Получи документы

Литературная викторина

Светлана Черных
Литературная викторина

Литературная викторина

Цель: Закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях.

Задачи: Образовательная. 1. Выявить представления о жанровых особенностях сказки, стихотворения, малых фольклорных форм.

2. Соотносить переносное значение образных выражений в соответствующей литературной или речевой ситуацией.

3. Учить отвечать полными предложениями с использованием литературного текста.

Развивающая: 1. Формировать внимание, память, логическое мышление.

Публикация «Литературная викторина» размещена в разделах

Воспитательная: 1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2. Учить понимать характер героев, смысл художественного произведения.

Методика проведения:

народные названия месяца декабрь, стихотворное описание примет декабря;

книжки с иллюстрациями; пение песенок героев английской сказки “Три поросенка” (физминутка); проигрывание сюжета сказки “ Теремок” на фланелеграфе; рассказ детей о предыдущих и последующих событиях русской народной сказки “ Гуси- лебеди” по иллюстрации.

Словарная работа:

лютень, студень, трудолюбивый

Материал:

книги с иллюстрациями: английская сказка “Три поросенка”, украинские сказки “Колосок”, “Рукавичка”, русские народные сказки: “Лисичка- сестричка и серый Волк”, “Теремок”, иллюстрация к русской народной сказке “Гуси-лебеди”, стихотворение- описание примет декабря

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель:

Ребята, на дворе зима, декабрь.

В древности декабрь называли лютень, студенец Как вы думаете: почему?

Дети:

В декабре холодно, морозно, студено.

Воспитатель:

Умницы! Вы угадали.

А сейчас подумайте как говорили о декабре в народе:

Леденье пришло

Зиму в дом привело

В сани коней запрягло

В путь дорожку вывело

Снег заледенило

Лед на речке вымело

Ребят в санки усадило

С горки покатило

А еще вы знаете, что зимой светлый день короткий,

поэтому в старину к вечеру разжигали огонь, садились кружком

и рассказывали сказки. А вы знаете сказки?

Дети: Да!

Воспитетель:

А вот сейчас и проверим! Сегодня к нам в гости сказки пришли! Посмотрите на обложки.

Как называется сказка, в которой неожиданно пришла зима и были два ленивых и один трудолюбивый герои?

Дети:

Английская сказка “Три поросенка”

Воспитатель:

Кто из поросят был ленивым? Почему?

Дети:

Ниф- ниф, потому что он построил дом из соломы Нуф- нуф, потому что он построил дом из веток Воспитатель:

А каким был Наф- наф?

Дети:

Наф- наф - трудолюбивый, потому что построил каменный дом (дом из камня)

Физкультурная минутка:

Пение с движениями песенок поросят Песенка Ниф- ниф:

Хоть полсвета обойдешь, обойдешь,обойдешь Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь Песенка Нуф- нуф:

У меня хороший дом, новый дом, прочный дом,

Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром Песенка поросят:

Хоть полсвета обойдешь, лучше дома не найдешь Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь:

Волк из леса никогда, не вернется к нам сюда! Воспитатель:

Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на обложки сказок Нет ли там сказки с похожими героями?

Дети:

Есть. Это украинская народная сказка “Колосок”

Воспитатель:

Правильно. А кто герои этой сказки?

Дети:

Мышата Круть и Верть, Петушок Воспитатель:

Угадали! А какими были мышата? Петушок? Почему?

Дети:

Круть и Верть были ленивые, потому что не помогали Петушку. Петушок был трудолюбивый, потому что обмолотил колосок, испек пирожки Воспитатель:

Правильно! И сейчас я зачитаю, как Петушок наказал ленивых мышат. (Зачитать окончание сказки)

Воспитатель:

А кто догадается, герой какой сказки приговаривал:

“Ловись рыбка и мала и велика”

Дети:

Это русская народная сказка “Лисичка- сестричка и серый Волк” Воспитатель:

Молодцы, отгадали! А каким был Волк в сказке? Почему?

Дети:

Глупым, потому что поверил Лисе Воспитатель:

Я с вами согласна. А какой вы увидели Лису? Почему?

Дети:

Хитрой, злой, потому что обманула Волка Воспитатель:

Правильно! А как вы понимаете выражение:

“Ясни, ясни на небе звезды?”

Дети:

Лиса хотела, чтобы звезды были яркими. Яркие звезды-к морозу Воспитатель:

Правильно! Ачто приговаривала Лиса, когда Волк сидел над прорубью?

Дети:

“Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!” Воспитатель:

Хорошо! Но вот объясните мне ребята, почему Лиса приговаривала:”Битый не битого везет”

Дети:

Волка избили крестьянки, которые шли за водой, а Лиса прикинулась избитой, поэтому ее вез Волк на себе Воспитатель:

Вы просто умницы! А теперь я предлагаю вам назвать сказку по обложке

Дети:

Это русская народная сказка “Теремок”

Воспитатель:

(выставляя фланелеграф). Правильно отгадали и поселились в теремке (выставить по одному герою) Воспитатель: Дети:

Мышка. - норушка

Лягушка. -квакушка

Зайчик. -попрыгайчик

Лисичка. -сестричка

Волчок. -серый бочок

Медведь. -косолапый

Воспитатель:

Я рада, что вы запомнили героев сказки. А вот совсем

недавно я знакомила вас с похожей украинской народной сказкой

Она называлась.

Дети:

“Рукавичка”

Воспитатель:

Верно! А так ли назвали героев этой сказки, как из русской народной сказки “Теремок”?

Дети:

нет

мышка- поскребушка лягушка- попрыгушка зайчик- побегайчик медведь- батюшка кабан- клыкан

/

Воспитатель:

Просто умницы!Все помните. А кто расскажет окончание сказки “Теремок”? (рассказ детей)

Воспитатель:

Спасибо! А чем закончилась история с рукавичкой?

(рассказ детей)

Воспитатель:

В общем, итог один: звери остались без домиков, но я уверена, что домики они себе построят. А вот, вы сумеете ли отгадать мою загадку? Из какой русской народной сказки эта иллюстрация? (выставить иллюстрацию)

Дети:

Она из русской народной сказки “Гуси-лебеди”

Воспитатель:

Правильно отгадали. Но почему девочка с братцем спрятались под деревом? От кого?

Дети:

Гуси-лебеди хотели отнять братца Воспитатель:

А как дети попали в лес?Чьи это гуси?

(ответы детей)

Воспитатель:

Неужели сестра не спасет братца?

(ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы! А как вы думаете,почему яблонька, печка, реченька укрывали детей?

(ответы детей)

Воспитатель:

Значит девочка была какой?

Дети:

Доброй, умной, отзывчивой Воспитатель:

А кто помнит, дети добрались до дома?

(ответы детей)

Воспитатель:

Правда. Сестра спасла братца. Добро победило зло. В других сказках- линивые наказаныю. Сказки нас учат добру, хорошим поступкам.

Не зря говорится : “ Сказка ложь да в ней намек: добрым девицам да молодцам урок!”

Ребята, сказки вас любят и говорят вам : “Спасибо!”

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Работа кружка по интересам «Страна Читалия» (подготовительная к школе группа) Задачи программы Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней. • Воспитывать новые по сравнению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная викторина
Опубликовано: 13 января 2014 в 21:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД