МААМ-картинки

«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Елена Просенкова
«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»

«Модернизация региональной системы образования»

«Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Практико-ориентированный проект

Проектирование процесса

формирования у детей 6-7 лет представлений

о природе родного края в процессе экскурсий

Выполнили:

Просенкова Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 3

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ 4

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 5

Публикация «„Модернизация региональной системы образования“ „Развитие профессиональных компетенций работников образования“» размещена в разделах

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 12

ЛИТЕРАТУРА 13

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Основы патриотического воспитания личности закладываются в период дошкольного детства. В ФГТ к структуре ООП ДО одной из задач ОО «Социализация» является формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский убедительно доказывал, что детство – это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием Отечества. Он считал, что в окружающем мире надо знакомить детей с каждым предметом и «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Родная природа является не только естественной средой для каждого человека, с момента рождения, но и первым средством воспитания. Мир природы таит в себе большие возможности для развития различных компетентностей детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы. Размышляя о природе, ребёнок обогащает не только свои знания, но и чувства. Ознакомление с природой родного края является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Ориентация на формирование представлений у детей о малой Родине позволяет преодолеть формализм в образовании, актуализировать индивидуальные интересы ребёнка, его личный опыт, воспитывать любовь к Отчизне и бережное отношение к окружающей среде.

Воспитание знаний и любви к природе своего края мы рассматриваем, как часть общей культуры личности, которая формируется в конкретных условиях (данного региона) в результате целенаправленного взаимодействия взрослых (педагоги, семья) и детей в реальном природном окружении, в интересной для детей деятельности по позитивному преобразованию и охране окружающей среды.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – сформировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края посредством экскурсий.

Задачи проектируемого процесса

1.1 Вызвать у дошкольников интерес к природе родного края.

1.2 Сформировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края.

1.3 Сформировать у детей 6 – 7 лет умения применять представления о природе родного края в практической деятельности.

1.4 Способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.

2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей

к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

2.2. Привлечь родителей к организации экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, Жигулевский заповедник.

3.1. Обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическими материалами.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Диагностические методы: беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование.

Когнитивный критерий.

Показатели:

- представления о флоре родного края;

- представления фауне родного края;

- преставления о разнообразии ландшафтов родного края;

- представления о Красной книге Самарской области.

Эмоциональный критерий:

Показатели:

- наличие интереса к природе Самарского края;

- наличие эмоционально-положительного отношения к природе родного края;

- наличие желания изучать природу родного края.

Деятельностный критерий:

Показатели:

- умение применять сформированные представления о природе родного края в практической деятельности;

- умение бережно относиться к природе родного края;

- умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.

I этап

Эмоционально-мотивационный

Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к природе родного края.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к природе Самарского края.

2. Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе родного края.

3. Вызвать у детей желание изучать природу родного края.

4. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- беседа с детьми о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», с);

- оформление фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;

- чтение художественной литературы (произведения Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки);

- проведение с дидактических игр «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».

- организует рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- осуществляет беседу с детьми о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?»);

- организует оформление фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;

- разрабатывает дидактические игры «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса» ;

- осуществляет чтение художественной литературы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки;

- организует экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник.

- рассматривают иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- участвуют в беседе о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?»);

- принимают участие в оформлении фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;

- играют в дидактические игры «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».

- слушают художественную литературу Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки

- посещает экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник.

иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- конспекты бесед о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?») ;

- фотоальбом «Природа родного края» и «Красная книга Жигулей»;

- наличие художественной литературы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки;

- наличие дидактических игр «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».

- интерес у детей к природе родного края;

- желание детей изучать природу родного края;

- наличие у детей эмоционально-положительного отношения к природе родного края;

- вызвать интерес у родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

II этап

Когнитивный

Цель: формировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края посредством экскурсий.

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о фауне родного края.

2. Сформировать представления у детей о флоре родного края.

3. Сформировать преставления у детей о разнообразии ландшафтов родного края.

4. Сформировать представления у детей о Красной книге Самарской области.

5. Привлечь родителей к организации экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, Жигулевский заповедник.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- экскурсия-пленер «Подари Волге ее портрет»;

- экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- целевая прогулка «Чем богат наш край»;

- посещение краеведческого музея по теме «Красная книга Самарской области». - организует экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- организует экскурсию-пленер «Подари Волге ее портрет»;

- организует экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- организует акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- организует целевую прогулку «Чем богат наш край»;

- организует посещение краеведческого музея («Красная книга Самарской области»).

- посещают экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- рисуют на экскурсии-пленере «Подари Волге ее портрет»;

- исследуют флору и фауну родного края в ходе экскурсий «Удивительное - рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- участвуют в акциях-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- участвуют в целевой прогулке «Чем богат наш край»;

- посещают краеведческий музей («Красная книга Самарской области», рисуют представителей Красной книги.

- конспекты

экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- выставка рисунков детей «Подари Волге ее портрет»;

- гербарий «Кладовая Самарской Луки»;

- конспект экскурсии «Удивительное - рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- конспекты акций-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- конспект целевой прогулки «Чем богат наш край»;

- выставка рисунков «Их нужно беречь».

- представления у детей о фауне родного края;

- представления у детей о флоре родного края;

- преставления у детей о разнообразии ландшафтов родного края;

- представления у детей о Красной книге Самарской области.

III этап

Деятельностный

Цель: создать условия для применения детьми 6-7 лет представлений о природе родного края в практической деятельности.

Задачи:

1. Формировать умение применять представления о природе родного края в практической деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

3. Формировать умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- создание музейных экспозиций в группе;

- игровая ситуация «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- природоохранительные игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- сюжетное рисование «Люби и знай свой край родной»;

- составление Красной книги Самарского края;

- составление гербария;

- составление экологической сказки.

- выставка рисунков «Фантазии природы» - организует музейную экспозиций в группе;

- организует игровую ситуацию «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- организует природоохранительные игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- организует дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- организует сюжетное рисование «Люби и знай свой край родной»;

- организует составление Красной книги Самарского края;

- организует составление гербария;

- организует составление экологической сказки.

- организует выставку «Фантазии природы» - принимают участие в создании музейной экспозиции в группе;

- принимают участие в игровой ситуации «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- принимают участие в природоохранительных играх «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- играют в дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- рисуют на тему: «Люби и знай свой край родной»;

- составляют Красной книгу Самарского края;

- составляют гербарий;

- составляют экологические сказки.

- выполняют поделки из природного материала «Фантазии природы» - музейная экспозиция в группе;

- наличие атрибутов для создания игровой ситуации «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- наличие природоохранительной игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- наличие дидактических игр «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- выставка рисунков «Люби и знай свой край родной»;

- Красная книга Самарского края;

- выставка гербариев;

- библиотека экологических сказок.

- выставка поделок из природного материала «Фантазии природы» - умение применять сформированные представления о природе родного края в практической деятельности.

- умение бережно относиться к природе родного края.

- умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровые условия:

-воспитатели;

-родители;

-заместитель заведующего по ВМР;

-экскурсовод.

2. Финансово-экономические ресурсы:

-средства для оплаты транспорта;

-средства для оплаты услуг экскурсовода;

-средства для покупки канцтоваров.

3. Материально-технические ресурсы:

-автобус для экскурсий;

-компьютер и проектор;

-иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

-канцелярские товары для рисования: бумага, краски, клей, ластики, картон, фломастеры, карандаши, пластилин;

- фотоальбомы;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Правовые ресурсы:

-экспертиза проекта,

-согласие родителей на выездные формы работы с детьми,

-разрешение руководителя ДС на проведение выездных форм работы с детьми,

-согласование с ГИБДД сопровождения экскурсионного автобуса.

5. Организационно-методические ресурсы:

-конспекты экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга);

в Жигулевский заповедник;

- конспект экскурсии-пленера «Подари Волге ее портрет»;

- конспект экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

-конспект - акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

-конспект целевой прогулки «Чем богат наш край».

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранникова, Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки / Э. Э. Баранникова. –Тольятти, 1998.

2. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М., 1993.

3. Дыбина, О. В. Люби и знай свой отчий край / О. В. Дыбина [и др. ] / под ред. О. В. Дыбиной. – Тольятти : Изд-во ТФСамГПУ, 2001.

4. Загайнова, О. Ю. Волжская земля – родина моя : методическое пособие для дошкольников 4 – 7 лет / О. Ю. Загайнова [и др. ] / под ред. Э. Э. Баранниковой. – Тольятти, 2007.

5. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста / Т. А. Куликова. – М., 1985.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 20:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД