Лучший педагог года

Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада

Варвара Петрова
Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада

«Лэпбук» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада

Петрова Варвара Ильинична

воспитатель МБДОУ ЦРР-Детский сад №26 «Кустук»

Аннотация: в статье раскрывается опыт организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и применения технологии лэпбуков в совместной деятельности родителей и детей.

Публикация «Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада» размещена в разделах

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда ДОО, познавательно-исследовательская деятельность, совместная деятельность детей и родителей, лэпбук.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят значительные изменения, которые отражены в Законе «Об образовании», «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», «Профессиональном стандарте педагога». Эти изменения коснулись как содержания воспитательно-образовательного процесса, так и условий, которые создаются в детском саду для реализации задач основной образовательной программы дошкольного образования.

Результаты освоения образовательной программы определены в виде целевых ориентиров. Так на этапе завершения дошкольного образования ребёнок «овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в т. ч. познавательно-исследовательской; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт, склонен наблюдать, экспериментировать» [1].

Любознательность ребенка, любопытство, интерес – это естественная испытываемая жажда познания, удовлетворить которую может специально организованное окружение.

По санитарно-эпидемиологический требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Но это не значит, что ребенок в это время предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности в группе детского сада организуется соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий социализации и индивидуализации детей должна способствовать взаимодействию ребёнка с окружающим миром – через игру и открытия. Важно чтобы среда предоставляла возможность для проявления детской инициативы, самостоятельности, приобретения опыта и получения радостных, новых открытий [2].

Наш детский сад участвует в Федеральном проекте «Эколята-дошколята». В этом году был объявлен смотр - конкурс «Лучшая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию», что явилось стимулом для совершенствования и обновления материалов «Центра науки и естествознания», создания «Центра для игр с водой», внесения изменений в «Центр сюжетно-ролевой игры».

В нашей группе «Звёздочки» созданы условия для познавательно - исследовательской деятельности дошкольников. Собрали большую библиотеку детских энциклопедий для воспитания познавательного интереса у детей, оформлены тематические альбомы, способствующие формированию представлений об объектах окружающего мира, расширению кругозора.

Имеется разнообразное оборудование для опытов: микроскоп, лупы, пробирки, щипчики, салфетки, коллекции камней, строительного материала, природного материала и т. д.

Применяются различные схемы, модели как элементы наглядного моделирования.

Своими силами и с помощью родителей соорудили оборудование для «Рисования по крупе».

Технология изготовления следующая:

1. Вырезали на старом столе углубление.

2. Внутрь на клей посадили оргстекло (в целях безопасности).

3. Снизу подсветили Led - лампой на датчике.

4. Манную крупу покрасили и наложили в углубление.

5. Приложили схемы рисунков.

В условиях реализации Стандарта воспитатель должен проявлять мобильность, вариативность и творческий подход к выбору педагогических технологий, которые помогут каждому ребёнку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс родителей.

Мы долго искали идею для совместного продукта родителей и детей для нашего «Центра науки и естествознания». Как гласит пословица: «Кто ищет, тот найдет». На нашу всеобщую радость, нашли в просторах Интернета, а позже и в статье журнала «Дошкольное воспитание» лэпбуки.

Лэпбук (LapBook) в переводе с английского значит наколенная книга (Lap-колени, bookкнига) [3].

К нам пришло это явление из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко, она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребёнком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

В настоящее время широко используется в садах, школах Америки, Европы и по всему миру.

«Лэпбук» представляет собой тематическую папку – книжку-раскладушку, в которой собраны материалы на одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находится дидактический материал, коробочки с сюрпризами и т. д.

Применение лэпбуков в Центре науки и естествознания отвечает принципам организации развивающей предметно-пространственной среды :

- содержательно насыщены;

- трансформируемы;

- полифункциональны;

- вариативны;

- доступны;

- безопасны.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс является обязательным условием реализации задач ФГОС ДО. В век информатизации очень мало времени уделяется совместному досугу взрослого и ребенка. По мнению исследователей, работа с «Лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, обеспечивая:

- включенность родителя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук это не просто поделка, это наглядно - практический метод обучения, который может быть выполнен в процессе познавательно - исследовательской деятельности детей и отражать результаты наблюдений, выполнения заданий в ходе изучения определенной темы, проведения опытов и экспериментов, а также служить систематизации знаний детей по определённой теме. Работа над изготовлением лэпбука позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности и трудовой деятельности, что в целом, создает предпосылки для успешного обучения детей в школе. Лэпбук - это и средство закрепления и повторения изученного материала.

Для дошкольников лэпбук, прежде всего, интересная игра, сделанная вместе с родителями.

Мы оценили возможности наших родителей, их творческий потенциал и составили следующую схему реализации нашей идеи по изготовлению совместного продукта в виде лепбуков.

Темы для лэпбуков были предложены на родительском собрании и там же были разделены по следующим категориям: «Насекомые», «Растения», «Животные», «Полезные ископаемые», так как предназначались для пополнения материалов развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию. На практике же оказалось, что ими можно пользоваться в различных видах деятельности. Дети, готовившие «лэпбук» с родителями с удовольствием его показывают, самостоятельно рассказывают о его содержании, испытывают гордость от собственного продукта.

Так, Лев Мамонтов приготовил с родителями лэпбук «Муравьи» и самостоятельно рассказал нам об этих насекомых - «санитарах леса», об устройстве муравейника. Дети с большим интересом слушали его рассказ о том, что у муравьёв есть «Солярий» - камера, нагреваемая солнечными лучами, есть у них склад для мусора и умерших муравьев, «Хлебный амбар» для хранения зерен, «Царская камера» где проживает матка. Также мы узнали, что муравьи не спят.

Юлия Михайлова со своими родителями приготовили лэпбук по теме : «Светлячок», на макете которого был закреплён «светлячок», который «светился» от нажатия пальцем.

По лэпбуку «Полезные ископаемые - природный газ», изготовленному семьёй Шадриных, можно легко понять, как газ по трубам приходит в наши дома. Ратмир Шадрин, поделился с детьми знанием техники безопасности, объясняя, что в случае утечки газа, обнаруживший должен обязательно выйти из помещения, прежде чем позвонить в газовую службу.

Лэпбук на тему «Уголь» приготовила семья Сергиных с сыном Данилом. Городским детям было очень интересно узнать, что уголь (черный камень) используют как средство для топки печей, чтобы обогреть дома.

В лэпбуке «Олень», приготовленном Андреем Васильевым, в кармашке есть даже ягель, который дети могут пощупать, посмотреть, есть и кусочек меха, что очень познавательно и интересно для детей.

Наши лэпбуки как дидактическое пособие при изучении различных тем используют и другие группы. Они послужили стимулом для изготовления лэпбуков на различные темы, например «Времена года», «Правила дорожного движения» и т. п. для других групп.

Лэпбуки мы используем и как наглядно-демонстрационный материал в работе с детьми, и как интересный наглядно - дидактический материал для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в свободное время.

Таким образом, решению задач ФГОС ДО и ООП ДО способствует грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада, прежде всего в Центрах активности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников осуществляется прежде всего в «Центре науки и естествознания», «Центре воды и песка», поэтому важно оснастить их необходимым материалом и оборудованием.

Привлечение родителей в процесс совместной познавательно-исследовательской деятельности детей способствует лэпбук, как технология проектной деятельности, объединяя в увлекательный процесс познания окружающего мира взрослых и детей, обеспечивая полноценное общение детей и взрослых, формируя познавательный интерес и способствуя познавательному и речевому развитию дошкольников.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Москва, 2013.

2. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Е. Г. Юдиной. - М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 160 с.

3. Тихомирова Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе детского сада В современных условиях развития детского дошкольного образования малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления.

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Пособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольниковПособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольников .

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада Организация развивающей предметно-пространственной среды Уголок «Здоровичок» В уголке «Здоровичок» содержаться следующие материалы — Папка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Прозоркина Кира Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района, Санкт-Петербурга.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего.

Требование к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС) Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день.

Экскурс по предметно-пространственной среде группы детского садаЭкскурс по предметно-пространственной среде группы детского сада Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 10:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД