Литературная викторина

Светлана Черных
Литературная викторина

Цель: Закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях.

Задачи: Образовательная. 1. Выявить представления о жанровых особенностях сказки, стихотворения, малых фольклорных форм.

2. Соотносить переносное значение образных выражений в соответствующей литературной или речевой ситуацией.

3. Учить отвечать полными предложениями с использованием литературного текста.

Развивающая: 1. Формировать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательная: 1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2. Учить понимать характер героев, смысл художественного произведения.

Методика проведения:

народные названия месяца декабрь, стихотворное описание примет декабря;

книжки с иллюстрациями; пение песенок героев английской сказки “Три поросенка” (физминутка); проигрывание сюжета сказки “ Теремок” на фланелеграфе; рассказ детей о предыдущих и последующих событиях русской народной сказки “ Гуси- лебеди” по иллюстрации.

Словарная работа:

лютень, студень, трудолюбивый

Материал:

книги с иллюстрациями: английская сказка “Три поросенка”, украинские сказки “Колосок”, “Рукавичка”, русские народные сказки: “Лисичка- сестричка и серый Волк”, “Теремок”, иллюстрация к русской народной сказке “Гуси-лебеди”, стихотворение- описание примет декабря

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель:

Ребята, на дворе зима, декабрь.

В древности декабрь называли лютень, студенец Как вы думаете: почему?

Дети:

В декабре холодно, морозно, студено.

Воспитатель:

Умницы! Вы угадали.

А сейчас подумайте как говорили о декабре в народе:

Леденье пришло

Зиму в дом привело

В сани коней запрягло

В путь дорожку вывело

Снег заледенило

Лед на речке вымело

Ребят в санки усадило

С горки покатило

А еще вы знаете, что зимой светлый день короткий,

поэтому в старину к вечеру разжигали огонь, садились кружком

и рассказывали сказки. А вы знаете сказки?

Дети: Да!

Воспитетель:

А вот сейчас и проверим! Сегодня к нам в гости сказки пришли! Посмотрите на обложки.

Как называется сказка, в которой неожиданно пришла зима и были два ленивых и один трудолюбивый герои?

Дети:

Английская сказка “Три поросенка”

Воспитатель:

Кто из поросят был ленивым? Почему?

Дети:

Ниф- ниф, потому что он построил дом из соломы Нуф- нуф, потому что он построил дом из веток Воспитатель:

А каким был Наф- наф?

Дети:

Наф- наф - трудолюбивый, потому что построил каменный дом (дом из камня)

Физкультурная минутка:

Пение с движениями песенок поросят Песенка Ниф- ниф:

Хоть полсвета обойдешь, обойдешь,обойдешь Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь Песенка Нуф- нуф:

У меня хороший дом, новый дом, прочный дом,

Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром Песенка поросят:

Хоть полсвета обойдешь, лучше дома не найдешь Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь:

Волк из леса никогда, не вернется к нам сюда! Воспитатель:

Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на обложки сказок Нет ли там сказки с похожими героями?

Дети:

Есть. Это украинская народная сказка “Колосок”

Воспитатель:

Правильно. А кто герои этой сказки?

Дети:

Мышата Круть и Верть, Петушок Воспитатель:

Угадали! А какими были мышата? Петушок? Почему?

Дети:

Круть и Верть были ленивые, потому что не помогали Петушку. Петушок был трудолюбивый, потому что обмолотил колосок, испек пирожки Воспитатель:

Правильно! И сейчас я зачитаю, как Петушок наказал ленивых мышат. (Зачитать окончание сказки)

Воспитатель:

А кто догадается, герой какой сказки приговаривал:

“Ловись рыбка и мала и велика”

Дети:

Это русская народная сказка “Лисичка- сестричка и серый Волк” Воспитатель:

Молодцы, отгадали! А каким был Волк в сказке? Почему?

Дети:

Глупым, потому что поверил Лисе Воспитатель:

Я с вами согласна. А какой вы увидели Лису? Почему?

Дети:

Хитрой, злой, потому что обманула Волка Воспитатель:

Правильно! А как вы понимаете выражение:

“Ясни, ясни на небе звезды?”

Дети:

Лиса хотела, чтобы звезды были яркими. Яркие звезды-к морозу Воспитатель:

Правильно! Ачто приговаривала Лиса, когда Волк сидел над прорубью?

Дети:

“Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!” Воспитатель:

Хорошо! Но вот объясните мне ребята, почему Лиса приговаривала:”Битый не битого везет”

Дети:

Волка избили крестьянки, которые шли за водой, а Лиса прикинулась избитой, поэтому ее вез Волк на себе Воспитатель:

Вы просто умницы! А теперь я предлагаю вам назвать сказку по обложке

Дети:

Это русская народная сказка “Теремок”

Воспитатель:

(выставляя фланелеграф). Правильно отгадали и поселились в теремке (выставить по одному герою) Воспитатель: Дети:

Мышка. - норушка

Лягушка. -квакушка

Зайчик. -попрыгайчик

Лисичка. -сестричка

Волчок. -серый бочок

Медведь. -косолапый

Воспитатель:

Я рада, что вы запомнили героев сказки. А вот совсем

недавно я знакомила вас с похожей украинской народной сказкой

Она называлась.

Дети:

“Рукавичка”

Воспитатель:

Верно! А так ли назвали героев этой сказки, как из русской народной сказки “Теремок”?

Дети:

нет

мышка- поскребушка лягушка- попрыгушка зайчик- побегайчик медведь- батюшка кабан- клыкан

/

Воспитатель:

Просто умницы!Все помните. А кто расскажет окончание сказки “Теремок”? (рассказ детей)

Воспитатель:

Спасибо! А чем закончилась история с рукавичкой?

(рассказ детей)

Воспитатель:

В общем, итог один: звери остались без домиков, но я уверена, что домики они себе построят. А вот, вы сумеете ли отгадать мою загадку? Из какой русской народной сказки эта иллюстрация? (выставить иллюстрацию)

Дети:

Она из русской народной сказки “Гуси-лебеди”

Воспитатель:

Правильно отгадали. Но почему девочка с братцем спрятались под деревом? От кого?

Дети:

Гуси-лебеди хотели отнять братца Воспитатель:

А как дети попали в лес?Чьи это гуси?

(ответы детей)

Воспитатель:

Неужели сестра не спасет братца?

(ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы! А как вы думаете,почему яблонька, печка, реченька укрывали детей?

(ответы детей)

Воспитатель:

Значит девочка была какой?

Дети:

Доброй, умной, отзывчивой Воспитатель:

А кто помнит, дети добрались до дома?

(ответы детей)

Воспитатель:

Правда. Сестра спасла братца. Добро победило зло. В других сказках- линивые наказаныю. Сказки нас учат добру, хорошим поступкам.

Не зря говорится: “Сказка ложь да в ней намек: добрым девицам да молодцам урок!”

Ребята, сказки вас любят и говорят вам: “Спасибо!”

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Работа кружка по интересам «Страна Читалия» (подготовительная к школе группа) Задачи программы Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней. • Воспитывать новые по сравнению.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Литературная викторина
Опубликовано: 13 января 2014 в 21:20
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...