«На острове Здоровья». Органы чувств.

НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
«На острове Здоровья». Органы чувств.

Автор – составитель: Мухарева Наталья Анатольевна, воспитатель, МБДОУ №53

Тема: «Маленькая страна». Органы чувств.

Возраст детей: старшая, подготовительная группа

Образовательная область: познание через эксперимент

Тема: «Маленькая страна». Органы чувств.

Цель: создание устойчивой положительной мотивации у детей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи: учить детей познавать организм человека через экспериментальную деятельность; формировать у детей представление о значимости частей тела для жизнедеятельности человека; упражнять детей в умении вести диалог, высказывать свои мысли, рассуждать; воспитывать стремление беречь своё здоровье.

Материал: изображение головного мозга, макет клетки, макет зеркала,

лист бумаги с наклеенными овалами, карандаши, клей, салфетки, кроссворд на большом листе бумаги, кроссворд на отдельных листочках, карточки со словами: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, сундучок с загадками и иллюстрациями глаз, ушей, носа, языка, аудиозапись, стаканы с водой, блюдца с лимоном, горчицей, сахаром, солью, ватные палочки, мешочки, булочки, поднос.

Словарная работа: мозг, клетка, полушария, обоняние, осязание, зрачок, органы чувств, глухота

Ход занятия:

1. Показ иллюстрации головного мозга

В-ль: Как вы думаете, что это такое?

Какую роль в жизни человека он играет? (рассуждения детей).

2. Фантазирование: «На что похож наш мозг»

3. «Путешествие по карте мозга»

В - ль: мозг – наиболее важная часть тела, потому что он управляет всей деятельностью организма. Мозг человека разделён на несколько частей. Большие полушария отвечают за речь, мышление, память. Мозг состоит из множества крошечных клеточек. Они запоминают всё, что происходит в нашей жизни.

4. Появляется клеточка

Кл.: Здравствуйте, вы меня узнали? (ответы детей)

Я – клеточка! Хочу вместе с вами отправиться в маленькую, но очень нужную и интересную страну. Согласны? А в какую страну мы отправимся, вы узнаете,

когда отгадаете кроссворд, который называется «Как мы всё узнаём?»

5. Отгадывание кроссворда

- Какой орган определяет, что трава зеленая, а цветок красный?

- Какой орган узнает, что комар больно кусает?

-Какой орган слышит, как мама зовет обедать?

- Какой орган чувствует, что в котлеты положен чеснок?

- Какой орган определяет, что торт был вкусным?

- Прочитайте, какими двумя словами называются все эти органы?

(дети читают)

Кл.: Сколько чувств? Их ровно пять. Все должны их дети знать: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (слова написаны на доске).

Клеточка предлагает детям взять зеркала и посмотреть в них, найти ту страну, в которую они отправляются.

6. На доске «открывается» макет большого зеркала.

Клеточка вносит чудесную шкатулку.

- Как вы думаете, ребята, что в ней находится? (рассуждения детей)

- Загадка подскажет вам ответ.

7. В-ль достает из шкатулки загадку.

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются, (глаза)

Дети отгадывают. Вос-ль приклеивает изображение глаза на макет зеркала.

Кл.: - Для чего нам служат глаза? (ответы детей)

Игра «Поводырь»

Дети делятся на пары, один закрывает глаза, а другой его ведет. Потом меняются местами и повторяют упражнение.

В - ль предлагает детям рассказать, что они ощущали, чувствовали.

В -ль: когда мы даем кому – нибудь какую – нибудь вещь и хотим, чтобы её сохранили, то говорим: «Храни, как зеницу ока» (дети читают с доски)

- Как вы думаете, что это означает? «Зеницу ока – это глазной зрачок, а глаз необходимо беречь. Глаз – это зрение, а зрение – самый важный для нас способ восприятия мира».

Дети рассказывают стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас на лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно, где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно – ничего вокруг не видно.

Всем необходимо зренье.

Чтоб отправился в полет реактивный самолет,

Чтоб смело, корабли по морям студеным шли –

Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!

Очень много неизвестного, очень много интересного

Разузнаешь ты из книг.

Но чтоб книгу прочитать. Нужно зреньем обладать.

Значит, каждому из нас нужна пара зорких глаз!

8. В – ль достает из шкатулки загадку.

Вот гора, а у горы – две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (Нос)

В-ль приклеивает изображение носа на макет зеркала.

- Как вы думаете, для чего нужен нос? (высказывания детей)

Опыт «Определи по запаху»

В-ль кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек и предлагает детям, не глядя, не трогая, определить по запаху, почувствовать, что находится внутри мешочков. В них находятся продукты с характерным запахом) черный хлеб, апельсин, лук, чеснок, рыба, шоколад и т. д.)

В - ль: - для чего нужен нос? (носом мы дышим, он помогает почувствовать и различать запахи, нос – фильтр, и печка.)

Дети рассказывают стихотворение Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»

Есть прямые носики, есть носики – курносики…

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке носик нюхает цветочки.

На полянке – земляничку, в грядке – спелую клубничку.

В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться, носик тоже пригодиться:

Он найдет в шкафу варенье, где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий…

Апельсины кто принес? Все пронюхает наш нос!

Даже помнит он, каков запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен, нос здоровым нам всем нужен,

Чтобы сон, когда придет, тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать: пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть – носик может обгореть!

А зимой в большой мороз не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам, зачем носик малышам?

9. Вос-ль достает из шкатулки загадку.

Два братца на разных берегах сидят,

Друг друга не видят, (уши)

Вос-ль: - Зачем человеку слух? (рассуждения детей)

Вос-ль просит детей построиться в шеренгу.

Эксперимент:

1). Цель: определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы.

Вос- ль просит детей повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Потом дети закрывают одно ухо ладошкой, и проводится аналогичный эксперимент. Зачем повторяется опыт с другим ухом. Далее дети закрывают оба уха. По окончании ребенок рассказывает о своих впечатлениях.

В-ль: - Сейчас вы испытали состояние человека, который плохо слышит или не слышит совсем, что вы чувствовали? (высказывания детей). Состояние, когда человек не слышит, называется глухота. Она бывает полной или частичной.

2). «Послушай тихую и громкую музыку»

- Какую музыку приятнее слушать?

- Какую не очень приятно слушать?

- Могут ли окружающие звуки испортить слух?

10. Воспитатель достает загадку из шкатулки.

Толстый, как змея,

Красный, как перец,

Живет за зубным забором

Что это?

В - ль.: - Зачем человеку язык? (рассуждения детей)

В –ль.: Язык помогает издавать звуки, разговаривать, дышать, жевать, смачивать слюной еду, согревать и охлаждать её, глотать и узнавать вкус пищи, помогает петь, смеяться, подсказывает организму, что вредно, не пропустит горькую и невкусную пищу, потому что на языке есть много крошечных сосочков. Они определяют вкус пищи.

Опыт:

1). «Определи на вкус»

Цель: определить вкусовые зоны языка.

Перед ребенком четыре блюдца: с сахаром, с солью, с горчицей, с кусочком лимона, стакан с водой, ватные палочки. В- ль предлагает смочить чистый конец палочки в воде и обмакнуть в сахар. Далее ребенок смотрит в зеркало и прикладывает палочку к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Затем предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится и на определение места расположения других вкусовых сосочков.

После высказывания детей воспитатель подводит итог, какая часть языка, какой вкус лучше воспроизводит.

Вывод: Кончиком языка мы чувствуем – сладкое, правой стороной – соленое, левой – кислое, дальним краем – горькое.

Для развития логического мышления, вос-ль предлагает детям порассуждать: на какую часть языка следует положить таблетку, чтобы не чувствовать ее горький вкус и почему? Почему нельзя класть таблетку ближе к кончику языка?

2).Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.

В начале опыта предложить детям осушить язык салфеткой и повторить действия из предыдущего опыта.

Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

11. Клеточка вносит на подносе булочку.

К.: - Я хотела угостить вас булочками. Но тут пошел дождь. И она размокла, и я подумала, а вдруг и мы с вами размокнем, будем некрасивыми, и никто с нами не будет дружить.

Вос – ль.: - Ну, что ты клеточка, разве можем мы размокнуть.

(Рассуждения детей).Вывод: мы покрыты кожей, она не дает воде проникнуть внутрь, а еще кожа помогает познать мир и не попасть в беду.

Опыт «Щупалки»

Предложить детям найти в группе:

Самый холодный предмет,

Самый шершавый предмет,

Самый гладкий предмет, самый горячий предмет.

Вос – ль.: - Как называется самый большой орган человека? (кожа)

ИТОГ: вот и закончилось наше путешествие по маленькой стране. Как называется страна? Сколько у человека органов чувств?

Аппликация «Маленькая страна»

Воспитатель предлагает создать маленькую страну на большом листе бумаги. Дети наклеивают на готовые овалы глаза, нос, уши, рот, могут подрисовать «детали». Затем все человечки помещаются на общий фон, в общую страну под названием «Органы чувств». Клеточка прощается с детьми и уходит.

Публикации по теме:

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Вести с РМО по ФГТВести с РМО по ФГТ Сегодня наш детский сад встречал гостей - участников РМО. Тема «Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«На острове Здоровья». Органы чувств.
Опубликовано: 30 ноября 2012 в 21:27
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...