«Листвы прощальная краса». НОД по развитию речи в старшей группе по ОО «Коммуникация»

Наталья Первакова
«Листвы прощальная краса». НОД по развитию речи в старшей группе по ОО «Коммуникация»

«Листвы прощальная краса»

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе.

(коммуникация)

Программные задачи.

Учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи распространённые предложения.

Продолжать работу над развитием связной речи: закреплять умение отвечать на вопросы, составлять рассказы по картине, заучивать скороговорку.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над антонимами.

Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.

Словарная работа. Хмурая, дождливая, тихая, печальная, золотая, дубовый, разноцветная, кленовый, берёзовый.

Материал к занятию: иллюстрации на осеннюю тему, бумажные листочки: дуба, клёна, берёзы. Рисунки с точками листьев, корзина, цветные каранда-ши, экран, проектор, магнитофон, аудиозапись.

Предварительная работа. Рассматривание картин и иллюстраций об осени. Чтение и заучивание стихов, пословиц, скороговорок на тему «Осень». Рисование осенних пейзажей.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в зал. У каждого на одежде бейджик. Воспитатель встречает детей.

Проходите, дети, я вас жду, возьмитесь за руки и сделайте круг.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Наталья Фёдоровна.

Сегодня я проведу с вами занятие, посвященное прекрасному времени года. А какое это время года вы узнаете, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень).

Дети. Это – осень.

Воспитатель. Конечно же, осень. А сейчас какое время года?

Дети. Осень.

Воспитатель. Верно. А теперь давайте вместе с вами вспомним осенние месяцы, я буду начинать, а вы продолжать. Сен, ок, но. .

Повтори Саша, а теперь Дима…. Назови Таня первый осенний месяц?

Воспитатель. Чем отличается осень от лета? Какой стал день? Что произошло с листьями?

(Предполагаемые ответы детей: день стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Дни стали холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в тёплые края. Люди одеваются теплее.)

Воспитатель. Умницы, много назвали примет осени.

А сейчас, ребята, посмотрите на экран, осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя.

На этой картине осень ранняя. Листья на деревьях ещё зелёные. Можно сказать: солнечная, ласковая, тихая. Повтори, Валя, Таня….

Здесь изображена золотая осень. У деревьев почти все листья жёлтые. Такую осень можно, назвать: расписная, красивая, разноцветная. Скажи, Марина, какая это осень.

Это - поздняя осень, отличается от других тем, что деревья без листьев, трава пожелтела, завяла. Так и хочется сказать: хмурая, ненастная, грустная, дождливая. Ты запомнил, Данил, какая бывает осень.

- А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, возьмитесь за руки, сделайте полукруг.

Я хочу вам предложить игру «Осенние слова». Кому я брошу в руки мяч, тот назовёт осеннее слово. Приготовились. Скажи, какая бывает осень?

(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная)

-Молодцы, ребята. Присядьте на свои места.

Поэты посвятили этому времени года много произведений. В стихотворении «Листопад», Иван Бунин, так сказал об осеннем лесе, послушайте отрывок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Вы внимательно слушали стихотворение? А теперь ответьте

мне, о каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (золотой поре, о середине осени.)

Как поэт описал осенний лес? Какие слова подобрал для его описания? (Задумчивый, унылый, тихий, расписной).

- Верно, поэт нам прямо говорит о середине осени, о золотой поре.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какие разные бывают листья! (Раздать листья клена, дуба, березы).

-У вас в руках листья, внимательно посмотрите каждый на свой листок, и ответьте.

-С какого дерева оранжевый листок?

(Этот листок с клёна).

-Как его можно назвать, одним словом? Какой лист?

(Кленовый).

-Зеленый листок совсем другой формы, он с какого дерева?

(С дуба).

- Какой лист?

(Дубовый).

-А как думает Света? А как ты считаешь, Марат?

-Кто, мне скажет, а с какого дерева зеленые листья? (С березы).

-Какой лист? (березовый). Карим, это березовый лист?

Вдруг подул осенний ветерок, (дыхательная гимнастика: наберите полную грудь воздуха и подуйте на листья, как это делает ветер). Закружились осенние листья. Давайте и мы покружимся как осенние листья. Встаньте, и выполняйте движения, вместе со мной. (Звучит музыка.)

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья под ноги тихо ложатся.

(Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движения руками вправо-влево).

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся).

-Молодцы, присядьте на свои места.

- Ребята, скажите мне, как называется явление в природе, когда осыпаются листья? (Это явление называется листопад). Повтори Люба.

- Давайте вместе с вами придумаем слова похожие на слово – лист. Как можно назвать ласково? Листочек, листик, а если их много? А когда они опадают? (Листопад.)

- Молодцы, много похожих слов придумали.

- А теперь я соберу листочки, и поставлю их в вазу. Вот какой букет получился.

-Послушайте скороговорку.

Скороговорка.

Все клёны стали рыжие

И не один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие –

Кому какая разница!

(Читаю быстро, затем четко 2-3 раза). Давайте заучим эту скороговорку.

-Теперь повторяйте вместе со мной. Коля, повтори первую строчку, Даша скажет вторую и т. д. Каждую строчку по 2 раза). Сейчас все вместе скажем скороговорку. А кто сможет рассказать ее сам. Давайте вместе со мной быстро расскажем скороговорку.

- Умницы.

- Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая о ней музыкой, словами, красками.

Обратите внимание на эту картину. (У картины стать слева направо). Её написал великий художник И. Левитан, он выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

-Правильно. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, солнечный свет осеннего дня…

-Ребята, что вы видите на переднем плане картины? (Березы).

-Какие они? (тонкие, белоствольные, в ярко-желтых платьях).

Тонкие березки с белыми стволами, нарядились в ярко-желтые платья.

- Как вы думаете, изобразил художник ветер или нет? Почему вы так считаете?

Правильно, дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце.

-Что еще изображено на картине? (Река.) скажи полным ответом.

Да, по лугу протекает темно-синяя река.

-А что вы видите на изгибе реки? Какая она?

Одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная как свечка.

-Что мы видим вдалеке? А что видит Сережа?

Да, вдалеке виднеется зелено-коричневый лес, ярко-зеленое поле.

-Есть ли на небе облака?

Согласна, небо голубое-голубое с легким белым облачком.

-Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?

Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем.

-Правильно. А теперь давайте попробуем составить рассказ по этой

картине

В нем нужно рассказать об осеннем дне, о небе, об облаках, о солнце, о березах. Поможет составить рассказ вот такая схема. Послушайте рассказ, который составила я.

Примерный рассказ.

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. По лугу протекает темно-синяя река. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья и ярко-зеленое поле.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах.

-А кто из вас хочет рассказ по картине? (2-3 ребенка составляют рассказ).

Если не могут активизировать детей. Попробуй Даша, помоги Ваня…

-, Умницы, очень хороший рассказ вы составили.

У меня есть ещё задание для вас, но вначале поиграем с пальчиками.

Физминутка «Про листочки»

Раз, два, три, четыре, пять –

(сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы,

(загибают большой палец)

Листья рябины,

(загибают указательный палец)

Листики тополя,

(загибают средний палец)

Листья осины,

(загибают безымянный палец)

Листики дуба

(загибают мизинец)

Мы соберем.

Маме осенний

(сжимают и разжимают кулачки)

Букет принесем.

- Ребята, тихонечко пройдите к столам за Даниилом, и пройдите к столам, присядьте на стулья. У каждого на столе лежит альбомный лист, возьмите его, переверните и положите перед собой.

-Волшебница осень приготовила для вас еще одну загадку. Разгадать ее поможет карандаш. Возьмите его и соедините точки, так чтобы получился рисунок. Начинать нужно сверху, слева на право. Приступайте к работе. (Обратить внимание, чтобы все дети сели за столом правильно). (Задержавшиеся дети дорисовывают, а те, кто выполнил задание, участвуют в беседе). Отлично. Саша, что у тебя получилось? Какой лист? А у тебя?

-Все дети справились с заданием, аккуратно соединили все точки, и получились у вас кленовые, дубовые, березовые листочки.

-А теперь вставайте, повернитесь за Машей и подойдите ко мне, возьмитесь за руки и сделайте круг.

Итог.

На прощанье хочу с вами поиграть в игру «Кто знает – пусть отвечает». За правильный ответ получите листочек.

Какая бывает осень? Назовите первый осенний месяц? Как называется лист от клёна? А лист берёзы? Назовите слова похожие на слово лист?

Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы активно работали, а теперь пришла пора прощаться.

До свидания.

Дети под музыку уходят.

Публикации по теме:

Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных».Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.

Мультимедийная игра «Каким соком угощаешь?» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Данную мультимедийную игру можно использовать как часть занятия в непосредственной образовательной деятельности (область коммуникация).

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Деревья и листья
Автор публикации:
«Листвы прощальная краса». НОД по развитию речи в старшей группе по ОО «Коммуникация»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 13:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя», посвященный Дню Матери, старший дошкольный...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя! » , посвященный Дню Матери, для детей старшего дошкольного возраста , в соответствии с ФГОС ДО» Цели:...