Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»

Оксана Радченко
Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»

Открытое мероприятие «Матроскин в Ачинске»

Подготовила учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 27 города Ачинска Радченко Оксана Николаевна

«МАТРОСКИН В АЧИНСКЕ»

Лексическая тема МОЙ ГОРОД

Цель занятия:

-Активизация и актуализация словарного запаса детей различными частями речи

-Совершенствование грамматического строя речи: формирование различных способов словообразования и словоизменения

Развитие связной речи: составление предложений и рассказов по мнемотаблице.

Оборудование: проектор, разрезные картинки с достопримечательностями города, кукла би-ба-бо Дядя Федор, воздушные шары красного, желтого и зеленого цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, к нам на занятие придет сегодня герой. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Этот самый умный кот

В Простоквашино живет.

У него в деревне дом.

Чисто и уютно в нем.

Кот хозяйничает в нем.

(Ответы детей)

Заходит логопед, одетый в костюм кота Матроскина.

Кот Матроскин. Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, в какой город я попал? (Ответы детей)

Дело в том, что наш любимый Дядя Фёдор отправился в город за покупками. Мы с Шариком его ждали-ждали…Но вот вчера пришла от него телеграмма. Он пишет, что находится в Ачинске. Вот я и отправился за ним из деревни, потому что волнуюсь за него. А вы, ребята, знаете свой город? (Ответы детей)

Поможете мне его отыскать? (Ответы детей)

2. Упражнение «Большой-маленький». Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Кот Матроскин. Ребята, пока я ходил по вашему городу и обратил внимание, что здесь есть и большие и маленькие объекты. Например, есть большие дома, а есть маленькие домики. Я кот еще молодой и люблю поиграть. Я сейчас вам покажу на экране большие предметы, а вы ласково назовёте маленькие.

Чулым – это река, а Типтятка - …

Есть широкие дороги, а есть - …узенькие дорожки

Есть большой рынок, а есть маленький …

«Алмаз» - большой магазин, а «Славянка» – …

Кот Матроскин. Вот, молодцы, ребята, все маленькие предметы назвали правильно! А теперь давайте прошагаем по городу.

3. Динамическая пауза (Координация речи с движением)

Мы по городу шагаем Исходное положение: в колоне по одному, основная стойка

И свой город изучаем. Выполнение: ходьба в колоне по одному, перестроение в круг.

Здравствуй город мой родной, Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки

Мой любимый, дорогой. внизу. Выполнение: 1- руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, 2 – и. п.

Ты направо и налево посмотри Исходное положение: ноги вместе, руки на

и увидишь город небывалой красоты. поясе. Выполнение: 1 – поворот головы вправо, 2 –и. п., 3 – поворот головы влево, 4 - и. п.

Низко, низко поклонились, Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки

всем, кто славно в нём трудились. на поясе. Выполнение: 1 – наклон вперёд, коснуться руками носочков, 2 – и. п.

Есть у нас заводы, Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе

есть и стадион, Выполнение: 1 – поворот вправо, 2 – поворот влево.

школы, детские сады,

магазины и больницы –

всё для жизни пригодиться.

Горы есть и реки, Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на.

Есть леса и поля, поясе. Выполнение: приседания

Хороша моя земля!

В праздники здесь пушки бьют Исходное положение: ноги вместе, руки внизу.

– Это праздничный салют! Выполнение: 1 – ноги врозь, руки вверх, 2 – и. п.

А теперь пора прощаться Дыхательное упражнение: Вдох – руки вверх, выдох – наклон вперёд, руки вниз.

4. Д/и «Где можно?» Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление предложного падежа существительных.

Кот Матроскин. Ребята, расскажите, пожалуйста, где в Ачинске можно совершить определенные действия. Например, где в Ачинске можно купить необходимые товары?

1 ребенок. Необходимые товары можно купить в магазине и на рынке

Кот Матроскин. Отправить посылку?

2 ребенок. Отправить посылку можно на почте.

Кот Матроскин. Где в Ачинске можно подстричься?

3 ребенок. Подстричься можно в парикмахерской.

Кот Матроскин. Где можно купить лекарства?

4 ребенок. Лекарства можно купить в аптеке.

Кот Матроскин. Где можно взять на время книгу?

5 ребенок. Взять на время книгу можно в библиотеке.

Кот Матроскин. Где в Ачинске можно увидеть, как отходят поезда?

6 ребенок. В Ачинске увидеть, как отходят поезда можно на вокзале.

5. Где был Дядя Фёдор? Закрепление знаний о достопримечательностях города. Развитие мелкой моторики и пространственных представлений.

Кот Матроскин. Дядя Фёдор прислал мне фотографии достопримечательностей Ачинска. Но у меня они почему-то все порвались. Может вы мне поможете – соберете картинки и подскажете, где же был Дядя Фёдор. Дети получают разрезные картинки с достопримечательностями Ачинска. Когда соберут – рассказывают:

Дети. Дядя Федор был в кинотеатре «Эдем».

-Дядя Фёдор был в Торговом центре

-Дядя Фёдор был в Парке Железнодорожников

-Дядя Федор был на почте

-Дядя Фёдор был на бульваре Богаткова

-Дядя Фёдор был на Ачинском Арбате

-Дядя Фёдор был в аптеке.

-Дядя Фёдор был в библиотеке

6. Составление рассказа по мнемотаблице.

Кот Матроскин. Ребята, Дядя Федор прислал мне еще одно письмо. Только я никак не могу его прочитать. (На проекторе появляется мнемотаблица). Может вы мне поможете?

Дети составляют рассказ:

Дядя Федор находится в городе Ачинске. На улице города есть транспорт: трамваи, автобусы, машины. Есть светофор и пешеходный переход. Дом, в котором я нахожусь из кирпича, двухэтажный. Там можно отправить посылку.

Кот Матроскин. Ребята, вы догадались, где находится Дядя Федор? Ответы детей. Давайте мы с вами ему позвоним!Для этого нужно красиво и четко проговорить чистоговорку:

А-А-А- шире ротик, детвора.

У-У-У- всех детей зову.

И-И-И- песенку тяни.

На проекторе появляется изображение почты и Дяди Федора.

Дядя Федор. Ребята, спасибо, что вы помогли меня отыскать. Я как раз домой в Простоквашино посылку отправлял. Только я не знаю, как мне до вас добраться!

Кот Матроскин. Ребята, а вы сможете рассказать о том, как нас найти?

Дети составляют новый рассказ по следующей мнемотаблице.

7. Итог занятия.

Раздается стук в дверь. Появляется Дядя Федор в виде куклы би-ба-бо.

Дядя Федор. Ребята, большое спасибо, что вы и меня нашли, и помогли нам с Матроскиным встретиться. Я принес вам шары. Если вам сегодня с Матроскиным было интересно и вы хорошо потрудились, возьмите зеленый шарик. Если вам было интересно, но в какой-то момент стало трудно – возьмите желтый шарик. А если вам было скучно, неинтересно, то возьмите красный шарик.

Матроскин и Дядя Федор прощаются с детьми.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Прописи
Автор публикации:
Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 13:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о проведении досуга «Как мы встречали День Земли»
Как мы встречали День Земли Недавно ребята нашей группы с огромным интересом проживали всё, что связано с загадочным космосом и жизнью на нашей планете...
Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всегда рада встрече с вами на своей страничке! Сегодня хочу представить вашему вниманию материал , который мы использовали...
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...