«Мини-музей «Русская изба» как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Вера Куклова
«Мини-музей «Русская изба» как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Средством начального соприкосновения с культурными ценностями народа; средством обогащения эмоционального, познавательного, социально-нравственного начал является музей.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

В нашем ДОУ для приобщения детей к русской народной культуре создан мини-музей «Русская изба». Экспонаты, собранные сотрудниками и родителями воспитанников, помогают детям ознакомиться с бытом, предметами старины, нравами и традициями русского народа. Сколько восторга и радости вызывает у детей посещение музея, проведение досугов и развлечений.

Предлагаю вашему вниманию конспект развлечения «Посиделки у самовара» для детей старшего дошкольного возраста из опыта работы по данной теме.

«Посиделки у самовара»

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси;

- учить чтить и уважать традиции русского народа.

- развивать умение рассуждать доказательно, делать умозаключения из причинно- следственных связей;

- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;

- формировать культуру общения.

Материалы и оборудование: самовары различной величины, щепки, еловые шишки, слайды самоваров, разрезные картинки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Дорогие наши гости! Сегодня мы собрались на посиделки! Сяду рядышком на лавку с вами вместе посижу, загадаю вам загадку, кто смышленей погляжу!

1. «Он пыхтит как паровоз 2. У носотого у Фоки

Важно кверху держит нос постоянно руки в боки.

Пошумит остепенится, Фока воду кипятит

Пригласит чайку напиться!» и как зеркало блестит.

В: Как вы догадались, о чем эта загадка?

А почему вы решили, что эта загадка про самовар?

А может быть это кастрюля или чайник?

Докажите: конечно, в загадке есть подсказки, какие?

1- «он пыхтит как паровоз»

2- «пригласит чайку напиться»

Про чайник мы не можем сказать, что он пыхтит как паровоз.

В. - О самоваре сочиняли песни, писали стихи, художники рисовали картины, народ создавал пословицы и поговорки, придумывал загадки. Самовар это часть жизни нашего народа. Сейчас это история.

Ребенок: Старый медный самовар.

Сверху на буфете.

Для чего нам самовар? –

Нелегко ответить.

Из него не день, не год, -

Много лет никто не пьет.

В.: Ребята, в старину не было электричества, как наши предки кипятили воду в самоварах? (рассуждения детей.) Давайте посмотрим как это делала Муха из мультфильма «Муха - Цокотуха». (просмотр видеоролика).

В.: В самоварах, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, нагревали воду с помощью щепок и еловых шишек, которые горели внутри жаровой трубы. В стенку самовара наливали воду. Разжигали самовар обычно лучиной: тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины.

В. - А теперь давайте попробуем подготовить старинные самовары к чаепитию (дети берут шишки, щепки и готовят самовары).

В. – А сейчас Полина нам расскажет об истории появления самовара на Руси.

Ребенок: Самовар на Руси появился не так уж давно – триста лет назад. Тогда еще не было чая и россияне пили другие напитки. Давайте попробуем, что же они пили. (дети угощаются квасом, сбитнем и угадывают).

Чай появился у нас при царе Петре 1, а вместе с ним и наши самовары. (слайды различных самоваров).

В.: самовары готовили из зеленой или красной меди, иногда их золотили или серебрили. Самовары бывают разной формы – Банки, Рюмки, Шарики и разных видов Арбуз, Дыня, Груша. Самые красивые самовары Ваза и Цветок лотоса, Паровоз, Петух, Бочонок (слайды этих самоваров на экране, дети дают свои названия самоварам).

В.: А вы знаете, ребята, у нас есть картинки самоваров, но они разрезаны. Давайте разобьемся на пары и посмотрим, у кого какой самовар получился. (дети собирают разрезные картинки самоваров).

Вот какие красивые самовары получились! Молодцы!

Ребенок: Для нас россиян – самовар очень важен, он всегда стоял в центре стола. Под его тихое сопение рассказывали разные истории. Если в семье был самовар, значит семья богатая. Самоваром гордились, его всем показывали. Из уважения на Руси его называли «Самовар-батюшка».

В.: А еще, когда наши прадеды были детьми, они любили глядеться в сверкающие самоварные бока, как в кривые зеркала.

Этот старый самовар- чудо для ребенка.

Дети смотрятся в него и смеются звонко!

В самоваре, как в кино: кухня, с облаком окно.

Пусть сейчас не вьется пар, и не слышно пения,

Но как прежде, самовар дарит настроение!

Давайте и мы полюбуемся своим смешным отражением.

(Дети смотрятся в самоварные бока, звучит музыка про самовар «У самовара я и моя Маша»)

Понравились вам самоварные зеркала?

- Сегодня мы с вами узнали много интересного о самоваре. Но, как говорится, сделал дело – гуляй смело.

Позанимались мы на славу, пора и отдохнуть. Давайте наберем воды в самовар и вскипятим чаек. Пока греется чай, звучит песня «Пых-пых…», дети поют и танцуют).

Идет чаепитие с сушками и пряничками.

Дети вспоминают пословицы про чай:

-Сижу, чай пью-и ты заходи, чай пей!

-За чаем не скучаем-по семь чашек выпиваем.

-Где есть чай, там и под елью рай.

-Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

-Пей чай, не вдавайся в печаль.

-Выпей чайку - забудешь тоску.

-Самовар кипит, уходить не велит.

-Чай пить-не дрова рубить.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества,.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
«Мини-музей «Русская изба» как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 11:19
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...