Лучший педагог года

Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности

Виктория Долгополова
Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности.

Публикация «Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности» размещена в разделах

Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс. Постепенно ребенок учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций.

Базовые ценности личностно-ориентированного образования заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Личностно – ориентированная система образования исходит из “приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного процесса обучения”. То есть дошкольник не становится, а изначально является субъектом познания.

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.

На занятиях педагогу необходимо:

• учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;

• обеспечивать развитие речи и мышления;

• вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;

• создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;

• способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;

• обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.

Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий – личностно-ориентированный подход. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Для нивелирования негативных действий множества факторов риска для здоровья детей, логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию не только речевых расстройств, но и развития личности в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж; логоритмика, глазодвигательная гимнастика, мышечная релаксация.

1. Дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания оптимизирует кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Формирует произвольную саморегуляцию, что в свою очередь улучшает ритмику организма (сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д., а также развивает самоконтроль над поведением.

Я использую разные дыхательные упражнения в зависимости от лексических тем.

Упражнение «Дует, дует ветерок»

Дыхательный тренажёр сделан из картона, на котором внутри вырезано окно и нарисованы оконные наличники. На верхний край рисунка приклеена тонкая ткань. Дать ребёнку подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны.

Упражнение «Ладошки»

Давайте с вами проведем простое дыхательное упражнение «Ладошки» по системе Стрельниковой, которое эффективно не только для детей, но и для взрослых. Вдох – резкий, шмыгающий через нос, произвольный выдох через нос. Сжимаем пальцы в кулаки (8 раз).

2. Пальчиковая гимнастика, самомассаж. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления, что является одной из составляющих психоэмоционального здоровья.

Я использую разные пальчиковые гимнастики. Одно из тех, которые нравятся детям:

Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – “бутон”)

Распускают лепестки (разводят пальцы в стороны, запястья соединены – “раскрылся бутон”)

Ветерок чуть дышит (тихонько дуют на цветок)

Лепестки колышет (Качают “цветком”)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами “бутон”)

Головой качают (покачивают “бутоном” вправо – влево,

Тихо засыпают (сомкнутые соединенные ладони складывают в кулачки – “цветки спят”)

Утром ранним все цветки (вновь делают “бутон”, постепенно поднимают его вверх – “бутон” тянется к солнцу)

Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – “бутон” расцвел).

Удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления.

Согреем наши руки при помощи «волшебных» мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

Упражнение с Су – Джок

Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой качну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

3. Артикуляционная гимнастика. С помощью артикуляционной гимнастики – вырабатываются плавные полноценные движения органов артикуляции, необходимые для чистого произношения звуков. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Маляр».

4. Логоритмика. В сотрудничестве с музыкальным руководителем я провожу логоритмические занятия. Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействуют на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Способствуют развитию эмоциональности, навыков общения, расширению у детей словаря.

«Хлопья белые»

Хлопья белые летят.

(Руки поднимаем, опускаем)

Холоднее стало,

(Приседания.)

Только, зимушка, ребят

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Ты не испугала.

(Прыжки на месте.)

Нет! Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.

5. Глазодвигательная гимнастика. Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Зрительная гимнастика используется: для укрепления мышц глаз, для расширения поля зрения, улучшения восприятия.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Упражнение «Метелки»

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, снежок сметите,

Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

Упражнение для глаз «Белка и дятел»

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,

Дятла вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).

Вот орешки: раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).

И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

6. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, поможет снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Упражнение «Огонь и лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.

Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию полноценной гармоничной личности.

Публикации по теме:

Игры для сплочения детского коллектива. Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста Игры на сплочение детского коллектива Представленные игры направлены на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми младшего.

Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности Для достижения цели определены следующие задачи: Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем.

Социально-личностное развитие посредством музейной педагогики 1. Детский сад – первая ступень социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива является.

Коммуникативно-личностное развитие дошкольников Коммуникативно – личностное развитие детей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация. Общение – это взаимодействие двух (или более).

Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей» Коррекционно - развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Формы и методы мониторинга социального развития детей». Свое выступление.

Сетевой проект «Социально-личностное развитие дошкольников посредством приобщения к миру искусства» Одной из отличительных характеристик патриотизма является его социальная содержательность. Дошкольному образованию принадлежит ведущая роль.

Консультация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование» Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование. Теоретическую основу работы по данной теме мы.

Социально-личностное развитие. Социализация. Подготовительная группа (май) Социально-личностное развитие. Социализация. (Форма работы. Тема.) Приобщение к элементарным и общепринятым нор-мам и правилам взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольника. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Фотографии об экскурсии в банк. Социально-личностное развитие ребёнка дошкольного возрастаФотографии об экскурсии в банк. Социально-личностное развитие ребёнка дошкольного возраста Воспитатель Коломиец Г. А. Педагоги детского сада уделяют большое внимание социально-личностному развитию ребёнка дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 12:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД