«Лепилкина копилка» (В поиске новых пластических материалов)

Марина Викторовна Архипенко
«Лепилкина копилка» (В поиске новых пластических материалов)

«Истоки способностей и дарования

детей - на кончиках их пальцев.

от пальцев, образно говоря,

тянутся тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник

творческой нити.

Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

(В. А. Сухомлинский)

Статья опубликована в журнале "Дошкольное воспитание" №4 2013г.

Есть одна благодатная тема, питающая любопытство маленького человечка – это работа с разнообразными пластическими материалами. Каждый из них – тайна, которую можно предложить ребёнку раскрыть.

В коррекционном детском доме для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья города Черемхово Иркутской области, которым руководит Наталья Валерьевна Морозова, с этой целью в помещении изостудии оборудована пластическая мастерская для кружковой работы со старшими воспитанниками, имеющими склонность и интерес к изобразительной деятельности, сочетающиеся нередко с ярко выраженными способностями.

Кружок занимает важное место в системе художественно-эстетического воспитания детей детского дома и осуществляет специальные задачи «Программы для коррекционных учреждений».

Педагогом изостудии разработан исследовательский проект «Лепилкина копилка», основанный на взаимодействии в работе педагога и детей. Перед маленькими исследователями встала проблема: выявить пластические материалы для мастерской любимого персонажа - гнома Лепилкина.

Цель проекта: обогащение отношений педагога и детей с нарушением интеллекта опытом ведения совместной исследовательской деятельности. Развитие свободной, с творческими задатками личности ребёнка.

Задачами проекта стало:

1. Развитие познавательных способностей детей, элементов творческого воображения.

2. Формирование предпосылок поисковой деятельности детей и интеллектуальной инициативы, навыков сотрудничества.

3. Развитие технических навыков и умений детей в работе с различными пластическими материалами.

4. Воспитание положительных качеств личности детей.

5. Коррекция процессов сенсомоторного и психического развития.

(Таблица 1)

Методика лепки из любого материала проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на развитие ребёнка. Лепка не только развивает элементы творческих проявлений у детей, формирует чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывает на ребёнка определённое психотерапевтическое воздействие, что так необходимо детям с отклонениями в развитии.

Руки и пальцы с их тонкой моторикой учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого рационального, анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздать окружающий предметный мир.

И. П. Павлов утверждал, что «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова подтверждает: «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё речевая зона мозга».

Кроме того, занятия лепкой полезны для развития мелких и точных движений рук. От задействованных сгибательных и разгибательных мышц импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию.

Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка.

Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.

Трудно переоценить воспитательное значение лепки для развития детей. Лепка развивает трудовые навыки и привычки, формирует такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность в работе.

В пластической мастерской изостудии детского дома дети имеют возможность не только осваивать способы и приёмы лепки из глины, пластилина, солёного теста, бумаги, но и экспериментировать с их пластическими свойствами.

(Рисунок 1,2).

Важно, чтобы ребёнок сам совершал какие-то пластические действия, движимый естественным любопытством. Первое открытие: это какой-то интересный материал, который легко изменяется, отзывается на движение рук, хранит следы прикосновений.

Манипулируя с материалом, ребёнок делает новые открытия. Теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может отщипнуть, оторвать, открутить кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё.

В какой-то момент у ребёнка начинают появляться ассоциации с разными формами знакомых предметов. Так начинается переход к пластическому изображению – лепке.

Никакие другие виды творчества не дают возможности детям так осязаемо почувствовать материал, как лепка из него. А материал, из которого ребёнок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы.

Лепка из разнообразных пластических материалов неизменно ведёт детей к динамичному и жизнерадостному творчеству. У них появляются любимые материалы, которым отдаётся большее предпочтение. Наши воспитанники вне занятий в кружке продолжают самостоятельно выявлять пластические материалы в окружающей среде: в групповой комнате, на прогулке и экспериментировать с их пластическими свойствами. Со своими открытиями и умозаключениями они спешат поделиться с товарищами и педагогами. Так были «открыты» детьми пластические особенности и свойства увлажнённого песка, земли, снега и фантиков от конфет, жевательной резинки.

У детей появился стойкий интерес к лепке, они освоили разные способы и приёмы, научились оформлять и сохранять свои работы, работать коллективно и парами, стали организованнее, терпимее.

Конечно, в процессе работы маленьким исследователям случалось пройти через неудачи и трудности, огорчения и разочарования. Но именно благодаря этому они приобрели ценный опыт и вновь были готовы исследовать и творить, ведь полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение стоят неизмеримо дороже.

Тайны бумажной пластики

Работая с детьми над проектом «Лепилкина копилка», неожиданно нас привлекла и захватила работа с бумагой. Оказалось, бумага необычайно пластична. И у каждого вида бумаги свой характер, характерные специфические свойства, что предоставляет широкую возможность для эксперимента. Хочется поделиться результатами наших с детьми поисков и открытий в работе с бумагой.

Бумажную пластику можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, коллажа.

Формообразование в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых форм разной величины – округлых смятых комочков, скрученных бумажных жгутиков, руликов. Мы использовали с детьми бумагу только мягких сортов: салфетки, газету, фантики из-под конфет, туалетную бумагу. Условие одно: бумага должна легко скручиваться или сминаться, сохраняя форму.

Позже мы стали создавать объёмные изображения на плоскости из полученных бумажных модулей. Иногда использовали в работе шаблон, обводили его на бумаге, смазывали контур клеем, а потом «колдовали» над рисунком со своими комочками и жгутиками. (Рисунок 3,4).

На следующем этапе мы объединили тестопластику и бумажную пластику вместе. Так появились коллективные работы «Бяша» и «Гном Лепилкин» (Рисунок 5,6).

Работа с бумагой подсказала идею использовать в пластике ещё один весьма привлекательный материал для детей – мягкую фольгу (станиоль). Этот довольно пластичный материал вполне годится для лепки небольших фигурок. Они получаются лёгкими, изящными, очень необычными.

Самое простейшее изображение из фольги – шарики, которые можно скатать, соединить их с помощью нитки и иголки, получая бусы и браслеты.

Познавая свойства бумаги, освоили мы с детьми и сложную технику работы с бумажной массой, которую готовили вместе: сначала разрывали на мелкие кусочки бумажные ячейки для яиц, замачивали их в кипятке, отжимали, смешивали с обойным клеем и переминали до консистенции мягкой глины.

Затем руками кусочки массы разминали на поверхности формы или контурного изображения из картона так, чтобы не было просветов. Поверхность разглаживали пальцами. В этой технике мы обклеивали жестяные банки, коробки, превращая их в карандашницы и шкатулки. Высохшие формы украшали налепами из бумажной массы и расписывали гуашью.

Процесс работы с бумажной массы весьма трудоёмкий и долгий, требующий от ребят большого терпения и работоспособности, но результат приносит удовлетворение и понимание: «Мы сделали это вместе!».

Интерьер изостудии мы с детьми украсили, создавая отдельные изображения в этой сложной технике. Так в уголке самооценки, в импровизированном «окне» появились персонажи - дядюшка Кактус и кот Рыжик, которые стали полноправными участниками наших занятий в изостудии, каждый раз предлагая детям новые проблемы и задачи, они ориентируют их на самостоятельный поиск решения этих проблем.

(Рисунок 7, 8, 9).

Впереди у кружковцев – новые открытия, ведь неоткрытых ими пластических материалов ещё много. Они их обязательно «откроют» и исследуют своими чуткими пальцами.

Архипенко Марина Викторовна -

воспитатель изостудии

коррекционного детского дома для детей

с ограниченными возможностями здоровья

города Черемхово Иркутской области

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками.Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Лепилкина копилка» (В поиске новых пластических материалов)
Опубликовано: 18 мая 2013 в 09:31
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...