МААМ-картинки

Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 3)

Марина Слесарева
Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 3)

2.1. Система работы по организации методического сопровождения внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 1404 «Гамма».

Цель:

Разработать систему работы по внедрению в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 1404 «Гамма» инновационной технологии проектной деятельности.

Задачи

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению технологии проектной деятельности и выявить профессиональные затруднения

Публикация «Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 3)» размещена в разделах

2. Сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к внедрению технологии проектной деятельности.

3. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих проектную деятельность.

4. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по внедрению инновационной деятельности в дошкольном отделении гимназии.

2.2. Сроки реализации проекта

Этапы Наименование Сроки

1 этап Организационно – подготовительный август - сентябрь

2 этап Моделирующий сентябрь

3 этап Внедренческий Сентябрь – май

4 этап Итоговый май - июнь

2.3. Этапы реализации проекта

1 этап – организационно-подготовительный

анализ научно-теоретической методической литературы;

изучение педагогического опыта по проблеме; изучение основных методических требований к использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ;

наблюдение, опрос

определение целей и задач работы

2 этап - моделирующий

разработка перспективного плана работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ;

изучение опыта работы,

конструирование критериев для обследования работы воспитателей по проектной деятельности

3 этап - внедренческий

апробация по внедрению метода проектов в процесс воспитания детей дошкольного возраста;

организация и проведение мероприятий согласно перспективному плану;

разработка и внедрение групповых проектов с активным участием родителей

4 этап - итоговый

обобщение, описание результатов экспериментальной работы;

Выявление, обобщение педагогического опыта внедрения проектной деятельности в практику Дошкольного отделения

формирование теоретических выводов и практических рекомендации

2.4. Основные формы реализации проекта

• - методические объединения;

• - обучающие семинары;

• - консультации;

• - методические часы

• - самообразование

• - прохождение курсов повышения квалификации по проблеме

• - индивидуальные консультации

• - проведение анкетирования – с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.

2.5. Предполагаемые результаты.

1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

2.6. Методика работы по внедрению проектного метода в Дошкольном отделении

Предпосылки использования метода проектов в Дошкольном отделении гимназии :

• потребность педагогов в инновационной деятельности

• использование комплексных, вариативных программ, инновационных технологий;

• необходимость вовлечения семей в воспитательно-образовательный процесс.

Первоначально был произведён подбор и анализ научно-методической литературы по проектной деятельности, изучены передовой педагогический опыт по внедрению проектного метода в дошкольных учреждениях и основные методические требования к использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ.

С целью выявления уровня инновационного потенциала педагогического коллектива был проведен тест «Ваш творческий потенциал» (Приложение № 3, в ходе которого выяснилось, что все 100% педагогов Дошкольного отделения обладают теми качествами, которые позволяют творить; имеют нормальный творческий потенциал, позволяющий творчески проявить себя.

С целью определения интереса и мотивации педагогического проектирования педагогическому коллективу в начале и конце учебного года была предложена анкета (Приложение № 4, а для выявления уровня владения педагогами проектным методом анкета (Приложение № 5)

Результаты анкетирования:

- 85% воспитателей в начале года испытывали потребность в проектировании, желали узнать его теоретические аспекты, а в конце года, опробовав метод проектов на практике, уже 100% педагогов хотят продолжить использовать этот метод в работе с детьми и научиться проектировать без затруднений.

- на начало года только 50% педагогов по причине наличия затруднений в теоретических знаниях о методах проектов использовали его в учебной деятельности и в педагогической практике, а в конце года было выявлено 100%-ное использование метода в работе.

По результатам исследования в начале учебного года продуман и составлен перспективный план работы по внедрению проектного метода в воспитательно - образовательный процесс Дошкольного отделения (Приложение № 1)

Для развития первоначального интереса к проектной деятельности, актуализации мотивационной сферы, личностных смыслов, ценностного отношения к идее проектирования были запланированы различные формы работы со всеми участниками образовательного процесса : консультации, семинары-практикумы, анкетирование, методическое объединение, совместные групповые проекты, дискуссии, в ходе которых воспитатели расширяли свои знания о методе проектов, знакомились с этапами, типами, целями проектной деятельности, возможностью применения их в практике работы с детьми.

В течение года в дошкольном отделении велась работа по организации внедрения проектной деятельности в практику работы с детьми дошкольного возраста. Педагоги планировали, составляли и реализовывали проекты в группах (Приложение № 2).

Организация проектной деятельности потребовала определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования).

На итоговом уровне было проведено анкетирование (Приложения № 5,6, обобщение, описание результатов работы по проектной деятельности; формирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Выводы

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом : они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде. Вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.

Преимущества:

1. Метод проектов позволяет решить одну из важнейших проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью проектной деятельности возможны моделирование интересных и значимых для каждого ребенка ситуаций, решение важных проблем, формулировки творческих заданий, не имеющих единых, заранее известных решений, тем самым побуждая и мотивируя воспитанников к активному участию в образовательной деятельности.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, тем самым реализуя принципы личностно-ориентированного обучения. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

3. Выполняя проекты, дети осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, активность и инициативность, формируются умения планировать и принимать решения, двигаться к поставленной цели.

Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

4. Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

5. Метод проектов позволяет осуществить интеграцию содержания дошкольного образования – связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в разных видах совместной деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности у дошкольников в условиях современного образования.

На основании реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном отделении можно подвести следующие итоги:

• Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для использования в работе проектных технологий.

Процесс проектной деятельности охватывает развитие дошкольников со всех сторон, способствуя повышению уровня развития детей, что подтверждают итоги диагностики.

• Большинство родителей принимают активное участие в реализации проектов.

Библиография

1. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

5. Инновационная деятельность в ДОУ :пособие для рук. и адм. работников/И. А. Умина, Т. А. Данилина. – М. : ЛИнка-пресс, 2009. – 320с.

6. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») Авторский коллектив: А. А. Леонтьев (руководитель, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, М. В. Корепанова, Т. Р. Кислова, С. А. Козлова, О. А. Куревина, И. В. Маслова, О. А. Степанова, О. В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007.

7. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.

8. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.

10. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

11. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010. - 80с.

12. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012-96с.

13. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

14. Материалы сайта https://nsportal.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 1) Тема «Формирование системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности».

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» (часть 2) Расскажу подробнее о проекте «Не дразните собак!». Тема данного проекта выбрана мною неслучайно. Опасность могут представлять как безнадзорные,.

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 3) Ребята так же представили свои работы на тему «Правила поведения с собакой», рассказали, что изображено. Мы вместе с ребятами сформулировали.

Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного.

Методическое сопровождение ФГОС ДО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд 2. Федеральный.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2) Часть 1 Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть четвертая) рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы; игровые упражнения и игры с мячами;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть вторая) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть третья) Актуальностью для разработки и реализации проекта ко Дню матери послужило то, что в современном мире интерактивности стало все сложнее родителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 3)
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 16:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД