Методологические условия успешного овладения предпосылками учебной деятельности в предшкольный период

Марина Владимировна Костылева
Методологические условия успешного овладения предпосылками учебной деятельности в предшкольный период

«Методологические условия успешного овладения предпосылками учебной деятельности в предшкольный период»

11 декабря 2012

При организации педагогического процесса педагоги нашего ДОУ руководствуются документами, которые отражают нормативно-правовую базу деятельности специальных групп дошкольных учреждений:

- «Конвенцией о правах ребенка».

- Законом об Образовании.

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

- Уставом учреждения.

-Федеральными требованиями к условиям охраны здоровья воспитанников образовательных учреждений.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:

- «Программой обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.

- Методическим пособием «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» /Под общей ред. С. Г. Шевченко.

- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида».

- Учебно- методическим материалом для подготовки детей к школе с ЗПР / под ред Морозовой И. А и Пушкаревой М. А., который включающий учебно- методические пособия, где представлена система коррекционной педагогической работы по проведению непосредственно-организованной образовательной деятельности.

Подготовка к школе является приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана. Учебный план ДОУ отражает основные компоненты коррекционной педагогической работы с детьми и ориентирован на реализацию следующих задач: а именно

· Формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных ФГТ.

· Формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школе.

Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР. Для успешного овладения предпосылками учебной деятельности детьми с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае, детей с ЗПР, необходимо взаимодействие всех специалистов, воспитателей и родителей в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Учитывая коррекционную направленность образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении, активная позиция в системе взаимодействия принадлежит учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог является ведущим специалистом, координирующим и направляющий коррекционный процесс. Ставит цели, задачи, которые в свою очередь находят отражение в специальной организованной образовательной деятельности воспитателей и всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Организация педагогического процесса в нашем ДОУ в соответствии с ФГТ и структурой основной общеобразовательной программы ДО предполагает поиск и использование эффективных форм образовательной деятельности. Образовательный процесс в нашем учреждении, основывается на комплексно-тематическом подходе, учитывая принцип интеграции.

Предлагаем вашему вниманию комплексно-тематического планирование в соответствии с методическими рекомендации коррекционного-развивающего обучения «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко с учетом образовательных областей. В планирование отражена взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности, подчиненных одной лексической теме. Рекомендуемое планирование используется как в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, так и в свободной деятельности детей. Образовательный процесс включает в себя несколько направлений развития ребенка: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое.

Задачи коррекции, педагоги нашего ДОУ решают через интеграцию всех образовательных областей.

Рассмотрим принцип интеграции образовательных областей на примере познавательно-речевого развития. Согласно принципу интеграции, познавательно-речевое развитие детей осуществляется не только в процессе НООД по подготовке к обучению грамоте, по ФЦКМ, но и при организации всех видов детской деятельности через дидактические игры, подвижные игры на развитие речи, чтения рассказов, при подготовке к театрализованной игре, в продуктивной и конструктивной деятельности.

Педагоги так организовывают образовательный процесс, чтобы от детей требуется оптимальная речевая активность и элементы исследовательской и конструктивной деятельности.

У детей с ЗПР замедление и фрагментарность восприятия и мышления, снижена познавательная способность, быстрая утомляемость. Ко всему перечисленному присоединяется недостаточность конструктивной деятельности. Поэтому особое внимание педагоги нашего ДОУ уделяют развитию мелкой моторики.

В области «Познания» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, даем знания о геометрических фигурах. Интеграция задач конструирования так же осуществляется и в задачи сенсорного развития ребенка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов. Все эти познавательные умения ребенка хорошо используются при организации сенсомоторных игр направленных на развитие конструктивной деятельности.

Комплексно-тематическое планирование включает в себя ряд сенсомоторных игр направленных на развитие базовых психических функций, развитие моторики, речи.

На этом слайде представлены сенсомоторные зоны в групповом помещении и в кабинете учителя-дефектолога. Микросреда группы ДОУ и кабинет учителя-дефектолога, способствующих комплексной коррекции и развитию детей с ЗПР. Одной из важных зон в развитии детей является зона сенсомоторного развития. В ней представлен материал способствующий развитию исследовательских способностей, закладывающий основу для развития интеллекта и чувств. Развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук идет через использование сенсомоторных игр, которые включаются в образовательный процесс педагогами нашего ДОУ. Сенсомоторные зоны оснащены ярким разнообразным материалом, направленным на развитие и коррекцию детей с ЗПР. Представляем вашему, внимаю широкий спектр сенсомоторных игр:

· Игры на развитие тактильных ощущений, определение предметов на ощупь: «Чудесный мешочек», «Поймай лягушонка», «Составь узор» по образцу», «Шершавые таблички», «Мозаики», теплые таблички. мини - фланелеграфы с наборами.

· Игры на формирование представлений о величине, форме и цвете: «Пазлы», «Лего» являются обучающими, развивают детский глазомер, способствуют развитию зрительно – пространственной ориентировке.

· Деревянные поделки из конструктора. При использовании конструктора у детей получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющих навыков.

· Для развития координированных движений: игры с мелкими предметами «Завязывание веревочек», «башенки», рамки М. Монтесори, пирамидки, «Коробка форм», блоки, вкладыши, набор тканей, набор шариков.

Правильно выстроенная в предметной среде зона сенсомоторного развития является вспомогательным средством для развития мелкой моторики у детей с ЗПР, что в дальнейшем дает возможность в приобретении детьми графических навыков. Ежедневное использование сенсомоторных игр, развивает мелкую моторику рук детей. Дети лучше подготовлены к школе, движение их рук более уверенные, школьные задания не столь утомительны для них. В процессе использования сенсомоторных игр развиваются кисти рук, дети приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Предлагаем вашему вниманию учебно- методический комплект, в который входят рабочие тетради для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе. Данный методический комплект разработан Морозовой И. А и Пушкаревой М. А в соответствии с методическими рекомендациями С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Рабочие тетради представляют собой систему заданий и упражнений, которые позволяют обобщить и систематизировать знания детей по следующим разделам: «Формирование элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте» «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Предложенные упражнения в рабочих тетрадях помогают отработать навыки письма и звукового анализа, счета и решения задач, развитие речи и мышления, внимания и памяти, всего того, что необходимо будущему школьнику.

Для реализации комплексного подхода к коррекции нарушений используется учебно- методический комплект, в который включены рабочие тетради по развитию графических навыков. Данные тетради способствуют предупреждению у детей оптико-моторной дисграфии. В них содержатся задания на развитие графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и упражнений по конструированию.

Недостатки в развитии речи у детей с ЗПР выступают как вторичное нарушение. Для их коррекции используется комплект альбомов по преодолению ОНР у детей. Данный комплект состоит из четырех альбомов. Он является приложением к тематическому планированию коррекционной работы в группе. Альбомы содержать задания и упражнения, способствующие развитию речи. Все рабочие тетради предназначены для совместной работы ребенка и взрослого.

Весь методический комплект является,обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего обучения и способствует подготовки детей к обучению в школе.

Овладение предпосылками учебной деятельности происходит в течение всего дня через:

· Формы образовательной деятельности:

- в ходе режимных моментов;

- в процессе организации педагогами различных видов детской деятельности;

- в ходе самостоятельной деятельности детей;

- во взаимодействии с семьями.

· Формы непосредственно организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности).

Успешное овладение детьми предпосылками учебной деятельности возможно только при общих усилиях специалистов, воспитателей и родителей.

Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, к активной совместной деятельности для обеспечения максимальной помощи ребёнку.

В условиях специального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьями детей, так как в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители:

- Некоторые родители, приведя ребенка в коррекционное ДОУ, остаются убедительными в том, что развитие их ребенка не отстает от «нормы» и у него нет особых проблем.

- У других родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам.

- А некоторые семья наоборот демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с более «успешными».

- Большинство родителей – не знают закономерностей психического развития детей и не могут объективно оценить проблемы своего ребенка.

- А есть родители, которых пугает термин ЗПР. Родители не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.

Поэтому достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального дошкольного образовательного учреждения непросто.

В основу сотрудничества положено взаимодействие Психолог-педагог – родитель.

Принципы работы с родителями:

- Целенаправленность, систематичность, плановость.

- Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.

- Возрастной характер работы с родителями.

- Доброжелательность, открытость.

Активная позиция в системе взаимодействия принадлежит учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог является ведущим специалистом нашего ДОУ, планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами и воспитателями основные задачи в работе с родителями, а именно:

- Активное вовлечение семьи в работу специального ДОУ.

- Консультирование родителей по проблемам развития их детей.

- Обучение родителей доступным им методами и приемами оказания коррекционной помощи детям с ЗПР в домашних условиях.

При реализации задач в работе с родителями мы опираемся на годовое планирование. В данном планировании заключены эффективные формы и содержание работы по организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьям детей посещающих ДОУ.

Представляем вашему вниманию основные направления, которые раскрывают годовое планирование по взаимодействию с семьей.

1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах для определения перспектив развития ДОУ, содержания работы и форм её организации.

2. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников, просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры, обеспечивает заведующая и специалисты ДОУ.

3. Просветительско-разъяснительная работа с родителями, которую реализуют педагоги и заведующая.

4. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям детей, посещающих ДОУ:

- психолого-педагогическое консультирование;

- психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях, реализует педагог-психолог.

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний;

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям, реализуют все педагоги.

Следующий слайд посвящен формам организации психолого-педагогической помощи семье.

Коллективные формы взаимодействия. К ним относятся:

· Общие и групповые родительские собрания.

Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Родительские собрания проводим не реже 3 раз в год. На них обсуждаем совместно с родителями задачи, содержание и формы работы, решаем текущие организационные вопросы.

Так же к коллективным формам взаимодействия относятся:

· Тематические семинары – заседание семейного клуба «Здоровый ребенок». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей в течение всего года. Основными задачами клуба является: обучение родителей приёмам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

· Проведение детских праздников, досугов и развлечений. Подготовкой к праздникам занимаются педагоги ДОУ с привлечением родителей. Целью таких мероприятий является поддержание благоприятного микроклимата и распространение его на семьи воспитанников.

К индивидуальным формам работы относятся:

· Анкетирование и опросы, проводятся учителями-дефектологами, педагогом-психологом, воспитателями с целью сбора необходимой информации о каждом ребёнке, его семье или с целью определения эффективности работы педагогов ДОУ родителями воспитанников.

· Индивидуальные встречи, беседы, методические консультации. Проводятся по запросам родителей. Педагоги оказывают индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

· Родительские пятиминутки, которые проводятся ежедневно учителями-дефектологами и воспитателями. Педагоги информируют родителей о ходе образовательного процесса, разъясняют по мере необходимости выполнение домашнего задания.

Формы наглядного информационного методического обеспечения:

· Информационные стенды и тематические выставки. Стенды в нашем ДОУ размещены в удобных для родителей местах, которые содержат полезную информацию всех специалистов и воспитателей ДОУ. Которые в свою очередь пропагандируют психолого-педагогические знания, информируют об организации и содержании коррекционно-образовательной работы.

· Выставки детских работ. Знакомят родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлекают, и активизирую интерес родителей к творческим умениям своего ребенка.

· Открытые просмотры родителями НООД, которые проводятся специалистами нашего ДОУ и воспитателями не менее 3 раз в год. НООД содержит методы работы, которые доступны и понятны родителям и можно использовать в домашних условиях.

Содержание и формы работы с семьёй в ДОУ отличаются разнообразием. Задача нашего педагогического коллектива – быть компетентным в решении современных задач воспитания и образования дошкольников. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства для полноценного развития ребёнка невозможно, если усилия специалистов ДОУ и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Чтобы достичь успеха в реализации поставленных целей и задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

ФГТ ориентируют нас педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Только при комплексном подходе можно получить тот результат, на который нацеливают нас ФГТ. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

Подготовила учитель - дефектолог Костылева М. В.

Прикреплённые файлы:

mkdou-detskii-sad-56-powerpoint-3_g0071.ppt | 21579 Кб | Скачан: 118
 
Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Учимся считать
  • Лексика
Автор публикации:
Методологические условия успешного овладения предпосылками учебной деятельности в предшкольный период
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 17:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...