Кунгура, карту чайного пути и чайные принадлежности, рассматривают и называют предметы.)

- Интересно, как эти предметы связаны между собой? Ребята, как вы считаете? (ответы детей) Молодцы, вы правы.

- В далекие времена Кунгур называли «Чайной столицей России». Давайте попробуем разобраться, как история нашего города связана с чаем. А поможет нам Вика.

- Вика: Кунгуру много лет, у него есть своя история, которая напоминает нам о прошлом красивыми зданиями, памятниками, традициями. Ребята, о каких старинных зданиях, памятниках вы знаете, назовите их? (ответы детей). Молодцы, а теперь давайте посмотрим на эти здания (демонстрация слайдов презентации, остановка на слайде с изображением памятника русскому самовару).

- Посмотрите, ребята, в нашем городе установлен памятник самовару, но не просто так. А потому, что Кунгур действительно называют «чайной столицей». Много лет назад в Кунгуре жили известные купцы Алексей Семенович Губкин, Александр Григорьевич Кузнецов, Михаил Иванович Грибушин (демонстрация портретов купцов на слайде).

- Педагог: Кто же такие купцы? (ответы детей). Да, купцы – это люди, занятые в сфере торговли. Они занимались продажей чая и превратили его из дорогого заморского напитка, доступного только богатым, во всеобщее российское достояние. Чай мог купить любой житель города.

- Вика: Алексей Семенович Губкин и Михаил Иванович Грибушин привозили чай из Китая и продавали по всей России. Александр Григорьевич Кузнецов – внук Алексея Семеновича Губкина. Который продолжал его дело долгие годы.

- Педагог: Спасибо, Виктория, за ценную информацию.

- Алексей Семенович, Александр Григорьевич и Михаил Иванович кроме того, что продавали чай, вносили большой вклад в обустройство нашего города. На их деньги строились здания и церкви Кунгура, они помогали детям, оставшимся без родителей, и детям из бедных семей.

(Показ презентации:

Михаило-Антонино-Кирилловский сиропитательный дом для мальчиков-сирот и детей из бедных семей был открыт по инициативе М. И. Грибушина. Кунгурский купец-чаеторговец выделил деньги на строительство здания и на функционирование учебного заведения. В здании приюта сейчас располагается средняя общеобразовательная школа № 2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных.

Особняк М. И. Грибушина. Дом в котором жил М. И. Грибушин был построен в 1867 году. В настоящее время здесь находиться Кунгурский роддом.

Чаеразвесочная фабрика М. И. Грибушина. В 1870-е годы на углу улиц Киттарская (ныне Карла Маркса) и Александровская (Труда) было построено каменное двухэтажное здание чаеразвесочной фабрики. В настоящее время – Дом детского и юношеского туризма и экскурсий

Успенская церковь (недействующая). Во второй половине XIX века на средства Михаила Ивановича Грибушина была перестроена колокольня Успенской церкви. Успенский храм в Кунгуре был самым просторным и богато украшенным. Долгое время здесь находилась детская спортивная школа.

Елизаветинская рукодельная школа для бедных девочек-сирот построена на средства А. С. Губкина. С 1926 года здание занимает Кунгурское педагогическое училище.

Кунгурское техническое училище. В конце XIX века это учебное заведение было единственным на Урале, которое готовило техников. Училище изготавливали разную продукцию: токарные, сверлильные станки, ручные молотилки, винтовые и колесные дрели и др. На базе мастерских Губкинского технического училища возникло предприятие, сейчас известное как Кунгурский машиностроительный завод.

Усадьба купца А. С. Губкина. С 1936 года – детский дом. В настоящее время – Центр психолого-медикосоциального сопровождения города Кунгура.

Ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. На средства А. С. Губкина построен третий корпус – под приют для девочек-сирот.

Благовещенская церковь. А. С. Губкин пожертвовал деньги на украшение храма.

Никольская церковь. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от А. С. Губкина. Ныне существующий пятиглавый храм сооружен в 1894–1917 годах над могилой известного купца-чаеторговца А. С. Губкина. Строительство велось на средства внука и наследника Алексея Семеновича – А. Г. Кузнецова.)

- Как много сделано для нашего города этими купцами, и все благодаря чаю. Кто из вас любит чай? Какими свойствами он обладает? (ответы детей). О чае нам расскажет Слава.

- Слава: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение, делает нас здоровыми, т. к. в нем много витаминов.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

- Педагог: Спасибо, Слава, теперь благодаря тебе мы больше узнали о пользе этого чудесного напитка.

- А сейчас представьте, что сами пьете чай. Физкультминутка «Я чайник — ворчун».

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд (шагаем на месте,

Я всем напоказ выставляю живот (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо,

Я чай кипячу, клокочу и кричу (хлопаем в ладоши):

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу (прыжки на месте!

- Купцы-чаеторговцы тоже знали о пользе чая и каждый день пили его в кругу своих семей. К столу подавали вкусное варенье, мед, ароматную и свежую выпечку. Давайте представим, как это могло выглядеть, и выполним упражнение «Доскажи словечко», я буду говорить фразу, а вы должны ее закончить:

Я хотел устроить бал.

Я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Ножи, тарелки, вилки тут.

Но что-то гости …

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…

- Упражнение «Чудесный мешочек». Попробуйте отгадать, что лежит в мешке (дети по одному отгадывают, какие чайные принадлежности спрятаны в мешке, рассказывают об их предназначении).

- Молодцы, вы отгадали все предметы! А для чего они нужны? Конечно, они могут понадобиться для заваривания чая. Давайте положим эти предметы в посылку, которую отправим в Китай. Жители этой далекой страны прислали нам свои чайные принадлежности, а мы подарим им предметы, которые используются в России. Кроме того, посуда изготовлена в нашем городе. Кто может сказать, где в Кунгуре можно найти эту посуду? (ответы детей) Правильно, в «Гончарной лавке». Это одно из интереснейших мест современного города, куда часто заходят гости Кунгура.

- И сегодня кунгурские улицы хранят память о славных купцах - чаеторговцах. Как и в старину, радуют глаз прохожих красивые здания, построенные когда-то на все те же «чайные» доходы. О былой славе чайного города можно узнать в музее истории купечества, расположенном в здании Малого гостиного двора. В сквере у краеведческого музея установлен памятник купцу Губкину. Именем Губкина также названа ежегодная традиционная осенняя ярмарка, которая собирает торгующий люд не только со всего Пермского края, но и с соседних территорий (рассказ сопровождается презентацией).

- Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный, кто больше запомнил названий зданий нашего города.

Упражнение с перфокартами «Здания Кунгура»

- Ребята перед нами лежит карта с различными зданиями. По карте будет двигаться воздушный шар, но пролетать он должен только над зданиями нашего города. Будьте внимательны! Когда мы выполним упражнение, то увидим, в какую страну улетит наш шар. (Китай)

- Вы настоящие знатоки родного города. Как вы думаете, почему по нашей карте до Китая летел именно воздушный шар, а не самолет? И какой праздник-соревнование, проходящий каждое лето в Кунгуре, связан с ним? («Небесная ярмарка Урала»). Вы правы, в воздухе над нами летает множество воздушных шаров или, тепловых аэростатов. Какие названия аэростатов вы встречали (ответы детей? Изготовлен даже тепловой аэростат под названием «Чайный путь» (демонстрация аэростата на экране).

- У каждого из вас есть шаблон теплового аэростата. Украсьте их изображениями самых красивых зданий или памятников, какие бы вы хотели показать гостям нашего города (дети разрисовывают шаблоны).

- Ребята, что вы узнали нового из истории своего родного города? Что вы расскажете жителям Китая? (Ответы детей).

- Давайте напишем ответное письмо, в котором расскажем друзьям из Китая о нашем старинном городе! Как это можно сделать? (предложения детей).

- Конечно, мы можем прикрепить свои аэростаты на карту нашего города. Эту карту мы вложим в конверт и отправим в Китай, чтобы жители этой далекой страны узнали, что Кунгур еще и очень красивый город, и пригласим их к нам в гости на празднование 350-летия.

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 1 (начало) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
  • Посуда
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2013 в 17:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....