Лучший педагог года

Познавательно-тематический вечер «Лен кудрявый, зеленой»

Ольга Попеленкова
Познавательно-тематический вечер «Лен кудрявый, зеленой»

Ход познавательного - тематического вечера

«Лен кудрявый, зелёной».

Дети входят в зал, здороваются

Воспитатель: Ребята, посмотрите как «необычно» убран сегодня наш музыкальный зал. И на нас с вами одежда не повседневная. «Сегодня вы красивые Сегодня вы счастливые Сегодня вы чудесные! И очень интересные!» Почему же сегодня все вот так

Дети:

Воспитатель: Обо всем вы догадаетесь в ходе нашей встречи. А сейчас отгадайте мою загадку. «На картине разные предметы Фрукты, овощи, цветы, да снедь Все живое, сочное, душистое, И огнем горит кувшина медь»

Публикация «Познавательно-тематический вечер „Лен кудрявый, зеленой“» размещена в разделах

Догадайтесь, о каком жанре изобразительного искусства в ней говорится.

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком жанре написана картина художника Стожарова «Лен».

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Что на ней изображено?

Дети: Ладья, берестяное ведёрко, прялка, веретёнца, старинная деревянная мялка, расшитый рушник.

Воспитатель: Это те предметы, с помощью которых происходят чудесные превращение главного героя этого натюрморта. Как вы думаете, что это за герой?

Дети: Лен.

Воспитатель: Вот это созревший лён, внутри его коробочек множество блестящих коричневых семян. А как лён вырос? Давайте вспомним, как сеяли лён в группе и как сеют лен в поле. С помощью карточек покажем, что было в начале. (Моделирование)

Дети: 1. Сеяли лён весной, сроки посевной определяли по приметам.

Воспитатель: А вы знаете по каким?

Дети: Кукушка закуковала.

Рябина зацвела.

Почки раскрылись.

2. Вскоре из семени вырастал зелёный стебелёк.

3. А к середине лета каждая веточка льна покрывалась ярко- голубым соцветием.

Воспитатель: Когда я была маленькая я видела поле цветущего льна. Это было прекрасно Поэт Яков Шведов об этом писал так:

«За деревней в нашем поле

Лён расцвёл, что бирюза

Голубой он, голубой он

Как у девушки глаза.

Дети: 4. Лён убирают, когда цветочки опали, когда стебли пожелтели, а головки забурели и подсохли. Лён выдёргивают с корнем, вяжут в снопы и ставят на поле просохнуть.

5. Затем обмолоченный лен топили в речке «вымокнуть».

6. Недели через две вынули лён из реки, просушили и стали «мять. Это старинные мялки, в которых дробили и плющили стебли льна. Есть пословица «Дроби лён доле - волокна будет боле».

7. Потом колотили трепалом, так что от бедного льна летела костра во все стороны.

8. И, наконец, чтобы волокно разгладить лён чесали гребнем. После прочёсывания гребень извлекал грубые волокна (паклю, а тонкие высокосортные (кудель) оставались.

9. Готовую кудель прикрепляли к прялке и пряли льняную нить, из которой ткут полотно.

Воспитатель: 10. А как ткут знаете? Давайте рассмотрим кусочек ткани. Видите как переплелись нити. Кто же их переплёл? Оказывается для этого существует специальный станок. Раньше он выглядел вот так. Проворно бегает челнок между натянутыми нитками и получается холст. А сейчас подойдём к нашей выставке и посмотрим есть ли здесь те предметы с помощью которых превращают лён в ткань?

Дети: Трепало, мялка, гребень, веретено, прялка.

Воспитатель: Трепало, мялка, гребень, веретено, прялка.

Итак, все эти предметы помогли льну превратиться в полотно. А что же

дальше? Дальше шили рубахи, платья, сарафаны, украшали их вышивкой,

вязали кружева. Так девушки готовили себе приданное- шили, вышивали,

вязали, да в сундук складывали Чем больше сундук, тем богаче невеста.

Особенно ценилось то приданное, в котором труд невесты есть.

Есть ли на нашей выставке старинные изделия изо льна?

Дети: Салфетки, полотенца, скатерть, сарафан.

Воспитатель: Как вы думаете, почему здесь стоят вот эти куклы?

Дети:

Воспитатель: Правильно, потому что на них (народный костюм) одежда из льна. А такую одежду сейчас носят? Почему?

Дети:

Воспитатель: В старину говорили «Какова пряха, такова на ней рубаха» Подумайте и объясните эту народную пословицу.

Дети:

Воспитатель: Скажите, глядя на эти предметы, что вам в них нравится, что удивляет, что волнует?

Дети:

Воспитатель: А в нашей городской квартире мы можем увидеть все эти предметы? Почему?

Дети:

Воспитатель: Так жили люди в старину, очень, очень давно я помню моя бабушка ткала, вышивала узор, вязала кружева. Вот теперь вы сами догадались почему так необычно убран зал и мы с вами так одеты. А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Из чего и для чего?» ,но для этого отгадайте загадку. В старину на Руси говорили: «Тело бросают, кожу носят, а голову едят».

Дети: Это лён (ставим в центр картинку лён).

Воспитатель: «Тело бросают»- это наружный слой стебля льна (костра, её выбрасывали в отходы. Но в современной промышленности используется для производства мебели, строительных плит, утеплителя для деревянного дома и бани (дети ставят картинки). «Кожу носят»- правда у льна нет никакой кожи, так в загадке называют длинные и прочные пучки волокон, из них делают ткани А из ткани - что? Одежда, обувь, сумки, парусина, брезент, пожарные рукава, мешковина, основа для ковров и линолеума, холсты для художников, батист (дети ставят картинки). «Голову едят»- когда лён поспевает на верхушках стеблей вырастают плоды- коробочки, в которых семена. Когда то их ели, как сейчас грызут семечки. Потом научились отжимать из них масло. На льняном масле готовят мази, лечащие тяжёлые ожоги. Из льняного масла делают лучшие сорта красок, мыла, кожи, линолеума. И ещё один секрет таит в себе льняное семя. Хотите этот секрет раскрыть? Для этого нам с вами нужно провести (опыт) эксперимент с льняными семенами. Хотите быть моими помощниками в этом эксперименте? (Дети соглашаются. Воспитатель насыпает льняные семена в

кофемолку.) Включаем, семена перемалываются и превращаются во

что? На что это похоже?

Дети: На муку.

Воспитатель: Что можно делать из муки?

Дети: Тесто.

Воспитатель: Что нужно добавить к муке, чтобы тесто получилось?

Дети: Яйцо, соль.

Воспитатель: В сегодняшнее тесто мы добавим только яйцо и соль, сахар лён не любит, можно добавить чеснок. Из теста выпекают оладушки. После занятия мы с вами гостей угостим и сами попробуем (дети ставят картинки). Загадка разгадана.

Придумали мастера как работать со льном и стали этому своих детей учить. Не было в давние времена ни учебников, ни детских книжек с картинками, ни школ. Как же дети запоминали всё, что надо сделать со льном?

Дети: Они играли.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем. Хоровод «Посеяли девки лён». Вернёмся к выставке. Что шили раньше мы рассмотрели, назвали, а сегодня ошибкой было бы считать, что из льна шьют традиционные сарафаны и другие предметы национальной одежды. Лён сегодня- это костюмы, брюки, бриджи, рубашки, спортивные пиджаки и бейсболки. И кукла здесь одета в какую одежду? Почему?

Дети:

Воспитатель: Показ моделей одежды. Одежда- это продолжение самого человека. Льняная одежда-залог здоровья и отличного самочувствия. Лён обладает редкостными бактерицидными свойствами- ни бактерии, ни грибок на нём не размножаются. Лён приятен имеет гладкую шелковистую поверхность. Лён называют природным кондиционером, за его чудесную способность «дышать», при этом в жаркое время обеспечивает ощущение прохлады, полное впитывание пота. В заключении нашего вечера нам хочется подарить всем гостям куколку, сделанную из волокна, которое остаётся после прочёсывания льна - пакли. Пусть они будут для вас талисманами, оберегами и приносят вам удачу во всем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по коммуникации для детей второй младшей группы на тему «Одежда» Конспект НОД по Коммуникации для детей второй младшей группы Тема: «Одежда». Цель: Уточнить представления детей об одежде, назначении.

Конспект занятия «Дом моделей» в старшей группе Программное содержание: формировать представления об одежде: назначение, процесс создания, учить правильно называть предметы одежды, выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-тематический вечер «Лен кудрявый, зеленой»
Опубликовано: 10 января 2015 в 23:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД