Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»

людмила юрьева
Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»

«МНЕ ВСЁ В КРАЮ ЛЮБИМОМ МИЛО,

МНЕ ВСЁ ЗДЕСЬ ДУШЕ ВЕСЕЛИТ»

Программное содержание:

Дать представление о связи прошлого и настоящего в реальной действительности и в произведениях искусства различных видов: музыке, живописи, слове.

Учить детей воспринимать на слух звучание русских народных инструментов, песен. Поддерживать желание спеть самим.

Продолжать учить внимательно, рассматривать изображение на картине (календарь «Солнечный круг, вникать в её смысл, составлять рассказ об увиденном.

Учить проводить аналогию образов прошлого в искусстве и настоящего в современной действительности.

Воспитывать чувство уважения к русской национальной культуре, самобытности её обычаев и традиций.

Познакомить детей с обрядовыми песнями - закличками, потешками, пословицами.

Познакомить детей с игровым фольклором и вызвать эмоциональный отклик на музыку весёлого, задорного характера.

Воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА

1. Чтение художественной литературы о Тульском крае.

2. Рассматривание иллюстраций, открыток.

3. Экскурсии:

- к истоку реки Дон,

- к памятнику Дмитрию Донскому,

- в исторический музей,

- в археологический музей.

4. Комплекс занятий по ознакомлению с Тульскими промыслами.

5. Заучивание стихов.

6. Разучивание песен, хороводов, народных игр.

7. Знакомство с Тульскими мастерами.

8. Знакомство с русским бытом, русской избой.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

(беседа «Чем знаменит наш Тульский край», стихи, песня «Тульская сторонушка»).

2. Путешествие по времена года (календарь «Солнечный круг»).

1. Осень - беседа, хоровод «Осенины на Руси»,

- пальчиковая гимнастика «Я колю дрова»,

- изготовление пряников.

2. Зим а - беседа,

- зрительная гимнастика,

- работы детей (девочки вышивают, мальчики

изготавливают посуду,

- танец с балалайками и трещотками.

3. Весна - закликание,

- сюрпризный момент,

- танец с берёзками.

4. Лето - народные игры («Заря - заряница», игра с ложками).

3. Заключительное слово.

Песня «Тульские пряники». Угощение гостей.

Дети входят парами в зал и останавливаются полукругом.

Ведущий: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует много гостей, поприветствуем их.

К путешествию в старину приглашаем,

О Тульских обычаях и традициях узнаем Слушайте, пойте, рассказывайте,

запоминайте Игры весёлые затевайте.

Давайте вначале вспомним:

- Как называется край, в котором мы живём?

/Тульский/

- Главный город нашего края /Тула/.

- Чем знаменит наш Тульский край? /Тульскими

пряниками, самоварами, Тульскими гармонями,

- оружием, Одоевскими кружевами,

- филимоновской игрушкой, тульскими мастерами/

Вот какой наш Тульский край богатый и знаменитый, сколько в нём достопримечательностей. А сколько стихов сложено о нём, расскажите, кто знает.

1 ребёнок: Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может где-то бывает красивей

Но не будет роднее, чем здесь.

2 ребёнок: Край любимый светел от берёз

Рассмеются дети - и тепло в мороз

Полетишь ли на ракете,

Вдоль по морю поплывёшь

Ты нигде на целом свете

Лучше края не найдешь

З ребёнок: Край любимый нежен, как цветы

Я его подснежник и ромашка ты

Край, любимый весел от того,

Все: От того, что песен много у него

Ведущий: Славится земля Тульская своими традициями да преданиями.

Люди на ней живут умелые, душевные да работящие.

«Тульская сторонушка»

Исстари в нашем краю люди трудились, отдыхали, веселились. Давайте вспомним и расскажем, как жил тульский народ. А поможет нам в этом календарь.

(дети становятся полукругом вокруг календаря).

И так - открываем первую страничку.

- Кого вы здесь видите?

(Русские парни и девушки водят хоровод).

- А в какое время года это происходит? (осенью)

- Какое главное событие отмечалось в осенний период

на Руси

(собирали урожай, рано вставали - много трудились,

когда работа была закончена - весь народ и стар, и млад

/от мала до велика/ собирался на главных местах сёл и

городов - и от души веселился).

Ведущий: Сделал дело - гуляй смело.

Осень всех одаривала щедро

И звучал привычный всем мотив.

«Осенины на Руси»

(хоровод) -

Ведущий: Кто из вас знает пословицы про осень? 1ребёнок: Сентябрь пахнет яблоком,

А октябрь - капустой. 2ребёнок: Осенью одна ягода,

Да и то горькая рябина.

3ребёнок: Весна красна цветами,

А осень - пирогами.

Ведущий: А наш Тульский край знаменит на весь мир

Тульскими пряниками.

Ребёнок: Уродилась пшеница, горох, чечевица.

На поле - снопы,

На столе - пряники!

Ведущий: Чем отличается Тульский пряник от других

пряников?

- Тульский пряник пропитывали мёдом со слоем повидла

внутри, называли печатным - делали пряники с помощью деревянных форм -трафаретов

- на пряниках изображали целые города с церквями и

башнями, фантастических птиц и зверей

- были даже пряники - буквари с алфавитом

- пряники выпекали не только для еды, а как

непременный сувенир к различным народным

праздникам.

Ведущий: А знаете, ребята, трафарет сделать было не просто.

Для формы нужна нижняя часть ствола берёзы или груши. Затем чурбачок следовало высушить - на это уходило от 5-ти до 20-ти лет. И только потом мастер наносил зеркальный узор. Так было много лет назад, так делают и современные пряничники. -

Попробуем и мы с вами пряничков испечь и посмотрим, что у нас получится.

- Возьмите фартуки и помогите друг другу их завязать

(завязывают).

Ведущий: Подготовили наши руки к работе.

«Я колю дрова»

(пальчиковая гимнастика)

Я колю, колю дрова б.

Я колю, колю дрова указ.

Я колю, колю дрова ср.

Я колю, колю дрова без.

Я колю дрова на чурочки Горит огонь в печурочке Гори, гори ярче печь

Будут детки пряник печь Пряники медовые Вкусные,сливовые

Ведущий. Из чего мы будем делать пряники?

(из теста)

- Что всем ещё для работы нужно? (трафареты)

- Для чего они нужны? (мы будем в него класть тесто

и приминать его).

- А теперь возьмёмся за работу (дети подходят к столам)

Я дам вам комочек теста, вы его согрейте в своих ладошках и нашепчите ему своё заветное желание. Оно потом обязательно исполнится (дети работают).

Мастера, скорей за дело

Тесто в руки бери смело

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор

(выкладывают формы на противень, вытирают руки,

снимают фартуки, становятся полукругом).

1ребёнок: Пряники русские,

Мятные, сладкие

К чаю ароматному

Угощенье знатное

2 ребёнок: Очень нам понравилось

Пряничное дело

Справились с работою

Быстро и умело! (пряники уносят)

Ведущий: А пока наши пряники будут выпекаться, мы с вами посмотрим, что нам подскажет следующая страничка.

(подходят к мольберту)

- Чем были заняты люди в зимнюю пору? Что нам

об этом говорит листок календаря?

- Девушки занимались рукоделием: вышиванием,

вязанием, ткани ткали, одежду шили.

- Мужчины мастерили орудия труда, мебель,

кухонную утварь.

Ведущий: Правильно вы заметили. Длинными зимними вечерами никогда русская женщина не сидела праздно без дела. Ведь надо было и ткань соткать и одежду сшить.

О Тульском костюме говорили, что он как намоленная икона, потому что во время работы женщина молилась или пела.

Ребята, а мы тоже можем заняться этой работой, но сначала давайте подготовим глаза.

Зрительная гимнастика

Выбирайте себе дело по душе (девочки вышивают, мальчики шнурят.)

Ребята, работу мы с вами продолжим вечером и сделаем выставку.

«Делу время - потехе час», потрудились мы на славу, не грех и отдохнуть.

1 ребёнок: Я на балалаечку ленточку приделаю

Песню задушевную с нею заведу

Пусть звенит, звенит моя песенка чудесная

Пусть услышат люди балалаечку мою.

2 ребёнок: Балалайка, балалайка

Развесёлая играй-ка, Ты играй – играечка,

Да чудо - балалаечка.

Танец с балалайками и трещотками

(подходят к календарю)

Ведущий: После зимы люди с нетерпением ждали наступления весны. Вот следующий лист календаря и говорит нам о её приходе.

- Какие весенние праздники вы знаете?

(масленица, пасха, сороки, вербное воскресенье и другие)

- Весна сейчас в полном разгаре, давайте вспомним, как

мы с вами закликали весну.

Закликание весны

Ведущий: А в нашем краю ни один праздник не обходился без Тульской гармони. Мы сейчас и послушаем её.

«Вербочка»

(фольклорная группа с баянистом)

Ведущий: Весной оживала вся природа, а первые листочки появлялись на берёзке.

Как в наши дни на Новый год принято украшать ёлку, так в старину на Руси обряжали берёзку.

(девочки надевают венки и берут веточки).

Ребёнок: На поляне, на пригорке

Под окном среди полей

Белокурые берёзки - образ

Родины моей

Ты так мила мне

До любой росинки

В твоих просторах дремлет тишина Берёзовая русская Россия,

Ромашковая добрая страна

Танец с берёзками

Ведущий: Остался последний листок календаря. Вот и наступило благодатное время года - лето.

Чем люди занимались летом? (ухаживали за урожаем, косили траву, выращивали домашний скот.)

Но как мы уже говорили, русский народ любил трудиться, но и находил время для игр и потех.

- А какие вы знаете народные игры?

(«Горелки», «Заря-заряница», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк».)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Заря-заряница». В неё любили играть в Тульской губернии.

«Заря - заряница»

(Ведущий стучит ложками)

Ребёнок: Наши ложки знает целый мир Наши ложки - русский сувенир

С ними мы сейчас сыграем

Всех гостей мы удивим.

Ведущий: Эту деревянную ложку передавайте друг другу, пока звучит музыка. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках ложка, должен будет ответить на вопрос.

Вопросы:

1. Какая великая русская река берёт начало в Тульском крае? (Дон).

2. Какими историческими местами знаменит наш

Тульский край? (Ясная Поляна, Куликово поле,

Поленово).

3. Какие рисунки Тульской вышивки вы знаете?

(геометрические фигуры, растительный орнамент, на полотенцах - петухи, птицы, сюжетные картинки, инициалы мастериц).

4. Что часто изображали на гербах Тульской области

- траву

- в Богородицке - богородичная трава,

- в Крапивне - лечебная трава - крапива,

- в Епифани - огородное растение - конопля.

(из неё ткали холсты, шили одежду).

5. Кто знает Тульскую частушку?

6. Какие музеи есть в Туле? (краеведческий, музей оружия, музей самоваров, художественный музей).

7. Какой единственный музей в мире находится в Туле?

(музей пряников и пряничного дела)

Ведущий: Вот какой талантливый тульский народ!

Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то и из вас тоже, сможет прославить наш край своим трудом и умением. А пока мы с вами пели и веселились, наши пряники поспели.

«Тульские пряники»

(угощение гостей)

Публикации по теме:

Мой посёлок На Земле красивых мест так много, Но скажу, дороже мне всего, Мой посёлок, что на карте не отмечен, Всей душою я люблю его. Здесь мои родители.

Стенгазета ко Дню городаСтенгазета ко Дню города В этом году нашему городу Петровску исполняется 315 лет. И честь этого праздника у нас в детском саду проводятся различные мероприятия: беседы,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 20:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...