Получи документы

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Валентина Албул
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Фотомоделирование в работе с детьми

Сегодня перед воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

Публикация «Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени. Что такое модель?

Модель – система объектов или знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойства системы-оригинала (исходного образца). Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, сводя к минимуму несущественные моменты. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические, а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность (или моделирование). Виды моделирования.

Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы три вида моделей :

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например, глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Например, у нас в группе есть календарь погоды, который воспитатели ведут совместно с детьми, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «птицы» в группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (крылья, лапы, форма тела, покров тела, особенности питания, в которых проявляется приспособление птиц к их среде обитания.

На основе моделей можно создавать разнообразные дидактические игры. Модели можно использовать на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. К созданию моделей можно привлекать родителей и детей: взаимосвязь – воспитатель+родитель+ребенок

Фотомоделирование в работе с детьми.

Моделирование – это метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов.

Педагоги используют готовые авторские модели, чтобы формировать у детей природоведческие знания, элементарные математические представления, развивать речь, звуковой анализ слов, навыки конструирования, изобразительной деятельности. Однако подобные модели можно сделать самостоятельно вместе с дошкольниками на основе фотографий.

Фотомоделирование – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей на основе фотографий. Фотомоделирование основано на принципе замещения реальных объектов изображениями, фотографиями.

Фотомоделирование развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение. Знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией, которые дети получают в процессе создания фотомоделей, закладывают основу их общей информационной культуры.

Поэтому фотомоделирование целесообразно начинать вводить в средней группе и продолжать работу в следующих группах.

Как организовать деятельность по фотомоделированию

Несмотря на то,что деятельность по созданию моделей развивает умения анализировать, определять особенности объектов и устанавливать связи между ними, занятия по фотомоделированию требуют достаточного уровня развития у детей образного мышления, связной речи, словарного запаса.

Перед тем как дети будут создавать свои фотомодели, следует показать им образец. Простые модели дошкольники осваивают достаточно быстро. Освоить более сложные модели детям помогает участие в их создании. Эта деятельность строится на основе наблюдения и анализа того объекта, который дети будут моделировать. Пять требований к модели

Модель должна :1. Быть понятной для восприятия ребёнка; 2. Доступной для создания и действий с ней; 3. Отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов; 4. Передавать те свойства и отношения, которые ребенок должен освоить с её мощью; 5. Облегчать процесс познания.

Готовые фотомодели дети используют в основном в игре, в качестве элементов для разыгрывания сюжетов. Можно выделить три формы организации деятельности с фотомоделями.

Первая- индивидуальная и групповая. К ней относятся наблюдения (в уголке природы, на участке) экологические игры, обсуждения, рассказы-беседы, экспериментирование.

Следующая форма деятельности - групповая, подгрупповая и индивидуальная. Это проектная деятельность, тематические досуги, театрализованная деятельность, экскурсии- походы, экологические викторины, КВН.

К индивидуальной форме деятельности можно отнести самостоятельное фотомоделирование, а также дидактические и сюжетно—ролевые игры.

Таким образом, фотомодели многофункциональны. Их можно использовать на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности как элементы предметно—развивающей среды. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

Фотоколлаж (графические модели) условно передает признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь природы, который ведут дети, используя фотографии для обозначения явлений в живой и неживой природе.

Например: коллаж, в котором отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы: среда обитания, времена года, классификация животных, явления природы и т. д. Фотоколлажи используют в экологических уголках, как календари природы или как украшение помещений.

Данный вид фотомоделей улучшают процесс усвоения экологических знаний. Чтобы создать фотоколлаж, воспитатель организует индивидуальные, подгрупповые формы работы.

Алгоритм создания фотоколлажа

Определите тематику коллажа

( например: времена года, виды насекомых, животных)

Выберите объекты для фотомакетов

Зафиксируйте объекты в процессе фотографирования

Скомпонуйте фотографии в коллаж

Фотомакет (предметно-схематические модели). В нем существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов из фотографий. Например: макет леса, водоема, города и т. д. Чтобы создать фотомакет, воспитатель может использовать все формы работы: групповую, индивидуальную, подгрупповую.

Алгоритм создания фотомакета

Определите тематику коллажа

( например: времена года, виды насекомых, животных)

Выберите объекты для фотомакетов:

сделайте фотографии сами или подберите готовые в соответствии с тематикой фотомакета

Изготовьте фоны в качестве основы макета

Изготовьте фотообъекты (животных, растений)

Сделайте объемное расположение фотообъектов на фоновой основе

3D-модель (предметный) – воспроизводит особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели животных, в которых отражен принцип строения живого организма.

Чтобы создать 3D-модель, воспитатель может использовать индивидуальные формы работы. Для этого необходимо продемонстрировать детям готовую модель в качестве образца, ввести и объяснить новые понятия (восприятие объекта с разных сторон).

Алгоритм создания 3D-модели

Выберите объект для 3D-модели

Зафиксируйте изображение объекта с помощью фотоаппарата или используйте готовую фотографию

Загрузите фотографию в программу Smoothie-3D и работайте с изображением

Публикации по теме:

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема: «Использование.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольниковТеатрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с.

Тестопластика как средство развития творческих способностей дошкольниковТестопластика как средство развития творческих способностей дошкольников еловек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Существует огромное.

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольниковМоделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Содержание Введение 1. Что такое модель? 2. Виды моделирования.

Игра-драматизация как средство развития творческих способностей дошкольников Игры – драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития. В данных играх сюжет и игровые действия определены самим содержанием.

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая.

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной.

Методическая разработка «Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников»Методическая разработка «Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников» Много лет работая с дошкольниками, я видела, с каким интересом они занимаются изготовлением поделок из природного материала, я понимала,.

Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное.

Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Туркина Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 17:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД