Папки-передвижки

«Маленький театрал» — большой помощник в развитии речи детей. (3 фото)

Светлана Касаткина
«Маленький театрал» — большой помощник в развитии речи детей.

«Маленький театрал»

«Маленький театрал» — большой помощник в развитии речи детей.

Разрешите представиться: Касаткина Светлана Владимировна – воспитатель высшей кв. категории, МБДОУ «Детский сад №21».

Мною была разработана и апробирование программа кружка дополнительного образования «Маленький театрал» по художественно – эстетическому направлению для детей с нарушениями речи старшей группы.

Публикация «„Маленький театрал“ — большой помощник в развитии речи детей,» размещена в разделах

Работая с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, отметила, что кроме нарушения всех компонентов речевой системы у детей также нарушен ряд не речевых психических функций. Для успешного преодолеваются отклонений в развитии ребенка необходимо использовать самые разнообразные формы работы с ним.

Актуальность создания программы «Маленький театрал»» заключается в коррекции психических функций, решении речевых проблем и подготовке к предстоящему школьному обучению воспитанников специализированного ДОУ посредством расширения организации театральных игр.

Театр - это целый мир красок, звуков, чувств, эмоций, знаний, представлений, умений. В последние годы театральное искусство вышло за рамки театра и стало частью образовательного процесса. Театральная педагогика вводится в педагогическое образование, так как театр – одно из самых доступных средств, воздействующих на эмоции. Театральная деятельность развивает личность ребенка, воспитывает культуру чувств, культуру речевого общения. Развитие речевого общения предполагает освоение не только содержательной, но образно-эмоциональной стороны языка. «Чем выразительнее речь, тем ярче проявляется в ней говорящий – его лицо, мимика, жесты» (С. Л. Рубинштейн).

Программа «Маленький театрал» составлена с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией. Основное внимание в содержании деятельности дополнительной образовательной услуги «Маленький театрал» уделяется упражнениям на развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие коммуникативных качеств (говорить перед аудиторией, держаться и чувствовать себе свободно, образной выразительности речи. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Данная программа подтверждает важность театральной деятельности детей – самого распространенного вида детского творчества.

Эффективность программы заключается в том, что в основу содержания программы заложен принцип комплексной коррекции речевых нарушений, развития творческих способностей и эмоциональной сферы.

Учебно-развивающей базой послужили методические и практические разработки в области формирования творческой личности ребенка средствами театральной деятельности А. В. Щеткина, Л. И. Царенко, Н. Ф. Сорокиной и Т. И. Петрова. Процесс развития у дошкольников творческих способностей построен на комплексе речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, этюдов и выступлений на сцене перед зрителями, в ходе которых осуществляется и коррекция речи. В программе используется методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М. И. Чистяковой, теория фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому общению. (Он выделяет десять базовых эмоций (интерес, удивление, стыд, страх, гнев, радость, горе, отвращение, презрение, каждая из них ведет к различным внутренним переживаниям).

Теоретическая основа кружка «Маленький театрал» заключается в том, что театральная деятельность и развитие творческих способностей детей являются составной частью социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства.

Цель программы: Развитие навыков общения и творческих способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в театрализованной игре.

Задачи:

1. Развивать эмоционально - эстетическую сферу и культуру чувств ребенка;

2. Научить детей понимать язык эмоций другого человека и адекватно на них реагировать;

3. Формировать навыки общения с педагогом и сверстниками.

4. Развивать творческие способности в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности на материале произведений и сказок.

Практической ценностью программы является разработка и реализация диагностического аспекта творческого и речевого процессов, составление алгоритма занятия театрального кружка, приложение к программе используемого в работе этюдного, музыкального и речевого материала.

Предположительный результат реализации программы «Маленький театрал» состоит в качественном повышении уровня речевых и творческих способностей дошкольников на основе применения театрализованных игр.

Реализация программы предполагает привлечение детей к эмоциональному миру человека, развитию базовых эмоций и воображения, формирования навыка общения с взрослым и сверстниками.

Содержание программы кружка «Маленький театрал» дополнительного образования детей с ОНР рассчитано на 1 год обучения в старшей группе детей с речевой патологией. Период обучения – 9 месяцев (с 16 сентября по 31 мая, согласно графику работы кружка). Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю с детьми старшей группы (длительность занятия – 25-30 минут). Количество занятий в год 64 (согласно содержанию планирования). Группа формируется в количестве 12 детей и подразделяется на две подгруппы. Занятия проводятся по подгруппам по 6 человек. Форма проведения занятий – фронтальная. Место проведения – музыкальный зал, групповая комната.

Фото «Маленький театрал»

Каждое занятие построено на определенном сюжете и отличается оригинальностью и насыщенностью содержания, активной сменой речевых и музыкальных видов деятельности, широким использованием наглядного материала, разнообразных игрушек. Все это превращает занятие в увлекательный творческий процесс.

Данная программа разделена на 3 периода обучения. (Слайд с задачами 1-го периода) С первых занятий 1-го периода обучения дети начинают знакомиться с различными эмоциями. Влияние чувств на воображение и обратно давно было замечено учеными. Поэтому накопление впечатлений ребенком, приобретение им опыта эмоций и чувств – одна из основных задач программы. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Дети изучают различные эмоции, и получают возможность управлять ими в ходе эмоционально- эстетического воспитания. Таким образом, программа перекликается с психолого-педагогическими методами, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Используются этюды М. Чехова на развитие внимания, фантазии и этюды М. Чистяковой на развитие выразительности жеста, тренировку отдельных групп мышц, на выражение отдельных черт характера. Игры-этюды помогают дошкольникам понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, понимать эмоции (гнев, удивление, радость, страх, сострадание, пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

На этом этапе работы используются упражнения по подготовке детей к умению передавать выразительный образ. Разучиваются различные имитационные движения, обучение воспроизведению разных интонаций голоса, привлечение к поиску собственных способов показа. Затем проводятся упражнения на развитие пантомимических средств выразительности. Начинается с обыгрывания малых литературных произведений: стихов А. Барто «Зайка», «Бычок», «Слон», «Матросская шапка»; С. Я. Маршака «Мяч», «Мыши», «Курочка Рябушка», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Был сапожник?». Через обыгрывание малых литературных форм постепенно подводятся дети к театрализованным играм. Развиваются образно-выразительные умения имитировать несложные движения и вести разговор в форме диалога. Дети учатся играть рядом друг с другом, это сплачивает детский коллектив.

В ходе второго этапа обучения (слайд с задачами 2-го периода) продолжается работа над развитием эмоциональной сферы детей. Дошкольники в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Также, посредствам театрализованных игр начинается обучение детей созданию настольных спектаклей. Создаются эти спектакли при помощи резиновых игрушек, конусных и цилиндрических кукол, картинок на картоне. Дети имитируют нужные движения персонажей (ходьбу, бег, прыжки) и одновременно проговаривают текст, передавая голосом состояние персонажа.

К концу второго периода обучения дети научатся выступать для других, выразительно выполнять движения персонажей, выражать эмоции по внешним сигналам, вступать в диалог, дополнять свою речь с помощью мимики и жестов.

Третий период обучения заключался в развитии умений детей самостоятельно действовать в играх-драматизациях. В этот период особое внимание уделяется разнообразию содержания атрибутов для игр-драматизаций: шапочки, маски, косынки, платочки, сарафанчики, юбочки, фартучки, пояски… Через игры-драматизации дети учатся выразительно передавать текст сказки, вести диалог между персонажами. Подготовительным периодом к играм-драматизациям служат игры-инсценировки, формирующие у детей самостоятельность в выборе персонажей и составлении диалогов, перевоплощении в образ и выразительности речи. И только после того, как у детей появились определенные умения и навыки можно перейти к играм-драматизациям. Дети перевоплощаются в образы разных зверей: хитрых, злых, умных, добрых и не очень…Необходимо, чтобы ребенок, который по своему характеру «мышка» сыграл роль волка или медведя. Ребенок должен попробовать себя в разных ситуациях. Важнейшим во время работы кружка в театрализованных играх являлся процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами были не менее важны, чем спектакль. Театрализованные занятия сохраняют непосредственность детской игры, основанной на импровизации. С детьми текст роли не заучивался, не отрабатывались позы, жесты, движения. Главное было то, чтобы дети понимали смысл и атмосферу театрального действа.

К концу третьего этапа начинается обучению детей вождению перчаточных кукол би-ба-бо. Управление такой куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, да еще в сочетании с текстом. Дети обучаются правильно вести руку с куклой и одновременно проговаривать текст. Для этой цели используются несложные упражнения-этюды, на которых учила ребенка сосредотачивать своё внимание на выполнение куклой четкого ритмического действия.

К концу третьего периода обучения дети закрепили умение выражать ясно для окружающих свою мысль, эмоции. Игры –драматизации являются стимулятором развития основных психических процессов: внимание, памяти, речи, восприятие; содействуют расцвету творческого воображения детей; приобщению к театральной культуре.

Занятия кружка подчинялись следующим требованиям: содержательность и разнообразие тематики; максимальная активность детей на всех этапах занятия; сотрудничество детей друг с другом и с педагогом; последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр.

За время занятий кружка дети познакомились с различными видами театров : театр картинок (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы, пальчиковый театр, театр кукол из бумажных конусов и цилиндров, кулачковый. В течение учебного года дети познакомились с театральной ширмой и верховыми куклами. Все дети с удовольствием участвовали в спектаклях в качестве актеров драматического театра.

Занятия кружка дети ждали с нетерпением, так как театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Диагностика развития творческих способностей детей средствами театрализованного искусства, разработанная на основе программы Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», показала следующие результаты: высокий уровень возрос на 35% (с 21% до 56%), низкий уровень уменьшился на 23% (с 23% до 0%). Диагностика словесного языка чувств, которая проводилась в форме диалога индивидуально с каждым ребенком по этюдам М. И. Чистяковой выявила следующие результаты: высокий уровень увеличился на 36% (с 14% до 50%, низкий уменьшился на 27% (с 27% до 0%).

Родителям предоставлялась возможность присутствовать на открытых занятиях кружка, а также все сотрудники детского сада и родители были приглашены на спектакль по сказке «Заюшкина избушка». В течение работы кружка дети дважды посещали Березниковский драматический театр на спектакли «Золотой цыпленок», «По дорогам сказок».

 — большой помощник в развитии речи детей. - фото
Публикации по теме:

Выступление в ЦКИОМеВыступление в ЦКИОМе Заканчивается учебный год, а вместе с ним и сезон выступлений дошкольников. В Центре Культурных и Массовых мероприятий концертная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Маленький театрал» — большой помощник в развитии речи детей.
Опубликовано: 13 января 2013 в 14:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД