«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков

Елена Редичкина
«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков

Работа

над правильным

произношением звука Ж

. Правильная артикуляция звука Ж.

Губы немного округлены и выдвинуты вперед.

Зубы на расстоянии 1 мм.

Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Спинка языка приподнята форма языка напоминает чашечку.

Мягкое небо поднято.

Голосовые связки работают. Горло дрожит.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) «Наказать непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки - пя-пя-пя.

2) «Кто дальше загонит мяч» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук (Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

3) «Маятник» - погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону.

б) работа над изолированным звуком:

1. «Жук жужжит» - ж-ж.

2. «Пчелы» - ж-ж-ж.

3. «Точильщик» - жжж.

в) работа над автоматизацией звука:

жа-жа-жа-жа

жо-жо-жо-жо

жу-жу-жу-жу

жи-жи-жи-жи

г) произносим слоги:

жда – ждо – жду – жди

жур – жар – жор – жир

жал – жол – жил – жул

лаж – лож – луж – лиж жа-жо-жу-жи, ож

жо-жо-жо-жо

жу-жу-жу-жу

жи-жи-жи-жи

д) произносим слова:

жаба жатва жало жарко журавль

желудь кожа лужа пожар лыжи

медвежонок ежи ужи рожь стрижи

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

Женя живёт на первом этаже.

Моржи не любят жары.

Одежда намокла от дождя.

Загадки

Шесть ног без копыт.

Лежит – жужжит,

Упадет – землю роет (жук).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек (желудь).

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти (журавли).

Чистоговорки

Жа – жа – жа – есть иголка у ежа.

Жи – жи – жи – под кустом сидят ежи.

Жу – жу –жу – молоко дадим ежу.

Же – же – же – снег на улице уже.

Пословицы и поговорки

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Дружба – дружбой, а служба – службой.

Скороговорки

Жужжит жужелица.

Жужжит, кружится.

Испугались медвежонка.

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком.

Стриж с стрижихой

И стрижонком.

Работа

над правильным произношением звука С

. Правильная артикуляция звука С.

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.

Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине её проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) Упражнение: губы в улыбку, в трубочку.

2) Пошлепаем непослушный язычок.

3) Фиксация языка за нижними резцами.

4) «Пропеллер»

б) работа над изолированным звуком:

1) песенка водички: с - с – с.

2) «Насос»

в) работа над автоматизацией звука:

са – са – са – са ас са – со – су – сы

со – со – со – со ос со – са – сы – су

сы – сы – сы – сы ыс сы – су – са – со

су – су – су – су ус су – сы – со – са

г) произносим слоги:

ска – сла – сма – сва

слу – смы – сно – спо

спа – сму – спо – сны

сто – сту – ста – сты

д) произносим слова:

сахар сало салат сокол сом сыр

оса крыса мусор песок колосок

квас класс матрос фокус рис

е) работа над фразовой речью:

Предложения

Сидела синица на сосне.

Слетела с сосны на снег.

Сосна согнулась от снега.

Стихи

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Чистоговорки

Су – су – су – грибы выросли в лесу.

Са – са – са – под кустом сидит лиса.

Ус – ус – ус – мы несем домой арбуз.

Ас – ас – ас – пили мы из кружки квас.

Загадки

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается (собака).

Новая посуда, а вся в дырах (сито).

Высоко он летит, а в нем летчик сидит (самолет).

Пословицы и поговорки

По секрету всему свету.

Слово – серебро, молчание – золото.

Соловья баснями не кормят.

Всему своё время.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Потешки

Солнышко – ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк.

Скороговорки

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и умны.

Работа

над правильным произношением звука Ц

. Правильная артикуляция звука Ц.

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

2) «Почистить зубы» - рот открыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

3) «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

б) работа над изолированным звукам:

«Лошадка, тапочек» - цок – цок, цок.

«Тихо - тихо» - ц – ц – ц.

в) работа над автоматизацией звука:

ца – ца – ца – ца ац ца – цо – цу – цы

цо – цо – цо – цо оц цо – ца – цы – цу

цы – цы – цы – цы ыц цы – цу – ца – цо

цу – цу – цу – цу уц цу – цы – цо – ца

г) произносим слоги:

цып – цап – цоп – цуп

цум – цам – цом – цым

цак – цок – цык – цук

д) произносим слова:

цветы цыпленок цапля циркуль цифры

овца пуговица ножницы пальцы

отец дворец боец заяц молодец

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

У куста заяц.

Москва – наша столица.

Принцесса живет во дворце.

Чистоговорки

Цо –цо – цо – покатилось яйцо.

Ца – ца – ца – на лугу стоит овца.

Цы – цы – цы – в огороде огурцы.

Ец – ец – ец – вот и сказочке конец.

Загадки

Нарядные сестренки весь день

Гостей встречают, медом

Угощают (цветы).

Был белый дом,

Чудесный дом.

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо (цыпленок).

Пословицы и поговорки

Цыплят по осени считают.

Конец – делу венец.

Поговорка – цветок, пословица – ягода.

Летит скворец – зиме конец.

Считалки

Цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Потешки

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу!

Если хочешь, прокачу!

Посмотри, как я красива.

Хороши и хвост и грива!

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Скороговорки

В цветнике цветут цветы.

Цапля цокала птенцу:

«Цаплям серый цвет к лицу».

Цыплёнок и курица пьют водицу на улице.

У соседнего колодца целый день водица льётся.

Работа

над правильным произношением звука Ш

. Правильная артикуляция звука Ш.

Губы немного округлены и выдвинуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный. Кончик языка приподнят к верхним альвеолам («бугоркам», но не касается твердого нёба, с которым образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки не вибрируют.

Выдыхаемая струя воздуха обильная, теплая.

. Этапы работы над звуком:

а) артикуляционная гимнастика:

1) «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не открывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

2) «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

3) «Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

б) работа над изолированным звуком:

1. Шар лопнул – ш-ш-ш.

2. Лес шумит – ш-ш-ш.

3. Гусь шипит – ш-ш-ш.

в) работа над автоматизацией звука:

ша – ша – ша – ша аш ша – шо – шу – шы

шо – шо – шо – шо ош шо – ша – шы – шу

шы – шы – шы – шы ыш шы – шу – ша – шо

шу – шу – шу – шу уш шу – шы – шо – ша

г) произносим слоги:

шка – шко – шку – шке

шан – шун – шин – шен

куш – каш – кош – кеш

д) произносим слова:

шкаф шакал шайба

шашка шахматы

тишина лапша горошина кувшин

мышь ёрш карандаш ландыш малыш

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

У кошки шесть котят.

Саша ела шоколад.

Шапка лежит в шкафу.

Чистоговорки

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – на листочке я пишу.

Аш – аш – аш – аш – мы построили шалаш.

Шь – шь – шь – шь – за стеной шуршала мышь.

Ши – ши – ши – ши - что-то шепчут камыши.

Загадки

На квадратиках доски

Караси свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков (шахматы).

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт (школа).

Пословицы поговорки

Кошке игрушки, а мышке слезки.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Знай больше, а говори меньше.

Потешки

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь – не спишь»,

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

Маша дала Ромаше

Сыворотку из-под простокваши.

Шел Фрол по шоссе к Саше

В шашки играть.

У Прошки с плошкой

Вышла оплошка –

Плошку Прошка

Перевернул.

Работа

над правильным произношением звука Р

. Правильная артикуляция звука Р.

Губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

. Этапы работы над звуком.

а) артикуляционная гимнастика:

1. «Пулемет» - напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произноси «д – д – д».

2. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

б) работа над изолированным звуком:

1. Рычит собака – ррррр.

2. Машина – тррр.

3. Котик – мурр – мурр.

в) работа над автоматизацией звука:

ра – ра – ра – ра ар ра – ро – ру – ры

ро – ро – ро – ро ор ро – ра – ры – ру

ры – ры – ры – ры ыр ры – ру – ра – ро

ру – ру – ру – ру ур ру – ры – ро – ра

г) произносим слоги:

рва – рву – рвы – рво

жра – тру - тры – тро

дра – дру – дры – дро

арт – урт – орт - ырт

д) произносим слова:

радость рак ручка рома роза

матрос жаворонок кружка ерш гора

шар мир товар сахар комар зубр

е) работа над звуком во фразовой речи:

Предложения

У коровы рога.

На рынок привезли рыбу.

У Ирины красные рукавички.

Чистоговорки

Ра – Ра – Ра были мы в гостях вчера.

Ро – ро – ро потерял петух перо.

Ру – ру – ру мышка спряталась в нору.

Ры – ры – ры у ребят в руках шары.

Ор – ор – ор мы пошли гулять во двор

Ур – Ур – Ур во дворе кормили кур.

Загадки

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (река)

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячее.

До чего же хороши

Солнца белые лучи (ромашка).

Потешки

Шёл Егор через двор,

Нёс топор - чинить забор.

На дворе горка,

Под горкой норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Скороговорки

На дворе дрова топорами рубят.

На дворе дрова, у дров детвора.

Летели три вороны –

Черны, пестроголовы.

Все бобры добры

Для своих бобрят.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Расскажи о звуке»Дидактическое пособие «Расскажи о звуке» Дидактическое пособие «Расскажи про звук» Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на символы. Звук – единица абстрактная.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш Цели: 1. Научить ребенка правильно произносить звук Ш 2. Развивать артикуляционную моторику. 3. Развивать фонематический слух. 4. Развивать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков
Опубликовано: 31 января 2014 в 21:50
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...