«Мир нашему дому!» Эссе о природе

Ирина Михалюта
«Мир нашему дому!» Эссе о природе

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать,-

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы, с которыми дети так любят играть (песок, глина, вода, снег и т. д.) Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Открытия у него каждый день! Как показывает практика, современные дети обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются у них стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Работая воспитателем, я пришла к выводу, что общение с природой положительно влияет на нас, людей, делает нас добрее, мягче, будит в нас лучшие чувства.

Земля – наш общий дом, давайте представим его трёхэтажным.

Пусть на первом этаже порхают бабочки, ярко светит солнце, бегут реки, расцветают цветы и поспевает хлеб. Первый этаж нашего дома отдадим природе. На втором этаже поселим наших с вами детей. А третий этаж принадлежит, нам, взрослым. Видите, как всё хорошо устроилось. Стоит этот прекрасный Дом, и плывут над ним облака, летают птицы, гремят грозы. Иногда нам кажется, что каждый этаж Дома живет сам по себе. Но нет. Ни один этаж не может прожить без другого. Этажи ежечасно приносят друг другу радость и огорчения. Они – как сообщающиеся сосуды: у них много общих проблем. В Доме часто есть непонимание. Второй этаж, дети, не понимает третий, нас взрослых, или наоборот, мы, взрослые не понимаем наших с вами детей. И оба верхних этажа вдруг перестают понимать первый этаж – природу. И больше всех от этой борьбы страдают наши дети. Вы спросите: А взрослые? А природа?

Давайте рассмотрим каждый этаж отдельно. Постучим тихонько в дверь третьего этажа и тут же слышим голоса взрослых:

«Сколько хлопот нам доставляют дети», «Какие они непослушные!», «А какие капризные!». Но чем больше мы присматриваемся к жизни взрослых, тем больше убеждаемся, что они, взрослые, жители третьего этажа отказываются признавать главное: дети – это люди. И относиться к ним надо как к взрослым людям. Мы с вами, считает себя главными, и требуем, чтобы нам подчинялись остальные этажи – дети и природа. Мы, часто не замечая себя, командуем нашими детьми: «Немедленно собери игрушки!», «Хватит кричать! Не бегай!», «Я же тебе сказала, не трогай!», «Быстро спать!». Конечно, взрослые люди более сильные, опытные. Но вместо того чтобы передать свой опыт и силу детям, мы навязываем им свою волю. Ведь нам, жителям третьего этажа всё можно. Мы хорошие. Взрослым порой не хватает, ни терпенья, ни времени, чтобы присмотреться к жизни ребёнка. Как часто со второго этажа, наших с вами детей, долетают робкие просьбы: «Мамочка, почитай мне», «Мама, погуляй со мной», «Мамуля, расскажи мне сказку». А в ответ они слышат: «Мне некогда!», «Ты видишь, я смотрю сериал!», «Отстань, я устала!», «Я занята. В другой раз!». И ведь дети знают, что другого раза не будет. А ведь у нас, взрослых, есть одно особенное дело: мы должны прокладывать маленькому своему паровозику рельсы в будущее. Этот труд называется воспитанием ребенка.

Теперь спустимся на второй этаж. Здесь нас встречают удивленные, доверчивые жители, наши с вами дети. Вспомните, кто из вас последний раз, надев резиновые сапоги, гулял со своим ребёнком по лужам, дышал свежим воздухом осенью после дождя. А летом, гуляйте ли вы под зонтом под дождём, шлёпая босиком по лужам? А через прозрачный зонт смотрите на капли дождя. Или зимой, кто из нас с вами ходил с ребёнком в лес на лыжах? Что же самое страшное на втором этаже? Одиночество. Когда ребенок себя чувствует лишним, никому не нужным, а его старания не вызывают одобрения. Он старается самостоятельно познать окружающий его мир. Давайте, посмотрим, что можно найти в кармане ребёнка, чего там только нет: камешки, птичье пёрышко, деревянная палочка. Мы с вами можем сказать: «Один мусор». Это нам, кажется, что мусор. А ведь камешек - бывает круглый, неровный, он твёрдый, тяжёлый, лёгкий, тонет - не тонет, или птичье пёрышко: на него можно подуть и оно полетит, если сравним его с камешком, что тяжелее, что легче, а палочка, ей можно проверить тонет она, или нет порисовать ей на снегу или на земле. Если бы мы взрослые, жители третьего этажа, знали, как много благородных порывов рождается на втором этаже, если бы внимательнее прислушивались к «шепоту добра» и меньше придавали значения шуму, озорству – может быть, что-то изменилось бы в отношениях детей и взрослых.

Например, рассмотрим такой случай: девочка Оля не давала маме разрушить ласточкино гнездо над крыльцом дома. Для неё – эта птица была, прежде всего, живым существом, которое пеклось о своих птенцах, а для мамы – источником грязи. Доброта и грязь. Второй и третий этажи в одном и том же явлении видят совершенно разное. Чей взгляд чище? Если бы взрослые приблизились к детям, их мир стал бы богаче. Вот ещё один случай, который произошёл у меня в группе во время беседы на тему «Моя мечта». Мальчик Рома мечтает поскорее вырасти и получить собственную комнату. Зачем ему понадобилась комната, ведь семья живёт в просторной квартире? Ребенок ответил: «Когда у меня будет своя комната, я заберу к себе бабушку, которую родители отправили в деревню, к себе на малую Родину, в старый заброшенный дом». Два этажа – два взгляда. Верхний этаж, безжалостно отправил ставшую обузой старенькую мать в деревню. А на втором этаже об этой несчастной бабушке болит детское сердце. Насколько тоньше и гуманнее, нравственнее оказывается порой второй этаж. Итак, мы побывали на двух этажах и выяснили, что между ними не только два пролета лестницы, но и непрестанное противостояние. Очень часто один этаж не понимает другой. Но самое главное то, что, мы, взрослые, любим своих детей, а наши дети любят нас, родителей. И оба этих этажа любят первый - родную природу. Давайте теперь спустимся на первый этаж.

Здесь, на первом этаже, мы с вами вместе с нашими детьми. Загораем под яркими лучами солнца, радуемся благоуханию полевых цветов, обнимаем белоствольные берёзки и заряжаемся хорошим настроением, наслаждаемся в лесу пением птиц, после дождя радуемся разноцветной радуге. Вместе с детьми мы радуемся прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Природа – начало всех начал. Наш источник жизни. Природу нельзя отделить от жизни человека. Ведь человек – это часть природы. А без природы нет детей, нет взрослых. Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить своих детей беречь его.

Публикации по теме:

Ёлка своими рукамиЁлка своими руками К Новому году мы решили сделать елку своими руками. Для этого нам понадобились: конус из картона, мишура, скотч, ножницы, фантики от конфет,.

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Растения
Автор публикации:
«Мир нашему дому!» Эссе о природе
Опубликовано: 26 марта 2013 в 19:24
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...