Папки-передвижки

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Ирина Будникова
Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании, особенно актуальными становятся вопросы использования и адаптации эффективных технологий, направленных на развитие современного ребёнка.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как самостоятельной личности.

Публикация «Консультация „Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.

И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

Квест является разновидностью игровой технологии и обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра – это ведущий вид детской деятельности.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?

Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

Принципы организации квестов :

• Безопасность - все игры и задания должны быть безопасными;

• Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;

• Уважение достоинства ребёнка;

• Чёткая постановка цели, распределение ролей;

• Постоянная смена деятельности;

• Связность, последовательность и логичность заданий;

• Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы);

• Продуманность организации игры;

• Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы;

Самостоятельность суждений детей;

• Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат

(схема, пазл, карта, рисунок, предложение)

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Структура квеста :

Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п.

Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Существуют различные виды квест-игры, которые зависят от сюжета, или от места проведения.

За прошедший учебный год мы провели четыре квест - игры в нашем дошкольном учреждении. Все игры были построены по линейному типу и проводились, как в помещении детского сада, так и на его территории. Для проведения игр были привлечены не только воспитанники нашего ДОУ, но их родители, а также ребята из других детских садов.

Квест - игра «Зелёный огонёк».

Игра проводилась с целью закрепления знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения, по итогам тематической недели «Будь осторожен!» Команды ребят средней, старшей и подготовительной групп, в сопровождении взрослых двигались по выбранному маршруту по станциям: «Познавательная», «Творческая», «Спортивная». На каждой станции команды выполняли различные задания: собирали и раскрашивали светофор, разгадывали загадки про дорожные знаки, танцевали под веселую музыку, приняли участие в эстафетах по ПДД. За каждое, правильно выполненное задание каждая команда получала элемент дорожного знака и в конце игры должна была собрать свой дорожный знак. За успешное прохождение игры ребятам вручили значки светоотражатели, чтобы водители могли их видеть на дорогах.

Квест - игра «В поисках клада»

Проводилась в рамках неформальных каникул в сотрудничестве с другими детскими садами города. Задачей квеста было обобщение и закрепление знаний по итогам тематической недели «Игры и забавы». Участники были разделены на две команды. Команда моряков и команда пиратов. По легенде, участников игры сопровождает друг Джека Воробья. Сам Джек отправил ребятам письмо с предложением пройти все его испытания и доказать, что они настоящие моряки. И тогда он отдаст ребятам свой клад. Ребята выполняли различные задания, чтобы получить фрагмент карты. На первом задании вместе с другом Джека Воробья участники выполняли ритмическую гимнастику, и вспомнили различные команды, которые отдаются на корабле. На следующем задании команды должны были победить друг друга в бою воздушными шарами. Потом учились бросать спасательный круг утопающему. На следующем испытании им даже удалось победить медузу Горгону. Отгадали морские загадки. Вспомнили моря с цветными названиями. Сочиняли стих про моря и океаны. После прохождения всех испытаний участники сложили кусочки карты воедино и получили секретный код от сундука с кладом. В ходе игры ребята закрепили пройденный материал. Проявили самостоятельность и инициативу в прохождении испытаний. Получили массу положительных эмоций и заряд энергии на весь день.

Проведя квесты с детьми, мы решили привлечь родителей и показать им как дети проявляют самостоятельность. И провели праздничный квест для наших мам.

Квест - игра «Для мамочки, любимой!»

Игра проводилась в преддверии празднования дня матери, как итоговое мероприятие тематической недели «Моя семья». В начале ребятам задали вопрос о том, как они самостоятельно могут поздравить маму с праздником. В ходе беседы ребята решили накрыть праздничный стол для мамы. Но чтобы получить угощения, ребятам нужно было пройти ряд испытаний. И они отправились в путь. На станции «Интеллектуальная» по разным атрибутам дети должны были угадать профессию мам. На станции «Творческая» изготавливали открытку. На станции «Логической» нужно было сложить пазл с фотографией семьи. На спортивной станции состязались 2 команды. В ходе игры, участников на станциях встречали мамы, которые направляли детей на самостоятельное выполнение заданий. За правильно выполненное задание игроки получали угощение. В конце игры ребята вместе с мамами устроили праздничное чаепитие и поздравили их с праздником.

Семейная квест-игра «Мы за ЗОЖ!»

Проводилась в качестве итогового мероприятия проекта «Я такой!» приуроченного к тематической неделе: «Мое тело-мое здоровье». Целью игры было укрепление детско-родительских отношения. Закрепление знания о необходимых культурно-гигиенических навыках и пользе здорового питания и витаминов. Воспитание интереса к здоровому образу жизни, занятиям спортом.

В гости к детям пришел доктор Неболейка, чтобы помочь детям вспомнить, что нужно делать чтобы быть здоровым. Совместно с родителями дети проходили станции по маршрутному листу, отгадывали загадки, чтобы побороть вредных микробов, вспомнили правильный режим дня, закрепили правила гигиены и здорового питания. Рассказали родителям о пользе витаминов и где их можно найти. Соревновались в спортивных состязаниях. а за свою работу дети получали настоящие фрукты, из которых потом приготовили фруктово-витаминный салат.

У квест – игры есть ряд преимуществ, она:

• является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес, инициативность самостоятельность в ходе выполнения заданий;

• формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания и проявления инициативы;

• формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;

• обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;

• создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности;

• создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность;

• в ходе реализации можно комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого;

• возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать

бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"

3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

5. Николаева Н. В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / - (https://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).

6. Осяк С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

Прикреплённые файлы:

moja-prezentacija_h46i0.pptx | 17660,7 Кб
 
Публикации по теме:

Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять.

Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Семинар-практикум «Проектная деятельность в ДОУ как средство развития  самостоятельности и инициативы дошкольников» Проектная деятельность в ДОУ как средство развития  самостоятельности и инициативы дошкольников» Семинар-практикум Цель: Повышение  компетентности.

Детский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельностиДетский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельности Боева Светлана Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад №1", о. Муром Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности является.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Особенности театрализованной игры в развитии детей В.

Организация образовательного квеста в ДОО как средство развития детской самостоятельности и инициативы Организация образовательного квеста в ДОО. В настоящее время в отрасли «Образование» происходят существенные изменения. Это обусловлено,.

Проект на тему «Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности» Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста " Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 08:15
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД