«Мир, где живут деревья». Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшей группы с нарушением речи

Валентина Боркунова
«Мир, где живут деревья». Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшей группы с нарушением речи

Цель: обучение детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

П/с: формировать умение выявлять функции объекта;

учить детей определять роль и место функций и объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу (метод ТРИЗ «Системный анализ»);

учить переносить свойства одной или нескольких частей объекта на другой (ТРИЗ, «Метод фокальных объектов»);

учить изменять свойства объекта (приём ТРИЗ «Динамика - статика»);

развивать способность к творческому решению проблем, диалектическое мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение;

совершенствовать связную речь, умение правильно использовать в речи грамматические формы, активизировать лексический запас признаков предметов, развивать эмоциональность речи;

формировать умение выслушивать детей при обсуждении проблемной ситуации, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материалы и оборудование: изображения деревьев, таблица, карточки на магнитах с изображением частей деревьев, магнитная доска.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Давайте прочитаем, что в нём написано. «Наши друзья, дедушка и внучка, пришли в лес за первыми весенними цветами. Злая Баба-Яга превратила их в деревья. А расколдовать их сможет тот, кто догадается, какое из деревьев - дедушка, а какое - внучка. Уж мы думали-гадали, ничего не получается. Помогите нам, пожалуйста!»

- Поможем лесным жителям? Какое из этих деревьев - заколдованный дедушка? (Дуб.) Почему вы думаете, что дуб - это дедушка? (Потому что дуб, как дедушка, крепкий, большой, старый, добрый, мудрый.) А почему вы решили, что берёзка - это внучка? (Берёзка молодая, тонкая, стройная, белая, добрая, поэтому кажется похожей на девушку.) Ребята, а ведь вы догадались! Вот мы их и расколдовали!

- Действительно, в древние времена люди считали, что у каждого дерева, как и у человека, есть свой характер. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, грустными и весёлыми, слабыми и сильными.

Какое дерево изображено на этой картинке? (Ива.) Как вы думаете, какой характер у ивы? (Ива грустная, тихая, задумчивая, спокойная, печальная.) А почему вы так думаете? (Потому что у неё веточки свисают вниз, и у печального человека голова и руки вниз опущены.) Верно. А это какое дерево? (Дуб.) Какой характер у дуба? (Он сильный, крепкий, добрый.) Почему? (Потому что дуб похож на могучего богатыря, на защитника.) Правильно. А это дерево как называется? (Ель.) Какой характер у ели? (Ель весёлая, озорная, игривая, добрая.) Почему вы так думаете? (Потому что ёлочка приходит к нам на Новый год и приносит радость и смех.)

- Ребята, а на какое дерево вы можете быть похожи? Изобрази, какое ты дерево? Какое дерево изображает Марина? (Ель.) Марина, почему ты ель? (Мои руки-веточки растут вниз, а пальцы растопырены, как иголочки. Ель весёлая, поэтому я улыбаюсь.) (А я - дуб. У меня раскидистые, мощные руки-ветки, крепкий, толстый ствол, поэтому я устойчивый и сильный.) (Я - ива. Я низко склонилась, грустно вздыхаю, а глаза прикрыты. Я тихая и печальная, как ива.) Да, ребята, вы доказали, что деревья и вправду похожи на людей, и внешне, и по характеру.

- Ребята, скажите, а что может делать дерево? (Дерево может расти, пить воду, распускаться, расцветать, приносить плоды, ронять листья, качаться от ветра, может погибнуть, может колоться, может спрятать кого-нибудь от солнца или от врагов.)

- А что, если б дерево могло ходить! Как вы думаете, куда бы оно пошло? Зачем оно пошло бы туда? (В город, посмотреть, как живут деревья в городе. В гости к другим деревьям. Погулять по лесу. Познакомиться с другими деревьями. Посмотреть, где заканчивается лес.) Значит, деревьям интересно узнать, как живут другие деревья в лесу и в городе.

- Ребята, давайте мы с вами сейчас поиграем, превратимся в деревья. Пластический этюд «Берёзка».

- Скажите, ребята, из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, плоды, корни.) А кто окружает дерево? (Белка - в дупле, дятел на стволе, сова прячется днём в дупле, дикие пчёлы в дупле, медведь - под корнями у него берлога, жуки - прячутся на зиму под корой, крот делает ходы возле дерева, муравьи возле дерева строят муравейник, барсук - у дерева его нора, птицы - на ветках.) Представьте, ребята, что это дерево исчезнет. Что тогда произойдёт с теми, кто его окружал? (Белка не сможет сделать запасы на зиму, жуки погибнут от холода, медведь не сможет устроиться в берлоге, птицам негде будет вить гнёзда, сова не сможет спрятаться от света, пчёлам некуда будет носить мёд.) Значит, для всех лесных обитателей деревья очень важны. Деревья нужно беречь и охранять.

- Ребята, скажите, а где больше всего растёт деревьев? (В лесу.) Верно, и деревья бывают самые разные. Посмотрите на эту таблицу. Здесь изображены части известных вам деревьев. Каких? (Рябина, дуб, ель, берёза.) Правильно. А как вы догадались? (По плодам. У рябины - ягоды, у дуба - жёлуди, у ели - шишки, у берёзы - серёжки.) Верно. Давайте попробуем описать, как выглядят другие части этих деревьев. Как выглядит ствол у рябины? А какого он цвета?

Лексика к МФО

ствол - ветки - листья -

рябина: тонкий, высокий, прямой, коричневого цвета, ровные, прямые, вытянутые, длинные, похожие на овал, зелёного цвета.

дуб: крепкий, толстый, прямой, коричневого цвета, толстые, раскидистые, сучковатые, волнистые, зелёные.

берёза: прямой, ровный, тонкий, белого цвета с чёрными полосками, тонкие, свисающие, длинные, резные, зелёные.

ель: тонкий, прямой, ровный, смолистый, коричневого цвета, тонкие, смолистые, направлены вниз, внизу длинные, а вверху - короткие, иголочки-хвоинки очень тоненькие колючие.

- Давайте попробуем составить из этих частей дерево, которого не может быть на самом деле.

- Как называется ваше дерево (по названиям деревьев, например, БерЕль? Как вы думаете, какой у него характер? Почему вы так считаете (по частям деревьев? Что происходит с листьями вашего дерева осенью (листья, иголки? А весной?

А кто может жить на этом дереве или возле него? Почему вы так думаете (по плодам, стволу? А какие животные или птицы не смогли бы жить на этом дереве или рядом с ним? Почему? (по плодам, стволу?

- Какие удивительные деревья вы придумали! Давайте сейчас нарисуем деревья, которые у нас получились.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи обучения установлению системных связей.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
«Мир, где живут деревья». Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшей группы с нарушением речи
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 16:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...