«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков

Елена Редичкина
«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков

Работа

над правильным

произношением звука Ж

. Правильная артикуляция звука Ж.

Губы немного округлены и выдвинуты вперед.

Зубы на расстоянии 1 мм.

Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Спинка языка приподнята форма языка напоминает чашечку.

Мягкое небо поднято.

Голосовые связки работают. Горло дрожит.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) «Наказать непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки - пя-пя-пя.

2) «Кто дальше загонит мяч» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук (Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

3) «Маятник» - погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону.

б) работа над изолированным звуком:

1. «Жук жужжит» - ж-ж.

2. «Пчелы» - ж-ж-ж.

3. «Точильщик» - жжж.

в) работа над автоматизацией звука:

жа-жа-жа-жа

жо-жо-жо-жо

жу-жу-жу-жу

жи-жи-жи-жи

г) произносим слоги:

жда – ждо – жду – жди

жур – жар – жор – жир

жал – жол – жил – жул

лаж – лож – луж – лиж жа-жо-жу-жи, ож

жо-жо-жо-жо

жу-жу-жу-жу

жи-жи-жи-жи

д) произносим слова:

жаба жатва жало жарко журавль

желудь кожа лужа пожар лыжи

медвежонок ежи ужи рожь стрижи

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

Женя живёт на первом этаже.

Моржи не любят жары.

Одежда намокла от дождя.

Загадки

Шесть ног без копыт.

Лежит – жужжит,

Упадет – землю роет (жук).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек (желудь).

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти (журавли).

Чистоговорки

Жа – жа – жа – есть иголка у ежа.

Жи – жи – жи – под кустом сидят ежи.

Жу – жу –жу – молоко дадим ежу.

Же – же – же – снег на улице уже.

Пословицы и поговорки

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Дружба – дружбой, а служба – службой.

Скороговорки

Жужжит жужелица.

Жужжит, кружится.

Испугались медвежонка.

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком.

Стриж с стрижихой

И стрижонком.

Работа

над правильным произношением звука С

. Правильная артикуляция звука С.

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.

Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине её проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) Упражнение: губы в улыбку, в трубочку.

2) Пошлепаем непослушный язычок.

3) Фиксация языка за нижними резцами.

4) «Пропеллер»

б) работа над изолированным звуком:

1) песенка водички: с - с – с.

2) «Насос»

в) работа над автоматизацией звука:

са – са – са – са ас са – со – су – сы

со – со – со – со ос со – са – сы – су

сы – сы – сы – сы ыс сы – су – са – со

су – су – су – су ус су – сы – со – са

г) произносим слоги:

ска – сла – сма – сва

слу – смы – сно – спо

спа – сму – спо – сны

сто – сту – ста – сты

д) произносим слова:

сахар сало салат сокол сом сыр

оса крыса мусор песок колосок

квас класс матрос фокус рис

е) работа над фразовой речью:

Предложения

Сидела синица на сосне.

Слетела с сосны на снег.

Сосна согнулась от снега.

Стихи

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Чистоговорки

Су – су – су – грибы выросли в лесу.

Са – са – са – под кустом сидит лиса.

Ус – ус – ус – мы несем домой арбуз.

Ас – ас – ас – пили мы из кружки квас.

Загадки

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается (собака).

Новая посуда, а вся в дырах (сито).

Высоко он летит, а в нем летчик сидит (самолет).

Пословицы и поговорки

По секрету всему свету.

Слово – серебро, молчание – золото.

Соловья баснями не кормят.

Всему своё время.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Потешки

Солнышко – ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк.

Скороговорки

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и умны.

Работа

над правильным произношением звука Ц

. Правильная артикуляция звука Ц.

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

2) «Почистить зубы» - рот открыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

3) «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

б) работа над изолированным звукам:

«Лошадка, тапочек» - цок – цок, цок.

«Тихо - тихо» - ц – ц – ц.

в) работа над автоматизацией звука:

ца – ца – ца – ца ац ца – цо – цу – цы

цо – цо – цо – цо оц цо – ца – цы – цу

цы – цы – цы – цы ыц цы – цу – ца – цо

цу – цу – цу – цу уц цу – цы – цо – ца

г) произносим слоги:

цып – цап – цоп – цуп

цум – цам – цом – цым

цак – цок – цык – цук

д) произносим слова:

цветы цыпленок цапля циркуль цифры

овца пуговица ножницы пальцы

отец дворец боец заяц молодец

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

У куста заяц.

Москва – наша столица.

Принцесса живет во дворце.

Чистоговорки

Цо –цо – цо – покатилось яйцо.

Ца – ца – ца – на лугу стоит овца.

Цы – цы – цы – в огороде огурцы.

Ец – ец – ец – вот и сказочке конец.

Загадки

Нарядные сестренки весь день

Гостей встречают, медом

Угощают (цветы).

Был белый дом,

Чудесный дом.

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо (цыпленок).

Пословицы и поговорки

Цыплят по осени считают.

Конец – делу венец.

Поговорка – цветок, пословица – ягода.

Летит скворец – зиме конец.

Считалки

Цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Потешки

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу!

Если хочешь, прокачу!

Посмотри, как я красива.

Хороши и хвост и грива!

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Скороговорки

В цветнике цветут цветы.

Цапля цокала птенцу:

«Цаплям серый цвет к лицу».

Цыплёнок и курица пьют водицу на улице.

У соседнего колодца целый день водица льётся.

Работа

над правильным произношением звука Ш

. Правильная артикуляция звука Ш.

Губы немного округлены и выдвинуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный. Кончик языка приподнят к верхним альвеолам («бугоркам», но не касается твердого нёба, с которым образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки не вибрируют.

Выдыхаемая струя воздуха обильная, теплая.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не открывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

2) «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

3) «Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

б) работа над изолированным звуком:

1. Шар лопнул – ш-ш-ш.

2. Лес шумит – ш-ш-ш.

3. Гусь шипит – ш-ш-ш.

в) работа над автоматизацией звука:

ша – ша – ша – ша аш ша – шо – шу – шы

шо – шо – шо – шо ош шо – ша – шы – шу

шы – шы – шы – шы ыш шы – шу – ша – шо

шу – шу – шу – шу уш шу – шы – шо – ша

г) произносим слоги:

шка – шко – шку – шке

шан – шун – шин – шен

куш – каш – кош – кеш

д) произносим слова:

шкаф шакал шайба

шашка шахматы

тишина лапша горошина кувшин

мышь ёрш карандаш ландыш малыш

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

У кошки шесть котят.

Саша ела шоколад.

Шапка лежит в шкафу.

Чистоговорки

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – на листочке я пишу.

Аш – аш – аш – аш – мы построили шалаш.

Шь – шь – шь – шь – за стеной шуршала мышь.

Ши – ши – ши – ши - что-то шепчут камыши.

Загадки

На квадратиках доски

Караси свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков (шахматы).

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт (школа).

Пословицы поговорки

Кошке игрушки, а мышке слезки.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Знай больше, а говори меньше.

Потешки

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь – не спишь»,

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

Маша дала Ромаше

Сыворотку из-под простокваши.

Шел Фрол по шоссе к Саше

В шашки играть.

У Прошки с плошкой

Вышла оплошка –

Плошку Прошка

Перевернул.

Работа

над правильным произношением звука Р

. Правильная артикуляция звука Р.

Губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

. Этапы работы над звуком.

а) артикуляционная гимнастика:

1. «Пулемет» - напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произноси «д – д – д».

2. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

б) работа над изолированным звуком:

1. Рычит собака – ррррр.

2. Машина – тррр.

3. Котик – мурр – мурр.

в) работа над автоматизацией звука:

ра – ра – ра – ра ар ра – ро – ру – ры

ро – ро – ро – ро ор ро – ра – ры – ру

ры – ры – ры – ры ыр ры – ру – ра – ро

ру – ру – ру – ру ур ру – ры – ро – ра

г) произносим слоги:

рва – рву – рвы – рво

жра – тру - тры – тро

дра – дру – дры – дро

арт – урт – орт - ырт

д) произносим слова:

радость рак ручка рома роза

матрос жаворонок кружка ерш гора

шар мир товар сахар комар зубр

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

У коровы рога.

На рынок привезли рыбу.

У Ирины красные рукавички.

Чистоговорки

Ра – Ра – Ра были мы в гостях вчера.

Ро – ро – ро потерял петух перо.

Ру – ру – ру мышка спряталась в нору.

Ры – ры – ры у ребят в руках шары.

Ор – ор – ор мы пошли гулять во двор

Ур – Ур – Ур во дворе кормили кур.

Загадки

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (река)

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячее.

До чего же хороши

Солнца белые лучи (ромашка).

Потешки

Шёл Егор через двор,

Нёс топор - чинить забор.

На дворе горка,

Под горкой норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Скороговорки

На дворе дрова топорами рубят.

На дворе дрова, у дров детвора.

Летели три вороны –

Черны, пестроголовы.

Все бобры добры

Для своих бобрят.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Расскажи о звуке»Дидактическое пособие «Расскажи о звуке» Дидактическое пособие «Расскажи про звук» Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на символы. Звук – единица абстрактная.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш Цели: 1. Научить ребенка правильно произносить звук Ш 2. Развивать артикуляционную моторику. 3. Развивать фонематический слух. 4. Развивать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков
Опубликовано: 31 января 2014 в 21:50
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Богатырский хлеб». Новая кукурузная история.
Приглашение в полёт! Иллюстрация О. Тарасовой к сказке "В полёт! ". Используется с её согласия Недавно выложенная публикация Татьяны Горячевой о...
Снежные сказочные скульптуры
Снежные сказочные скульптуры. Как сделать? Снежная сказочная скульптура - как это красиво звучит. Неправда ли? Снежные скульптуры — это невероятные...
Международный день полярного медведя. Творчество детей на тему «Белые медведи»
Сегодня 27 февраля – Международный день полярного медведя. Главная цель проведения Дня мишек, которых становится все меньше и меньше – это привлечение...
Фотоотчет презентации книги «Ну вот и свершилось!»
Дорогие коллеги, педагоги, друзья! Хочу поделиться с вами одним очень значимым для меня событием. Совсем недавно вышла в свет удивительная книга азовских...
Фотозарисовка «Снегири».
По календарю через два дня зима закончится. Придёт весна и мои любимые пичужки за окошком займутся другими своими делами, начнут заниматься выведением...