Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»

людмила юрьева
Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»

«МНЕ ВСЁ В КРАЮ ЛЮБИМОМ МИЛО,

МНЕ ВСЁ ЗДЕСЬ ДУШЕ ВЕСЕЛИТ»

Программное содержание:

Дать представление о связи прошлого и настоящего в реальной действительности и в произведениях искусства различных видов: музыке, живописи, слове.

Учить детей воспринимать на слух звучание русских народных инструментов, песен. Поддерживать желание спеть самим.

Продолжать учить внимательно, рассматривать изображение на картине (календарь «Солнечный круг, вникать в её смысл, составлять рассказ об увиденном.

Учить проводить аналогию образов прошлого в искусстве и настоящего в современной действительности.

Воспитывать чувство уважения к русской национальной культуре, самобытности её обычаев и традиций.

Познакомить детей с обрядовыми песнями - закличками, потешками, пословицами.

Познакомить детей с игровым фольклором и вызвать эмоциональный отклик на музыку весёлого, задорного характера.

Воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА

1. Чтение художественной литературы о Тульском крае.

2. Рассматривание иллюстраций, открыток.

3. Экскурсии:

- к истоку реки Дон,

- к памятнику Дмитрию Донскому,

- в исторический музей,

- в археологический музей.

4. Комплекс занятий по ознакомлению с Тульскими промыслами.

5. Заучивание стихов.

6. Разучивание песен, хороводов, народных игр.

7. Знакомство с Тульскими мастерами.

8. Знакомство с русским бытом, русской избой.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

(беседа «Чем знаменит наш Тульский край», стихи, песня «Тульская сторонушка»).

2. Путешествие по времена года (календарь «Солнечный круг»).

1. Осень - беседа, хоровод «Осенины на Руси»,

- пальчиковая гимнастика «Я колю дрова»,

- изготовление пряников.

2. Зим а - беседа,

- зрительная гимнастика,

- работы детей (девочки вышивают, мальчики

изготавливают посуду,

- танец с балалайками и трещотками.

3. Весна - закликание,

- сюрпризный момент,

- танец с берёзками.

4. Лето - народные игры («Заря - заряница», игра с ложками).

3. Заключительное слово.

Песня «Тульские пряники». Угощение гостей.

Дети входят парами в зал и останавливаются полукругом.

Ведущий: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует много гостей, поприветствуем их.

К путешествию в старину приглашаем,

О Тульских обычаях и традициях узнаем Слушайте, пойте, рассказывайте,

запоминайте Игры весёлые затевайте.

Давайте вначале вспомним:

- Как называется край, в котором мы живём?

/Тульский/

- Главный город нашего края /Тула/.

- Чем знаменит наш Тульский край? /Тульскими

пряниками, самоварами, Тульскими гармонями,

- оружием, Одоевскими кружевами,

- филимоновской игрушкой, тульскими мастерами/

Вот какой наш Тульский край богатый и знаменитый, сколько в нём достопримечательностей. А сколько стихов сложено о нём, расскажите, кто знает.

1 ребёнок: Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может где-то бывает красивей

Но не будет роднее, чем здесь.

2 ребёнок: Край любимый светел от берёз

Рассмеются дети - и тепло в мороз

Полетишь ли на ракете,

Вдоль по морю поплывёшь

Ты нигде на целом свете

Лучше края не найдешь

З ребёнок: Край любимый нежен, как цветы

Я его подснежник и ромашка ты

Край, любимый весел от того,

Все: От того, что песен много у него

Ведущий: Славится земля Тульская своими традициями да преданиями.

Люди на ней живут умелые, душевные да работящие.

«Тульская сторонушка»

Исстари в нашем краю люди трудились, отдыхали, веселились. Давайте вспомним и расскажем, как жил тульский народ. А поможет нам в этом календарь.

(дети становятся полукругом вокруг календаря).

И так - открываем первую страничку.

- Кого вы здесь видите?

(Русские парни и девушки водят хоровод).

- А в какое время года это происходит? (осенью)

- Какое главное событие отмечалось в осенний период

на Руси

(собирали урожай, рано вставали - много трудились,

когда работа была закончена - весь народ и стар, и млад

/от мала до велика/ собирался на главных местах сёл и

городов - и от души веселился).

Ведущий: Сделал дело - гуляй смело.

Осень всех одаривала щедро

И звучал привычный всем мотив.

«Осенины на Руси»

(хоровод) -

Ведущий: Кто из вас знает пословицы про осень? 1ребёнок: Сентябрь пахнет яблоком,

А октябрь - капустой. 2ребёнок: Осенью одна ягода,

Да и то горькая рябина.

3ребёнок: Весна красна цветами,

А осень - пирогами.

Ведущий: А наш Тульский край знаменит на весь мир

Тульскими пряниками.

Ребёнок: Уродилась пшеница, горох, чечевица.

На поле - снопы,

На столе - пряники!

Ведущий: Чем отличается Тульский пряник от других

пряников?

- Тульский пряник пропитывали мёдом со слоем повидла

внутри, называли печатным - делали пряники с помощью деревянных форм -трафаретов

- на пряниках изображали целые города с церквями и

башнями, фантастических птиц и зверей

- были даже пряники - буквари с алфавитом

- пряники выпекали не только для еды, а как

непременный сувенир к различным народным

праздникам.

Ведущий: А знаете, ребята, трафарет сделать было не просто.

Для формы нужна нижняя часть ствола берёзы или груши. Затем чурбачок следовало высушить - на это уходило от 5-ти до 20-ти лет. И только потом мастер наносил зеркальный узор. Так было много лет назад, так делают и современные пряничники. -

Попробуем и мы с вами пряничков испечь и посмотрим, что у нас получится.

- Возьмите фартуки и помогите друг другу их завязать

(завязывают).

Ведущий: Подготовили наши руки к работе.

«Я колю дрова»

(пальчиковая гимнастика)

Я колю, колю дрова б.

Я колю, колю дрова указ.

Я колю, колю дрова ср.

Я колю, колю дрова без.

Я колю дрова на чурочки Горит огонь в печурочке Гори, гори ярче печь

Будут детки пряник печь Пряники медовые Вкусные,сливовые

Ведущий. Из чего мы будем делать пряники?

(из теста)

- Что всем ещё для работы нужно? (трафареты)

- Для чего они нужны? (мы будем в него класть тесто

и приминать его).

- А теперь возьмёмся за работу (дети подходят к столам)

Я дам вам комочек теста, вы его согрейте в своих ладошках и нашепчите ему своё заветное желание. Оно потом обязательно исполнится (дети работают).

Мастера, скорей за дело

Тесто в руки бери смело

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор

(выкладывают формы на противень, вытирают руки,

снимают фартуки, становятся полукругом).

1ребёнок: Пряники русские,

Мятные, сладкие

К чаю ароматному

Угощенье знатное

2 ребёнок: Очень нам понравилось

Пряничное дело

Справились с работою

Быстро и умело! (пряники уносят)

Ведущий: А пока наши пряники будут выпекаться, мы с вами посмотрим, что нам подскажет следующая страничка.

(подходят к мольберту)

- Чем были заняты люди в зимнюю пору? Что нам

об этом говорит листок календаря?

- Девушки занимались рукоделием: вышиванием,

вязанием, ткани ткали, одежду шили.

- Мужчины мастерили орудия труда, мебель,

кухонную утварь.

Ведущий: Правильно вы заметили. Длинными зимними вечерами никогда русская женщина не сидела праздно без дела. Ведь надо было и ткань соткать и одежду сшить.

О Тульском костюме говорили, что он как намоленная икона, потому что во время работы женщина молилась или пела.

Ребята, а мы тоже можем заняться этой работой, но сначала давайте подготовим глаза.

Зрительная гимнастика

Выбирайте себе дело по душе (девочки вышивают, мальчики шнурят.)

Ребята, работу мы с вами продолжим вечером и сделаем выставку.

«Делу время - потехе час», потрудились мы на славу, не грех и отдохнуть.

1 ребёнок: Я на балалаечку ленточку приделаю

Песню задушевную с нею заведу

Пусть звенит, звенит моя песенка чудесная

Пусть услышат люди балалаечку мою.

2 ребёнок: Балалайка, балалайка

Развесёлая играй-ка, Ты играй – играечка,

Да чудо - балалаечка.

Танец с балалайками и трещотками

(подходят к календарю)

Ведущий: После зимы люди с нетерпением ждали наступления весны. Вот следующий лист календаря и говорит нам о её приходе.

- Какие весенние праздники вы знаете?

(масленица, пасха, сороки, вербное воскресенье и другие)

- Весна сейчас в полном разгаре, давайте вспомним, как

мы с вами закликали весну.

Закликание весны

Ведущий: А в нашем краю ни один праздник не обходился без Тульской гармони. Мы сейчас и послушаем её.

«Вербочка»

(фольклорная группа с баянистом)

Ведущий: Весной оживала вся природа, а первые листочки появлялись на берёзке.

Как в наши дни на Новый год принято украшать ёлку, так в старину на Руси обряжали берёзку.

(девочки надевают венки и берут веточки).

Ребёнок: На поляне, на пригорке

Под окном среди полей

Белокурые берёзки - образ

Родины моей

Ты так мила мне

До любой росинки

В твоих просторах дремлет тишина Берёзовая русская Россия,

Ромашковая добрая страна

Танец с берёзками

Ведущий: Остался последний листок календаря. Вот и наступило благодатное время года - лето.

Чем люди занимались летом? (ухаживали за урожаем, косили траву, выращивали домашний скот.)

Но как мы уже говорили, русский народ любил трудиться, но и находил время для игр и потех.

- А какие вы знаете народные игры?

(«Горелки», «Заря-заряница», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк».)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Заря-заряница». В неё любили играть в Тульской губернии.

«Заря - заряница»

(Ведущий стучит ложками)

Ребёнок: Наши ложки знает целый мир Наши ложки - русский сувенир

С ними мы сейчас сыграем

Всех гостей мы удивим.

Ведущий: Эту деревянную ложку передавайте друг другу, пока звучит музыка. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках ложка, должен будет ответить на вопрос.

Вопросы:

1. Какая великая русская река берёт начало в Тульском крае? (Дон).

2. Какими историческими местами знаменит наш

Тульский край? (Ясная Поляна, Куликово поле,

Поленово).

3. Какие рисунки Тульской вышивки вы знаете?

(геометрические фигуры, растительный орнамент, на полотенцах - петухи, птицы, сюжетные картинки, инициалы мастериц).

4. Что часто изображали на гербах Тульской области

- траву

- в Богородицке - богородичная трава,

- в Крапивне - лечебная трава - крапива,

- в Епифани - огородное растение - конопля.

(из неё ткали холсты, шили одежду).

5. Кто знает Тульскую частушку?

6. Какие музеи есть в Туле? (краеведческий, музей оружия, музей самоваров, художественный музей).

7. Какой единственный музей в мире находится в Туле?

(музей пряников и пряничного дела)

Ведущий: Вот какой талантливый тульский народ!

Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то и из вас тоже, сможет прославить наш край своим трудом и умением. А пока мы с вами пели и веселились, наши пряники поспели.

«Тульские пряники»

(угощение гостей)

Публикации по теме:

Мой посёлок На Земле красивых мест так много, Но скажу, дороже мне всего, Мой посёлок, что на карте не отмечен, Всей душою я люблю его. Здесь мои родители.

Стенгазета ко Дню городаСтенгазета ко Дню города В этом году нашему городу Петровску исполняется 315 лет. И честь этого праздника у нас в детском саду проводятся различные мероприятия: беседы,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 20:24
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....