Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»

Оксана Радченко
Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»

Открытое мероприятие «Матроскин в Ачинске»

Подготовила учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 27 города Ачинска Радченко Оксана Николаевна

«МАТРОСКИН В АЧИНСКЕ»

Лексическая тема МОЙ ГОРОД

Цель занятия:

-Активизация и актуализация словарного запаса детей различными частями речи

-Совершенствование грамматического строя речи: формирование различных способов словообразования и словоизменения

Развитие связной речи: составление предложений и рассказов по мнемотаблице.

Оборудование: проектор, разрезные картинки с достопримечательностями города, кукла би-ба-бо Дядя Федор, воздушные шары красного, желтого и зеленого цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, к нам на занятие придет сегодня герой. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Этот самый умный кот

В Простоквашино живет.

У него в деревне дом.

Чисто и уютно в нем.

Кот хозяйничает в нем.

(Ответы детей)

Заходит логопед, одетый в костюм кота Матроскина.

Кот Матроскин. Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, в какой город я попал? (Ответы детей)

Дело в том, что наш любимый Дядя Фёдор отправился в город за покупками. Мы с Шариком его ждали-ждали…Но вот вчера пришла от него телеграмма. Он пишет, что находится в Ачинске. Вот я и отправился за ним из деревни, потому что волнуюсь за него. А вы, ребята, знаете свой город? (Ответы детей)

Поможете мне его отыскать? (Ответы детей)

2. Упражнение «Большой-маленький». Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Кот Матроскин. Ребята, пока я ходил по вашему городу и обратил внимание, что здесь есть и большие и маленькие объекты. Например, есть большие дома, а есть маленькие домики. Я кот еще молодой и люблю поиграть. Я сейчас вам покажу на экране большие предметы, а вы ласково назовёте маленькие.

Чулым – это река, а Типтятка - …

Есть широкие дороги, а есть - …узенькие дорожки

Есть большой рынок, а есть маленький …

«Алмаз» - большой магазин, а «Славянка» – …

Кот Матроскин. Вот, молодцы, ребята, все маленькие предметы назвали правильно! А теперь давайте прошагаем по городу.

3. Динамическая пауза (Координация речи с движением)

Мы по городу шагаем Исходное положение: в колоне по одному, основная стойка

И свой город изучаем. Выполнение: ходьба в колоне по одному, перестроение в круг.

Здравствуй город мой родной, Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки

Мой любимый, дорогой. внизу. Выполнение: 1- руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, 2 – и. п.

Ты направо и налево посмотри Исходное положение: ноги вместе, руки на

и увидишь город небывалой красоты. поясе. Выполнение: 1 – поворот головы вправо, 2 –и. п., 3 – поворот головы влево, 4 - и. п.

Низко, низко поклонились, Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки

всем, кто славно в нём трудились. на поясе. Выполнение: 1 – наклон вперёд, коснуться руками носочков, 2 – и. п.

Есть у нас заводы, Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе

есть и стадион, Выполнение: 1 – поворот вправо, 2 – поворот влево.

школы, детские сады,

магазины и больницы –

всё для жизни пригодиться.

Горы есть и реки, Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на.

Есть леса и поля, поясе. Выполнение: приседания

Хороша моя земля!

В праздники здесь пушки бьют Исходное положение: ноги вместе, руки внизу.

– Это праздничный салют! Выполнение: 1 – ноги врозь, руки вверх, 2 – и. п.

А теперь пора прощаться Дыхательное упражнение: Вдох – руки вверх, выдох – наклон вперёд, руки вниз.

4. Д/и «Где можно?» Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление предложного падежа существительных.

Кот Матроскин. Ребята, расскажите, пожалуйста, где в Ачинске можно совершить определенные действия. Например, где в Ачинске можно купить необходимые товары?

1 ребенок. Необходимые товары можно купить в магазине и на рынке

Кот Матроскин. Отправить посылку?

2 ребенок. Отправить посылку можно на почте.

Кот Матроскин. Где в Ачинске можно подстричься?

3 ребенок. Подстричься можно в парикмахерской.

Кот Матроскин. Где можно купить лекарства?

4 ребенок. Лекарства можно купить в аптеке.

Кот Матроскин. Где можно взять на время книгу?

5 ребенок. Взять на время книгу можно в библиотеке.

Кот Матроскин. Где в Ачинске можно увидеть, как отходят поезда?

6 ребенок. В Ачинске увидеть, как отходят поезда можно на вокзале.

5. Где был Дядя Фёдор? Закрепление знаний о достопримечательностях города. Развитие мелкой моторики и пространственных представлений.

Кот Матроскин. Дядя Фёдор прислал мне фотографии достопримечательностей Ачинска. Но у меня они почему-то все порвались. Может вы мне поможете – соберете картинки и подскажете, где же был Дядя Фёдор. Дети получают разрезные картинки с достопримечательностями Ачинска. Когда соберут – рассказывают:

Дети. Дядя Федор был в кинотеатре «Эдем».

-Дядя Фёдор был в Торговом центре

-Дядя Фёдор был в Парке Железнодорожников

-Дядя Федор был на почте

-Дядя Фёдор был на бульваре Богаткова

-Дядя Фёдор был на Ачинском Арбате

-Дядя Фёдор был в аптеке.

-Дядя Фёдор был в библиотеке

6. Составление рассказа по мнемотаблице.

Кот Матроскин. Ребята, Дядя Федор прислал мне еще одно письмо. Только я никак не могу его прочитать. (На проекторе появляется мнемотаблица). Может вы мне поможете?

Дети составляют рассказ:

Дядя Федор находится в городе Ачинске. На улице города есть транспорт: трамваи, автобусы, машины. Есть светофор и пешеходный переход. Дом, в котором я нахожусь из кирпича, двухэтажный. Там можно отправить посылку.

Кот Матроскин. Ребята, вы догадались, где находится Дядя Федор? Ответы детей. Давайте мы с вами ему позвоним!Для этого нужно красиво и четко проговорить чистоговорку:

А-А-А- шире ротик, детвора.

У-У-У- всех детей зову.

И-И-И- песенку тяни.

На проекторе появляется изображение почты и Дяди Федора.

Дядя Федор. Ребята, спасибо, что вы помогли меня отыскать. Я как раз домой в Простоквашино посылку отправлял. Только я не знаю, как мне до вас добраться!

Кот Матроскин. Ребята, а вы сможете рассказать о том, как нас найти?

Дети составляют новый рассказ по следующей мнемотаблице.

7. Итог занятия.

Раздается стук в дверь. Появляется Дядя Федор в виде куклы би-ба-бо.

Дядя Федор. Ребята, большое спасибо, что вы и меня нашли, и помогли нам с Матроскиным встретиться. Я принес вам шары. Если вам сегодня с Матроскиным было интересно и вы хорошо потрудились, возьмите зеленый шарик. Если вам было интересно, но в какой-то момент стало трудно – возьмите желтый шарик. А если вам было скучно, неинтересно, то возьмите красный шарик.

Матроскин и Дядя Федор прощаются с детьми.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Прописи
Автор публикации:
Совершенствование грамматического строя речи дошкольников. Занятие в старшей группе «Матроскин в Ачинске»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 13:41
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...