МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Использование разно-фактурной бумаги в изображении портретов»

Ирина Новичкова
Мастер-класс для педагогов «Использование разно-фактурной бумаги в изображении портретов»

Цель: Раскрыть приёмы работы с разнофактурной бумагой в изображении портретов, раскрыть особенности работы. Показать актуальность использования бумагопластики в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием видов бумаги и вариантами её использования.

1. Вступительное слово

Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности : лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование разно-фактурной бумаги в изображении портретов“» размещена в разделах

Занимаясь бумажной пластикой, расширяются представления детей о различных видах материалов, используемых в изобразительной деятельности. Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у дошкольников идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.

Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию.

Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.

Способы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.

Складывание из бумаги – как приём, часто используется в бумажной пластике (складывание пополам, гармошкой и т. д.).

Чтобы получить треугольную форму, лист бумаги (тонкой) любой формы взять за серединку пальчиками и приподнять с поверхности стола, ладошкой другой руки обхватить и прогладить опущенные края бумаги.

• Способ «ёлочка» (волна, гора и т. д.) выполняется так же, как и треугольная форма.

• Способ «Колокол». Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать (цветы, форма которых напоминает форму колокола: колокольчики, ландыши, каллы). Для цветов в середину кулёчка можно вставить тонкий жгутик, оформить края зубчиками.

• Способ «Ёжик». Тонкие жгутики из небольших кусочков салфетки прикрепить на каплю клея ПВА (ёжик, перья птицы, цветы).

• Способ «Роза». Хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2 см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги).

Использование разнофактурной бумаги в изображении портретов.

Будь то сказочный герой или реальное существо, любой из персонажей имеет своё лицо, свой образ. И дети должны хорошо представлять себе этот образ. Творческая направленность работы проявляется, прежде всего, в предварительном обдумывании создаваемого образа, на основе детских знаний и впечатлений о нём.

На листе бумаги изображают фигуру человека, полностью или частично, стремясь передать характер образа (через мимику, положение частей тела ит. д.). Размер изображаемого желательно обговорить заранее

Объёмные элементы можно использовать и как основу портрета. Например, портрет солнышка, тучки выполняются сначала из округлых комочков, на которые наклеиваются черты лица – глаза, рот, нос и т. д.

Задачи при работе с детьми:

• Учить детей искусству оригами и бумажной пластики, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности.

• Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

• Учить детей работать со схемами и образцами, придумывать самостоятельно поделки.

• Развивать память и внимание, творческие способности и исследовательские навыки.

• Формировать добрые чувства по отношению к близким.

• Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

• Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

• Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам.

• Соблюдение правил техники безопасности.

Формы и методы работы:

• Игра, загадка, сказка, беседа;

• рассматривание иллюстраций;

• показ образца выполнения последовательности работы.

Мы говорим о значении «бумагопластики» на развитие детей. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией. Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».

Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей) :

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика

— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация

– сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь.

Разновидностью объемной аппликации являются:

- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание

выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень ( например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

5. Папье-маше

(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА).

6. Оригами

(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы : квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами

- одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы ( например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге) .

8. Киригами

(с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг

(«птичье перо») - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.

10. Айрис фолдинг

(«радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура

- это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из – за сложности не применяется.

Как вы уже убедились видов бумагопластики очень много. Обратите внимание на доску. Все виды работ представлены на доске. С их помощью выполнены портреты. И сегодня мы вам предлагаем выбрать для себя наиболее понравившийся вид работы и попробовать себя в роли мастера.

Но для начала мы вам предлагаем посмотреть как можно выполнить портрет в технике «Модульное оригами». (показ способа выполнения)

3. Самостоятельная работа педагогов.

4. Выставка работ.

5. Заключительное слово.

Разнообразие техник бумагопластики позволяет и разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приёмам работы. На занятиях используется разнообразный наглядный материал, дидактические и занимательные игры, упражнения, сказки.

Закончить хочется словами Канта:

«Рука - это вышедший наружу мозг человека».

Публикации по теме:

Дидактическая кукла  «Пожарный»Дидактическая кукла  «Пожарный» Если вдруг беда случится, Где-то что-то загорится, Там пожарный нужен срочно. Он погасит, — это точно. В нашем детском саду недавно состоялся.

Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование разно-фактурной бумаги в изображении портретов»
Опубликовано: 30 октября 2014 в 20:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД