Получи документы

Метод «Мандала» в работе с педагогами образовательной организации

Любовь Керова
Метод «Мандала» в работе с педагогами образовательной организации

В обществе, кроме школы, практически нет других социальных институтов, имеющих многочисленный и разнородный контингент по множеству параметров: возрасту, уровню образования, социальному положению, интересами и потребностями, характерные для современного общества проблемы «отцов и детей», «свободы и необходимости», «сильных и слабых», в концентрированном виде сосредоточивается в школе. (11)

Публикация «Метод „Мандала“ в работе с педагогами образовательной организации» размещена в разделах

Добавляются такие проблемы как неопределенность социально-политической и социально-экономической обстановки, ее нестабильность и непредсказуемость, нарушение сложившихся общепринятых стереотипов поведения, что ведет к росту психической напряженности у участников педагогического процесса. 5

В настоящее время в психологии обострился интерес к изучению различных аспектов педагогической деятельности, который обусловлен социальным заказом по формированию развитой личности, поставленным перед современной школой. Предъявляются высокие требования к личности педагога, которая, обеспечивает эффективность обучения и воспитания детей. Необходимо помнить, что профессиональная деятельность, связаная с межличностным взаимодействием оказывает влияние на формирование личности. Условия профессиональной деятельности формируют внутренний мир и систему отношений личности, способы реагирования на какие-либо события. 10

Педагогу приходится постоянно сталкиваться с конфликтными, эмоционально-напряженными ситуациями, которые влияют на его собственное эмоциональное состояние и здоровье, на трудовую и социальную активность, вследствие чего снижается уровень эффективности обучения и воспитания.

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных.

В настоящее время, в образовательных учреждениях, все более активно применяется инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Одним из арт-терапевтических методов, является метод «Мандала», в работе с педагогическим коллективом.

Мандала – это рисунок на круге. Обязательным компонентом является Центр. Так как Вселенная создавалась из Центра, откуда творение распространялось во всех направлениях. Круг – означает связь с бессознательным. Все, что создается силой природы – круглое. Форму круга имеет структура галактики, Земли, строение атома. Таким образом, Мандала - это инструмент для отражения видимых явлений мира, их централизации и возвращения внутрь»

Термин «Мандала» был введен К. Юнгом. Он использовал индиййское слово «мандала» (магический круг) для обозначения структуры, отражающей ядро человеческой души, сущность которой нам неизвестна. Впервые о Мандале он заявил в 1929 г. в работе : «Тайна золотого цветка»

Мандала отражает психическое состояние автора на данный момент, то есть является диагностическим средством.

В психологической практике используется:

- создание коллективной мандалы педагогами, по которой можно судить о психическом состоянии коллектива на данный момент и проанализировать личность каждого педагога с помощью психогеометрического теста (приложение 1);

- рисование личной мандалы. Они всегда в процессе изменения. Нет одинаковых Мандал у одного человека, что связано с процессом непрерывного развития и психических изменений. Ценность рисования мандалы заключается в ее стимулирующем воздействии на психику.

- ритуальные Мандалы – несут идеал внутренней гармонии и используются как инструмент для медитации, когда психическая целостность находится в опасности;

- существуют Мандалы для созерцания, которые могут оказать помощь в решении каких-либо проблем человека. 8

Цель: психологическое единение коллектива, определение психического состояния и чувств, изучение личности педагогов.

Задачи:

1. Создать комфортный эмоциональный настрой на совместную работу.

2. Определить психическое состояние и чувства педагогов.

3. Изучить и проанализировать личность педагогов.

Материалы, используемые на занятии: заготовки, вырезанные из бумаги в виде фигур:

Ватман А 3, клей, краски, кисточки. Магнитофон и музыка для релаксации.

Для создании Мандалы педагогического коллектива, педагогам на выбор предлагаются четыре вида фигур:

Необходимо выбрать какую-либо одну фигуру, закрасить фон и нанести любой рисунок, который доставит удовольствие (узор может быть в виде геометрических фигур, природа, животные, птицы, и т. д.). Когда рисунок будет готов, нужно на него посмотреть, так как в нем выражена часть души человека. Ответить себе на вопрос: «Какая часть души и что выражает»?

Когда все рисунки готовы, педагоги совместно составляют узор Мандалы в виде круга, на ватмане, фигурки приклеиваются. Готовая коллективная Мандала вывешивается на стенд и рассматривается. В это время психолог говорит, что Мандала – это рисунок на круге, который выражает что-то глубинное в душе человека и ее рисование служит совершенствованию душевной жизни человека, его организма и здоровья. Созданная Мандала, является выражением души коллектива, где есть частичка души каждого педагога. Найдите место, которое отвели вам в этой Мандале. Подумайте, какие чувства вы испытываете. Обратите внимание, что каждый из нас находится близко к другим. Если кто-то сделает больно другому, то остальным тоже будет больно, а радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту и ктому же человеку по движению круга. Эта Мандала – наше групповое Я, в которой каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

Педагоги могут проговорить свои чувства, ощущения и переживания. Если последуют просьбы прокомментировать работу, необходимо ориентировать педагогов на положительные моменты.

После занятия педагог-психолог анализирует занятие и созданную Мандалу.

Требования к квалификации педагога-психолога :

1. Специальное высшее образование

2. Знание и соблюдение нормативных документов.

3. Методы арт-терапии могут быть использованы педагогами –психологами, прошедшими дополнительную постдипломную подготовку по арт-терапии

Список литературы

1. Агеева И. А. Успешный учитель:тренинговые и коррекционные программы. – СПб. :Речь, 2007

2. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. – Екатеринбург:Деловая книга, 2000

3. Аргуэлес Х. Исследование феномена самости. «Мандала». – М: AIOH,1983

4. Базыма. Психология цвета. – М. :Речь, 2005

5. Вассерман Л. И., Боков Н. Значение медицинского психолога для организации внебольничных форм специализированной помощи лицам с проблемами в области психического здоровья // Обозрение психиатрии и медпсихологии им. В. М. Бехтерева. 1995 №3

6. Диагностика в арт-терапии / Под ред. Копытина. «Метод Мандала». СПб 6 Речь, 2002

7. Евланова С. М. О влиянии индивидуального стиля взаимодействия учителя с детьми на эмоциональный климат класса. – Воронеж:Изд-во Воронежского пединститута, 1993

8. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб. :Питер, 2002

9. Карм Э. М., Федоров А. И., Панина Т. С., Заруба Н. А. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса. Мир образования – образование в мире. 2001

10. Маданиева З. Б. Психологические основы управления эмоциональным состоянием учителя. – Алматы, 2002

11. Пимина С. Ю. Конфликты школы или «Школа конфликтов»? / Введение в конфликтологию образования. – М. : МПСИ; Воронеж:Изд-во НПО «МОДЭК»,2002

12. Рогов Е. И Настольная книга практического психолога: Учебное пособие:В 2 кн. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Статья о КУ «Нижневартовской Санаторно-лесной школе» Работаю в данном учебном заведении с 1997 года. В школе обучаются дети по направлению Тубдиспансера, с положительной реакцией «Манту».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод «Мандала» в работе с педагогами образовательной организации
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 12:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД