Папки-передвижки

«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)

Юлия Сабанина
«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)

«Маленькие неудачники»

Почему они такие?

(развитие познавательной активности ребёнка)

Консультация для родителей

«Скоро наш малыш пойдет в школу, но ни читать, ни считать он не хо-чет. Книги его не интересуют, он не может ничем заниматься долго, он несамо-стоятельный.» — сетуют многие мамы с тревогой и недоумением.

Публикация «„Маленькие неудачники“ Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)» размещена в разделах

Отсутствие у ребенка явных успехов, достигнутых его ровесниками, в преддверии школы начинает беспокоить даже самых уравновешенных родите-лей, заставляя их искать выход.

И тут начинается: на ребенка обрушиваются бесконечные наставления, упреки, угрозы: «Надо», «Ты должен», «В школе будешь двоечником», «Тебя вообще и школу не возьмут».

Одни мамы обвиняют воспитателей и детский сад в том, что с его ребен-ком плохо занимались, спешат наверстать упущенное: например, вводят жест-кий режим обязательного ежедневного чтения и счета. Другие, берут репети-тора для подготовки их чада к школе.

Только самая маленькая часть родителей задумывается над вопросами: в чем причина отсутствия у ребенка желания познавать новое; откуда вялость, пас-сивность и даже леность ума у сына (или дочери); почему нет стремления ис-следовать, искать; почему ребенок так беспомощен и пассивен там, где его сверстник безудержно активен и изобретателен?

То, что родители считают нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребенка мотивации к дан-ному виду деятельности. Термин «мотивация» в научной литературе обозна-чает совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, собы-тиям, поступкам).

В контексте нашей консультации речь идет о побуждениях к познаватель-ной деятельности, поисковой, исследовательской активности в широком смыс-ле слова. Однако мотивация — это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, «питает» ее энерге-тику, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям. Следова-тельно, если речь идет о том, что познавательная мотивация ребенка недос-таточна или отсутствует у него вовсе,— значит, надо ответить на вопросы: по-чему у детей, от природы наделенных потребностью во все вникать и обо всем спрашивать, эта потребность угасла и что нужно сделать, чтобы она возроди-лась вновь?

Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, инте-реса) у ребенка означает активную установку на все то, что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвя-зей между предметами и ситуациями, ненасыщенность в познании.

При отсутствии познавательной мотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.

Чтобы понять, насколько эта проблема серьёзна, проанализируем поведение детей в детском саду. В детском саду, когда они сталкиваются с необходимостью, например: сравнить два предмета по величине; выбрать из набора картинок самые интересные и составить по ним рассказ, собрать панно из разрезных картинок; решить задачу, и т. д.

Подобные наблюдения можно провести и в домашних условиях, если ро-дителей интересует обсуждаемая здесь проблема. Правда, при проведении та-кой работы с ребёнком дома важно учесть то, что главное в этом процессе не количество решенных задач (решил — не решил — сколько решил, а само отношение ребенка к такому виду деятельности. К процессу умственного на-пряжения, к творческому поиску, к получению результата, а также просит ли ребенок в дальнейшем дать ему такие задания или избегает упоминаний о них. Эти выводы и лягут в основу характеристики уровня познавательной мотива-ции ребенка. Опишем несколько типичных тактик поведения детей, соответст-вующих разному уровню познавательной мотивации, в ситуации, требующей напряженной умственной деятельности.

Родители, зная своего ребенка, могут отнести его к одному из описывае-мых здесь уровней.

Тактика активного преодоления необычных заданий и новизны си-туаций: первая группа, высокий уровень познавательной мотивации. Выслу-шав задание, дети активно включаются в работу, большинство заданий выпол-няют с интересом и самостоятельно: к взрослому обращаются лишь за уточне-нием условий задания или за подтверждением правильности выполнения. Бы-стро замечают и тонко чувствуют необычность условий отдельных задач; мо-билизуют для решения фантазию, воображение. При правильном выполнении радуются успеху. Способны к длительному умственному напряжению. После завершения работы многократно возвращаются к отдельным заданиям, осо-бенно к тем, где встретили наибольшие трудности. Просят взрослых дать им аналогичные задания и подтвердить правильность выбранных ими вариантов и способов решения. На протяжении всего периода работы — повышенный тонус, приподнятое настроение (иногда напевают по ходу, иногда комменти-руют вслух, что получилось, что нет, по окончании активно обсуждают со сверстниками свои успехи.

Тактика зависимого и защитного: перед выполнением, интерес пропа-дает, поведение становится неуверенным и напряженным. Поддержка, оказы-ваемая взрослым (подбадривание, советы, прямой показ, побуждает детей продолжить активный поиск решения. Отсутствие же такой поддержки (при нейтральной позиции взрослого) почти парализует активность : ребенок может много раз повторять один и тот же непродуктивный способ решения или бес-порядочно манипулировать с материалом. В правильности результата ребе-нок не уверен, спрашивает взволнованно: «Я правильно делаю?» На протяже-нии всей работы эти дети напряжены, молчаливы, зависимы от малейших ню-ансов в настроении взрослых. В эмоциональных проявлениях зажаты и ско-ванны. Усиление образности и наглядности задания, как и игровые приемы, способствуют более успешному их выполнению, хотя зависимость от взросло-го по-прежнему остается.

Тактика активного ухода и избегания новизны, неуспеха, умственно-го напряжения: третья группа, низкий уровень познавательной мотивации. Некоторые из детей отказываются от работы, не сделав ни единой попытки, обнаруживают абсолютную беспомощность как крайний вид защиты. У них всегда готов собственный приговор самим себе («Не могу!», идущий впереди любой новой или чуть-чуть непривычной ситуации. Другие, сделав одну—две пробы, молча прекращают работу или отказываются тихо, но категорично: «Не знаю, как делать»; «Устал (а)».

Изменение формы предъявления задания (в сторону большей образности и наглядности, введение игровых приемов) не пробуждает интереса и актив-ных действий. Весь общий облик таких детей, их поведение представляются недетскими: не смеются, не улыбаются, их трудно расшевелить, заставить уди-виться. Иногда в подобных случаях активность вдруг прорывается в форме вопросов к взрослому («Ты здесь работаешь?») или сообщений («А у нас до-ма кошка есть») и т. д., что в принципе уже важно как проявление активности ребенка. В целом, естественно, здесь очень низкий итоговый результат. (Если возможен каламбур, то эти дети активно пассивны.)

Подобные варианты (тактики) поведения детей можно встретить в каждой группе детского сада (соответствующего возраста) и среди детей, не посещаю-щих детский сад. Что особенно поражает, так это то, с какой обреченностью оценивают они свои возможные защитные аргументы, отказываясь от элемен-тарных попыток решить предложенную задачу.

Американская исследовательница М. Дональдсон в своей книге «Мысли-тельная деятельность детей» (М., 1985) пишет о том, что еще до поступления в школу у ребенка уже складывается представление о собственных познаватель-ных способностях : многие дети из детского сада, будучи поставлены перед не-обходимостью решения какой-либо познавательной задачи, реагируют на это репликами типа: «Я глупый»; «Я не могу»; «Я тупой»; «Я не знаю, как это де-лается». И добавляет затем: «Если ребенка считают неудачником, он наверня-ка потерпит провал.»

К этому можно лишь добавить, что, скорее всего поведение таких детей, а именно: тактику избегания и защиты, можно рассматривать как своеобразный психологический «барьер», который позволяет ребенку «уходить» из ситуа-ции, не допуская еще более глубоких травм и переживаний.

Итак, почему же многие дети так пассивны, робки и неуверенны, когда речь идет об их способности к познавательной деятельности? Откуда эта так-тика защиты, «уходи», избегания вместо ожидаемых попыток преодоления трудностей и активного поиска? Конечно, проще всего переложить вину на са-мого ребенка («Ну что поделаешь, раз он такой?», на его недостатки, слабые стороны развития. Однако не будем торопиться с обвинениями в адрес ребен-ка, а обратимся снова к мотивации, точнее — к самим истокам ее становле-ния.

Ключевой проблемой для становления познавательной мотивации имеют ранние формы контакта ребенка с близкими взрослыми. При доброже-лательности, принимающем и поддерживающем отношении родителей к ре-бенку у него формируется активное отношение к миру и предупреждается пассивно-тревожное, оборонительное поведение.

Подавляющее, отвергающее жестоко-агрессивное отношение матери к

ребенку может быть следствием как личностной незрелости матери, так и отрицательной обстановки в семье в целом (конфликты, ссоры, проявление взаимной неприязни). Когда у взрослых недостает сил на ласки, терпеливого отношение к малышу, у ребенка возникает ощущение угрозы, недостаточной защищенности и неблагополучия, переживание страха. В итоге, эти переживания оставляют глубокий аффективный след и составляют суть ран-них психологических расстройств. Складывается впечатление ребенка о неготовности его собственной активности, направленной на окружающий мир.

Рядом с родителями, при их поддержке и под их защитой, ребенок, стал-киваясь с новыми трудностями, благополучно преодолевает их, испытывая удовольствие, что и закрепляет в дальнейшем побуждения к исследованию, познанию, изучению. При искаженных же отношениях с близкими взрослыми подобные ситуации мгновенно вызывают страх, оборонительное поведение, что в дальнейшем закрепляется как пассивное отношение к окружающему.

Именно из этих двух противоположных стереотипов и формируются раз-ные стили познавательной активности, причем опыт зависимого, беспомощно-го и пассивно-оборонительного поведения закрепляется настолько прочно, что в дальнейшем требуется специальная работа по его преодолению.

Вернемся к детям с низким и средним уровнем познавательной мотива-ции. Один из крайне неутешительных выводов состоит в том, что внутри-семейные отношения, в которых в основном воспитываются дети с пони-женной активностью, характеризуются конфликтностью, тревожностью, агрессией между ребенком и близким взрослым, недостатком тепла, бли-зости и взаимной поддержки.

К примеру, если эти дети выполняют рисунок на тему «Семья», то почти половина из них не рисует себя в семье (фактически не находит себе места, не ощущает своей слитности с другими). Часть детей отгораживает себя мебелью или стеной (ощущение одиночества, отчужденности от других, некоторые ри-суют только себя, порой в рисунках вообще нет людей.

Если организовать с ребенком своеобразную игру в «два дома», суть ко-торой в расселении всех близких и знакомых так, как он захочет, то обнару-живается также своеобразная картина. В случае особенно выраженного дис-комфорта ребенок «отселяет» себя (иногда с кошками, собаками или друзья-ми) от родителей и других членов семьи, оставшихся в другом доме. В более мягком варианте такие дети остаются в одном доме с мамой, «отселяя» папу и других членов семьи, или, наоборот, остаются с папой, «отселяя» маму с ма-ленькой сестренкой, братиком, бабушкой, дедушкой, что в целом свидетельст-вует о явном эмоциональном неблагополучии, конфликтной эмоциональной атмосфере в семье, глубоким ощущением дискомфорта. Значит, такая связь закономерна: если низкий уровень познавательной мотивации, значит, на-рушены семейные взаимоотношения? Нет, не всегда! У незначительной части детей, не отличающихся высокой познавательной мотивацией, внутрисемей-ные отношения благополучные.

И тогда причина сниженной познавательной мотивации здесь в другом — в своеобразии развития ребенка, наличии у него «слабых» мест в раз-витии отдельных функций и сторон психики.

Однако для большей части детей (пассивных, безинициативных, вя-лых, невнимательных, неактивных) эта закономерность (низкий уровень познавательной мотивации — значит, нарушены семейные взаимоотно-шения) абсолютна.

Так что неудачниками наши дети не рождаются; взрослые помогают им стать такими! Поэтому сформировать у ребенка интерес к познанию, иссле-дованию, научить стать активным, ищущим и жаждущим познания мо-гут и должны сами родители прежде всего! И начинать здесь надо с восста-новления положительного эмоционального контакта родителей с ребенком. Важно, чтобы мать поняла: никакие занятия с репетиторами или школьными педагогами не могут заменить ребенку общения с ней. Конечно, внимательно анализируя свою стратегию воспитания, ищущие и стремящиеся помочь сво-ему ребенку родители могут и сами найти уязвимые места в контактах с ребен-ком и добиться их преодоления. Однако лучше это сделать в ходе консуль-тирования с практическим психологом и под его руководством. Восстановле-ние контакта с ребенком, насыщение его эмоциональными и прежде всего иг-ровыми моментами позволяют ненавязчиво вводить задачи познавательного характера и добиваться их решения. Ребенком, то есть контакт матери и ре-бенка продолжается, укрепляется и развивается на тонком соотношении и до-зировке личностных и познавательных задач, поддержании родителей иссле-довательской (познавательной) активности, одобрении попыток преодолеть трудности и т. д. Постепенно акцент перемещается на собственно познаватель-ные задачи, которые поначалу тесно слиты с игровыми и практическими. При-чем выполняются они при заинтересованном и доброжелательном отношении взрослого, всегда готового прийти на помощь ребенку. Надо особо подчерк-нуть, что, участвуя в такой работе, мамы получили огромное удовольствие от изменения своих взаимоотношений с ребенком: радовались его успехам, воз-никшим теплым, доверительным отношениям с малышом.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями во второй младшей логопедической группе Родительские собрания № Содержание работы Цель Сроки Участники 1 Организационное - Познакомить родителей с результатами логопедического.

Проект по экологическому воспитанию в средней группе В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)
Опубликовано: 18 января 2013 в 18:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД