Математическая дидактическая игра как средство развития логического мышления

Ирина Курочкина
Математическая дидактическая игра как средство развития логического мышления

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новый материал. Но все эти качества редко рождаются вместе с ребенком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также нужна тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения, мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Актуальность заключается в том, что современное общество живет в эпоху развития компьютерных технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать мир как социальный, так и предметный.

Одной из основных методических проблем математического образования дошкольников является связь дошкольного развития и формирования логических предметов умственных действий. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлов З. А., Венгер Л. А., Е. А. Носова и Р. Л. Непомнящая.

Математическое развитие дошкольников выступает в качестве особого ключа к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. (Земцова О. Н.) «Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В современных обучающих программах дошкольных учреждений, важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Как показали исследования психологов Венгера Л. А., Истоминой З. М., Поддьянова Н. Н., Агаевой З. и других, логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных занятий знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считают, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными считаются дидактические игры математического содержания. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего развития личности ребенка. Она выполняет обучающую функцию, является средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания. В ней дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Структура математической дидактической игры:

_-игровой замысел;

-игровые правила;

-игровые действия.

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий:

• Желание играть, активно действовать;

• Выполнение игровой задачи, правил игры, действий игры;

• Поиск самостоятельных действий.

Основой дидактической игры является познавательное содержание.

Я поставила перед собой следующую цель – создание условий для развития логического мышления с помощью дидактических игр математического содержания у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения данной цели были определены следующие задачи:

1. Обучение детей операциям логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация;

2. Развить речь в умении рассуждать, доказывать, развить познавательные процессы, творческое воображение, произвольность внимания;

3. Сформировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями детей.

Новизна темы: использование в системе разнообразных дидактических игр с математическим содержанием в режимных моментах, на НОД, в повседневной жизни с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

1. Умение детей анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;

2. Умение использовать занимательный игровой материал как в непосредственной образовательной деятельности, как и в самостоятельных играх;

3. Сформировать у детей сенсорные эталоны и умение сопоставлять предметы;

4. Развить познавательные и творческие способности;

5. Умение детей проявлять самостоятельность в решении различных математических задач, проблемных ситуаций.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-office-powerpoint_6k6tu.pptx | 12140,06 Кб | Скачан: 244
 
Публикации по теме:

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Учимся считать
Автор публикации:
Математическая дидактическая игра как средство развития логического мышления
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 15:03
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...