Папки-передвижки

Логопедическая ритмика как средство развития музыкальных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста

Ольга Быкова
Логопедическая ритмика как средство развития музыкальных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА :

«Логопедическая ритмика, как средство развития музыкальных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста» (дети 5 – 7 лет).

Публикация «Логопедическая ритмика как средство развития музыкальных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Что такое логоритмика? Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задачи включается речевой материал над качеством которого призвана работать логоритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Таким образом логоритмика – это методика опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств у детей 5 – 7 лет путём развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи : Обучающая:

1. Выработка чётких координационных движений во взаимо

связи с речью.

2. Уточнение артикуляции.

3. Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающая :

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие слухового внимания и двигательной памяти.

Воспитательная :

1. Воспитание творческой фантазии и воображения.

Актуальность.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста- логопеда.

Цель нашей работы: помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы педагогу необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей 5 – 7 лет.

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны сознавать и родители и педагоги.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёг-

кость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а явля-

ется его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчё ркивали многие исследователи :

Профессор В. А. Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение. По мнению Е. В. Чаяновой и Е. В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. О значении логоритмики писали : Самойленко, Власова, Гринер. Они подчёркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребёнка.

Для более успешной и эффективной работы по данному направлению необходимо определить условия, при которых логопедическая ритмика становится эффективным средством музыкально- речевого развития детей дошкольного возраста.

Особенности речевого развития детей 5-7лет.

Ребёнок 5- 7 лет способен замечать особенности произношения других детей, некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков. Однако встречаются недостатки в произношении шипящих, их нечёткое произношение, «р» заменяется «л», наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков. Запас слов увеличивается до 2500- 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений.

Возрастает количество простых распространённых, а также сложных предложений. Ребёнок усваивает основные закономерности изменения слов и соединении их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Дети в этом возрасте способны пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине. Хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая. Ребёнок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные предложения.

Особенности музыкального развития детей 5- 7 лет.

Особенности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней – задача педагога. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребёнок к семи годам не в состоянии будет справиться с заданием.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются : слуховое ощущение, музыкальный слух, качество и уровень эмо-

циональной отзывчивости на музыку различного характера, простейшие на выки, действия в певческом и музыкально- ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного музыкального развития детей 5- 7 лет : пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «Почему?», «Отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить : музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на ка-

ком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребё нку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации более устойчивы. Освоение основных видов движения- ходьба, бег, прыжки – даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах.

6 – 7 год жизни. Это период подготовки ребят к школе. В данном возрасте дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Это способствует музыкально- слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6- 7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяет-

ся и выравнивается диапазон, появляется большая напевность и звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Распределение задач по годам.

2013 – 2014уч. год.

Задачи : 1. Учить детей овладевать ритмом произвольных

движений.

2. Развивать общую моторику, слуховое

внимание, певческие навыки, рече- двигательную

координацию.

3. Воспитание творческой фантазии и воображения.

План работы на год.

Формы и содержание работы Сроки

Подбор и изучение литературы сентябрь-октябрь

Спланировать годовой план работы сентябрь

Разработать план работы кружка сентябрь- октябрь

Диагностика сентябрь, май

Индивидуальная работа сентябрь- май

Изучить темы :

1.«Из истории возникновения логоритмики». октябрь

2.«Логопедическая ритмика в системе коррек- декабрь

ционно-воспитательной работы.

Создание картотеки ноябрь- март

Консультации для родителей :

1.«Почему ребёнок говорит неправильно» октябрь

2.«Музыкальные игры со звуками» январь

3.«Логопедическая ритмика, как средство март

развития речи детей"

Индивидуальные беседы с родителями октябрь-май

Информационные стенды :

1.«Музыка, речь, движение» ноябрь

2.«Музыка, как средство развития речи детей» январь

3.«Музыка, как ценность речевого развития» апрель

Мастер – класс для педагогов по теме: март

"Использование логоритмики на музыкальных

занятиях"

Публикации по теме:

Коррекция ОНР средствами логоритмики Логоритмика – своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика направлена: коррекцию речевых.

Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения» Логоритмика - это предмет, являющийся одним из звеньев лечебной ритмики, активной терапии, которая осуществляет связь слова (звука, музыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика как средство развития музыкальных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 20:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД