«Маленькие исследователи». Исследовательско-творческий проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Елена Борзенкова
«Маленькие исследователи». Исследовательско-творческий проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Цель

Формирование у детей осознанного отношения к природе через исследовательскую деятельность.

Задачи

1. Создать условия для исследовательской деятельности.

2. Учить проводить исследования через поставленную задачу, делать вывод.

3. Прививать детям интерес и созидательное, гуманное отношение к природе.

4. Воспитывать у детей любовь, заботливое отношение к растениям, животным.

5. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

Гипотеза

В процессе работы дети научатся формулировать проблему, проводить исследования, опыты, делать соответствующие выводы, что будет являться основой пополнения своих знаний в экологии. Все это послужит привитию заинтересованного, гуманного отношения к природе, окружающему миру.

Методы

социальный опрос;

анализ литературы;

наблюдение;

опытно-исследовательская деятельность;

моделирование;

обобщение.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

К шести годам дети должны

научиться формулировать проблему для исследования;

активно употреблять простые научные термины (опыт, исследование,

экология, экологическая катастрофа, фактор, условия проживания,

загрязнение, круговорот, ресурсы);

уметь осмысленно работать над решением задачи, выделять стадии

(этапы) опыта;

уметь осмысливать причинно-следственные отношения;

уметь подробно излагать протекание того или иного события, составлять

цепи питания и определять зависимость одного явления или события от

различных факторов;

активно сопровождать речью свои действия;

уметь делать вывод по результатам исследования или опыта.

Возможности проекта для родителей

повышение познавательной активности и обеспечение успешного

развития детей;

получение консультаций по вопросам экологического воспитания и

образования ребенка;

укрепление связей между детским садом и семьей.

Возможности проекта для воспитателя

повышение экологической грамотности участников проекта;

подготовленность ребенка к школе;

улучшение отношений между детьми;

укрепление связи с родителями и социумом.

Перечень основных направлений проекта

1. Разработать и провести циклы занятий по экологическому воспитанию:

Человек и природа;

Лес и его обитатели;

Вода, воздух, почва.

2. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

Оформить календарь наблюдений за погодой;

Изготовить методическое пособие «Времена года»;

Изготовить методическое пособие «Стадии развития растения»;

Подобрать и оформить методический материал по экологическому

воспитанию дошкольников к родительскому собранию;

Пополнить лабораторию оборудованием для проведения опытов;

Сделать подборку дидактических игр экологического направления для

проведения на прогулке;

Изготовить альбом «Времена года» (стихи, рассказы, иллюстрации);

Оформить подборку материалов по экологическому воспитанию для

работы воспитателей по данной теме.

3. Работа с родителями:

Анкетирование «Что такое экология

Выставка рисунков на тему «Экология и мы»;

Акция «Каждой пичужке – кормушку»;

Родительское собрание «Природа и мы»;

Акция «Благоустройство участка – общая забота»;

Конкурс «Моя родословная».

4. Социальное развитие:

Месячник экологии;

Выставка цветов;

Выставка поделок из овощей.

Краткое описание проекта по этапам

Информационно-аналитический этап решает задачи организационного характера: определение уровня знаний в области экологии через анкетированный опрос родителей и детей, создание творческой группы воспитателей ДОУ, изучение литературы по теме, составление плана работы по всем направлениям деятельности.

Основной этап направлен на осуществление проекта, решение его задач. Во время выполнения этого этапа с детьми проводится большая совместная образовательная работа, предлагается самостоятельная деятельность для проведения исследований, параллельно осуществляется просветительская работа с родителями, привлечение социума.

Последний, заключительный этап посвящен подведению итогов работы над проектом, определению недостатков, недочетов, презентации и определению следующих проблем.

План мероприятий по реализации проекта «Маленькие исследователи»

Сентябрь – НОД: Диагностика по экологическому воспитанию. Влияние человека на состояние почвы.

Свойства почвы.

Сопутствующая деятельность: НОД «Труд людей в саду, огороде и поле»; слушание

художестве нной литературы: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», А. Барто «Мы не

заметили жука», Я. Аким «Осень», С. Маршак «Ветер»; наблюдения, игры на прогулке,

труд: наблюдения за деревьями, травой, состоянием погоды, игры «Угадай, с какого

дерева листок?», «Журавли – журавли», очистка участка от листьев.

Октябрь - НОД: «Колобок отправляется в лес». Сопутствующая деятельность: НОД лепка «Угощение

для зверят»,

аппликация «Дождь в осеннем лесу» (коллективное панно); слушание

художественной литературы: Е. Чарушин «Что за зверь», В. Берестов «Заячий

след», Я. Аким «Первый снег», Р. Сарби «Прощание с журавлями». наблюдения, игры

на прогулке, труд: наблюдения за насекомыми, распространением семян, игры

«Добеги до дерева», «Кто как кричит?», экскурсия в осенний парк, очистка участка от

листьев, сбор листьев и семян для поделок.

Ноябрь - НОД: «Покормите птиц зимой». Сопутствующая деятельность: НОД аппликация с

элементами рисования «Лебеди на озере» (коллективное панно, лепка «Птичка»;

слушание художественной литературы: В. Бианки «Бесплатные столовые», Н. Сладков

«Почему ноябрь пегий», Е. Носов «Тридцать зерен»; наблюдения, игры на прогулке, труд:

наблюдения за поведением птиц, за ветром, акция «Каждой

пичужке – кормушку», кормление птиц, игры «Птица без

гнезда», «Я – деревце», «Найди пару».

Декабрь - НОД: «Чиполино помогает выращивать лук» (опыты с луком). Как человек влияет на природу. Сопутствующая деятельность: НОД Беседа о пользе лука, лепка «Зайчик», рисование «Угощение для зайчат»; слушание художественной литературы: В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», Л. Воронкова «Снег идет»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за снегом, состоянием погоды, следами на снегу, экскурсия в зимний парк, опыт «Определение защитных свойств снега», игры «У кого какая песенка?», «Бездомный заяц», очистка построек и дорожек от снега, присыпание корней деревьев снегом.

Январь - НОД: Опыты со снегом «Различная степень загрязнения снегового покрова». Как сохранить природу? Сопутствующая деятельность: НОД рисование «Снежинка», аппликация «Птицы на кормушке» ; слушание художественной литературы: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как пишет?», С. Есенин «Пороша» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за деревьями, птицами, небом; игры «Мы – снежинки», «Кто как ходит»; очистка построек и дорожек от снега.

Февраль - НОД: «Лесной доктор». Полезный мусор. Сопутствующая деятельность: просмотр мультфильма «Живи, ручеек!»

конкурс рисунков «Экология и мы»; слушание художественной литературы Г. Сладков «Скворец», С. Маршак «Это – снежная страница…» С. Есенин «Береза» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за дятлом, белкой, осадками, снежным покровом; игры «Узнай по описанию животное», «Пищевые цепочки в лесу»; очистка построек и дорожек от снега, стряхивание снега с ветвей молодых деревьев и кустарников.

Март - НОД: «Невидимка-воздух». Кладовая Земли. Сопутствующая деятельность: Познавательное занятие «Как мы дышим?»; слушание художественной литературы Я. Дягутите «Жаворонок», «Земля», М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за небом, солнцем, погодой, длиной тени от деревьев; игры «Чья птица улетит дальше?», «Назови, о чем расскажу».

Апрель - НОД: «Волшебница-вода». Что такое экологическая катастрофа? Сопутствующая деятельность: НОД рисование «Ледоход на реке», поделки из природного материала «Ежик», «Рыбка» ; слушание художественной литературы М. Борисова «Песенка капели», Я. Аким «Апрель», И. Соколов-Микитов «Гнездо» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за таянием снега, капелью, почвой, солнцем; игры «Слово на ладошке», «Пищевые цепочки на лугу», «Загадай, мы отгадаем»; экскурсия в весенний парк; уборка территории участка от старых листьев, травы и веток.

Май - НОД: «Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами». Песок и глина. Сопутствующая деятельность: НОД рисование «Весенние цветы», лепка «Насекомые»; слушание художественной литературы Е. Чарушин «Воробей», П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Снегирев «Ласточка» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за первой травой, почками, дождем, птицами, игры «Ласточки и мошки», «Чей одуванчик улетит дальше?», «Через ручеек».

Июнь - НОД: «Насекомые: что мы о них знаем?» Сопутствующая деятельность: НОД поделка из природного материала «Жук на листочке», аппликация «Радуга»; слушание художественной литературы Е. Серова «Наши цветы», Ю. Дмитриев «таинственные превращения», Н. Сладков «Домашняя бабочка»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за цветами, радугой, воздухом; игры «как растение растет?», «Что сначала, что потом?», «Угадай по описанию» (насекомые); посадка цветов в клумбы.

Июль - НОД: «Дождевые черви». Летнее разнотравье (лекарственные растения). Сопутствующая деятельность: НОД панно «Летний лес», лепка «Бабочка»; слушание художественной литературы Е. Чарушин «Про зайчат», В. Бианки «Купание медвежат», М. Джалиль «Родник», Г. Скребицкий «На лесной полянке» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за бабочками, солнцем, состоянием погоды; экскурсия в летний парк; игры «найди листок», «Мыльные пузыри», «Лесная аптека»; прополка, полив цветов на клумбе.

Август - НОД: Диагностика по экологическому воспитанию. Сопутствующая деятельность: композиция из сухих растений, лепка по замыслу «Мое любимое животное (птица)» ; слушание художественной литературы З. Александрова «Родина», И. Бунин «Родник», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за ягодными кустарниками, воздухом, почвой; игры «Чьи это семена?», «Кто где живет?»; сбор семян.

Публикации по теме:

Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения- интеграция различных видов детской деятельности; - формирование.

Познавательно-творческий проект «Космонавтом быть хочу!» Краткая аннотация проекта. Данный проект - это организация работы по патриотическому воспитанию, знакомство с первым космонавтом земли,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Игрушки
  • Экология
Автор публикации:
«Маленькие исследователи». Исследовательско-творческий проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2014 в 04:15
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...