Получи документы

Развитие техники чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ

Ольга Почебут
Развитие техники чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ

План:

1. Актуальность развития техники чтения в наши дни.

2. Упражнения, используемые для развития техники чтения :

Дыхательные упражнения.

Упражнения для развития чёткости произношения.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову, к его частям.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.

Публикация «Развитие техники чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ» размещена в разделах

3. Навыки чтения - средство самовоспитания и саморазвития.

Чтение-это великое искусство, и не каждому легко даётся…

А. Блок

Великий поэт А. Блок говорил, что книги читают все, но далеко не все умеют их правильно читать, что быть талантливым читателем- это бесценный дар. Великий немецкий поэт В. Гёте признавался, что он всю жизнь учился читать.

Изучая методическую литературу для учителей начальной школы, я пришла к выводу, я пришла к выводу, что в этих материалах заложены основы формирования у учащихся полноценных навыков чтения. Однако, для достижения данной цели необходимо решить ряд задач. Одной из них является определение условий, обеспечивающих успешность скорочтения. Учащиеся не умеют регулировать своё дыхание. Для исправления этого недостатка существует дыхательная гимнастика, а также упражнения, связанные с развитием подвижности речевого аппарата.

Упражнения для развития дыхания.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за учителем «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставлю на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

Развитие чёткости произношения.

Эту работу я начинаю с упражнений, развивающих речевой аппарат, что способствует введение скороговорок, чистоговорок.

На дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка.

Саша шапкой сшиб шишку.

Сава съел кусочек сала.

Kроме чистоговорок и скороговорок, с целью выработки правильного произношения, я использую пословицы, сочетания и предложения.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами использую отработку сочетаний гласных и согласных.

Начинаю упражнения с артикуляции гласных: а, о, у, ы, И, э. Учащиеся хором их проговаривают. затем в сочетаниях: а - у, а - о, ы - И, Э - а, и - о и т. Д. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

После отработки произношения гласных включаю сочетания гласных и согласных: ба, бо, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви и т. д.

Разминки на уроке провожу таким образом: на доске выписываю гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.

Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям как предпосылка

правильного чтения.

C этой целью даю для чтения слова и сочетания слов. Заостряю внимание на окончания слова.

1. чтение слов с общим корнем : вода, водный; белый, бельё; родина, родной.

2. сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса);

3. с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота - частота, девушка - дедушка, булка - белка.

Для того чтобы прочитать слово безошибочно, делю на более лё гкие структуры: сначала предлагаю слова с тем же корнем:

зелёный - зеленел - зазеленела;

бодрый - ободрился - приободрился;

Поясняю значение непонятного слова, прочитанного с ошибками.

Упражнения. развивающие оперативное

поле чтения и память.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения и улучшают память, внимание.

Слова даю несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх логов;

ученье

ученый

ученик

вьюга, метель, позёмка, буря.

Чтение - вот лучшее учение.

«Пирамидку» строят из слов произведения, которое читалось (упражнение вводится при проверке домашнего задания, или используется текст нового рассказа (при подготовке его к чтению).

Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, провожу упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять.

Рекомендую читать в разных темпах слова и сочетания слов: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.

Упражнения. развивающие гибкость

и скорость чтения вслух и молча. умение

угадывать последующий текст.

С целью чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча ввожу упражнение «губы».

Для развития языковой догадки ввожу упражнение «УГАДАЙ». Раздаю карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, побуждаю детей читать «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.

- Мы с папой сегод. (-ня) пош. (-ли) в ки. (-но).

Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) использую упражнение «БУКСИР». Громко читаю текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурной самого текста.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, в процессе чтения молча предлагаю упражнение «МОЛНИЯ». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением в слух.

Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

Для развития внимания и его тренировки применяю и другие упражнения: «СРАВНИ»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения). Учащиеся заводят тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравнивают эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи»;

чтение «СПРИНТ»

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорости чтения.

Упражнения по антиципации частей

устойчивых словосочетаний.

Предлагаю прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты слов. Если дети сомневаются, открываем правую сторону.

Он сам во всём. - виновен

Дверь была. - открыта, закрыта

Солнце уже. - взошло, зашло

Весь день шёл. - снег, дождь

Сдал дело. Лучше поздно.

Заключение

Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения.

Чтение- уникальный инструмент приобщения учащихся к художественной литературе. Оно формирует важнейший вид речевой и умственной деятельности, сложный комплекс умений и навыков.

Публикации по теме:

Оздоровительная аэробика для детей старшего дошкольного возраста Структура построения занятия аэробики с детьми старшего дошкольного возрастаРазминка (3-5 мин) - Упражнения низкой ударности, низкой интенсивности.

«Техника чтения. Как ее улучшить?» Советы заботливым родителям и заинтересованным педагогам Техника чтения – интересные варианты улучшения техники чтения Многих учителей и родителей волнует вопрос о состоянии чтения у ребенка. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие техники чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 07:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД