Моделирование как средство развития связной речи

Валентина Ивановна Кириченко
Моделирование как средство развития связной речи

Выбранная мною тема пять лет назад «Моделирование как средство развития связной речи», по прежнему остается актуальной.

Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.

Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умение смоделировать действительность.

Так как в наш динамический век значительно увеличивается поток разнообразной информации, получаемой человеком, соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Задача педагога на современном этапе давать детям ключ к познанию действительности.

В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

Самообразовываясь по данной теме, я поняла, что технология моделирования давно вышла за рамки только одного раздела программы.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что – либо письменно. В непосредственно образовательной деятельности в детском саду задействован только один вид памяти – вербальный.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Доступность метода моделирования детям дошкольникам облегчается в исследованиях многих психологов – Л. А. Венчер, Д. Д. Эльконин, П. С. Выготский, П. Л. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая.

Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен знаком, символом, предметом, изображением. Использования наглядного моделирования вызывает интерес у ребенка. Принятия символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Применяя графическую аналогию, мы учимся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Используя в своей работе метод моделирования, я учу детей:

- добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания;

- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Я также усвоила, что бы модель как наглядно – практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

- она должна облегчать познание.

Исходя из ФГТ, устанавливающих принципиально иной способ взаимодействия, я использую в своей работе принцип интеграции образовательных областей.

Мною уже опробован метод моделирования в образовательной области «Безопасность». В декабре 2012 года я проживала с детьми проект «Опасные ситуации». Проходил проект под девизом «Предвидеть + научить = уберечь». Цель проекта – сформировать представления об опасных для человека ситуациях в природе в зимнее время и способах поведения в них. Интеграция с образовательной областью «Здоровье»,» «Коммуникация, «Социализация» и «Чтение художественной литературы».

Во время проекта использовала технологию моделирования – разработала модель «Безопасные ситуации», опираясь на которую дети усвоили как можно себя обезопасить. Видеоматериал по презентации проекта имеется в приложении.

В 2011 году для педагогов нашего ДОУ показывала занятие «В царстве вежливых наук». Цель которого – формирование основ соблюдения этикета в средней группе. Интеграция областей «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».

Можно увидеть метод моделирования в той части занятия, где дети играют в игру «Что? Где? Когда?». Использовались карточки, на которых замоделированны правила поведения, образуя область «Коммуникаций».

Работая по программе «Детский сад 2100» и пользуясь пособием Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» я понимаю, что моим воспитанникам не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение. Поэтому я использую звуковые символы: каждому звуку соответствует оригинальная звуковая картинка. Запоминая эти картинки, дети только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легко овладевают навыками соединения звуков в слове.

Моделируем слоги, слова и предложения, работаем со схемой звукового анализа слова.

Образовательная область «Познание».

В старшем дошкольном возрасте пользуюсь пособием «Моя математика» под редакцией М. В. Кфеланова и С. А. Козлова. Развивая у детей математические представления, мы учимся составлять математические рассказы с опорой на рисунок. Обучаю воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций. Также мы пробуем моделировать новые геометрические фигуры, т. е. создаем собственные фигуры из имеющихся и придумываем собственные названия для них.

В 2012 году показывала для педагогов ДОУ занятие «Как появился карандаш?». На этом занятии я «увела» детей в прошлое, в историю карандаша и они вместе со мной экспериментируя, пробуя оставлять следы палочкой на песке камышом на камне, постепенно узнавали, чем был карандаш.

И здесь я нашла место для моделирования. Чтобы дети могли рассказать родителям историю появления карандаша, я раздала им модель, которая создалась в процессе занятия.

Конспект занятия в приложении.

В мае 2012 года на заключительной встрече с родителями (так мы называем родительское собрание, мы озадачили их тем как помочь своему ребенку переходящему в подготовительную к школе группу запомнить «свою» букву и в результате разработали проект под названием «Фантазия на мою букву». Над этим проектом работали все: дети, родители, воспитатели. Каждая семья приготовила страничку для будущей книжки. В начале учебного года состоялась презентация. Именно созданная страничка была наглядной моделью для ее защиты. На страничках были знаки, рисунки, картинки, фигуры. (Видеоматериал по презентации книжки имеется в приложении).

Для методического объединения старших групп, я подготовила занятие «Символы России». На котором прошла интеграция таких образовательных областей как «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».

На этом занятии перед детьми ставилась и такая задача, как составление рассказов о нашей родине – нашем городе, о столице России – Москве. Для этого я разработала модели с разным количеством символов. При дифференцированном подходе, каждый ребенок успешно справился с поставленной задачей. Присутствующие на методобъединении коллеги дали высокую оценку такому занятию.

В группе систематически обновляю и пополняю предметно – развивающую среду с использованием моделей.

Так в учебной зоне я разработала модель дня по непосредственно организованной деятельности. Утром при планировании с детьми дел на предстоящий день мы обращались к данной модели. Она помогает детям ориентироваться в том, чем будут заниматься с педагогом. Охотно считывают символы, расшифровывают их. Здесь же я поместила наглядную плоскостную модель «Неделька» и «Сутки», которые помогают детям получать представление о временных отношениях.

В экологическом центре я завела дневник наблюдений за погодой «У природы нет плохой погоды». Вместе с детьми мы разрабатываем символы обозначающие определенные явления природы. На сегодняшний день у детей удачно получаются модельки одного дня.

Имеется в группе копилка опытов и экспериментов. Часть опытов представлена в виде моделей. Занимаясь экспериментальной деятельностью (образовательная область «Познание»). Я оформляю с детьми экспериментальные дневнички, в которых с помощью символов фиксируется последовательность проводимого опыта и его конечный результат.

Ближайший к данному времени опыт «Фильтрование воды».

Технологию моделирования я ввожу и в сюжетно–ролевые игры. Например для игр: «Кафе», «Развлекательный центр», «Детский сад» подошли ряд моделей «Секреты кухни».

Посещая магазины города, среди множества игр для детей, мое внимание привлекла игра «Жили – были сказки…». И я не ошиблась в выборе. Это обучающая игра, которую можно использовать в непосредственно организованной, в совместной и индивидуальной деятельности детей. С ее помощью дети учатся правильно составлять творческие рассказы, используя карту – схему и закрепляют понятие о структуре рассказа.

Повышая свой профессиональный уровень в феврале 2013 года, я прослушала авторский курс «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста. Автор В. В. Воскобович. Эта технология увлекла меня. Знакомясь с его играми, я обнаружила использование элементов моделирования. Например, игра «Волшебная восьмерка». Когда играем с одноцветными палочками, то детям предлагаются рисунки – схемы и конструктированные цифры выполняется по схеме. Играя с разноцветными палочками, в некоторых вариантах предлагается словесная модель.

В настоящие время осваиваю с детьми «Игровизоры» Воскобовича.

Летом 2013 года я успешно прошла краткосрочное повышение квалификации по программе «Технолого – педагогические основы обучения».

Я ставлю перед собой такие задачи:

1. Повысить эффективность образовательного уровня моих воспитанников методом приобретения навыков самостоятельного использования моделирования – ребенок сам создает модель с помощью символов и знаков и рассказывает о том, что закодировано в нем.

2. По просьбе коллег провести в этом учебном году мастер класс по технологии моделирования.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Моделирование как средство развития связной речи
Опубликовано: 23 октября 2013 в 14:53
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...