Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город Надым»

Виктория Кузнецова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город Надым»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город».

Коррекционно-образовательные задачи:

•упражнять детей в составлении предложений с различными предлогами с опорой на сюжетные картины,

•совершенствовать процессы словообразования, словоизменения,

•упражнять в составлении схемы предложения,

•закреплять навыки звукового анализа и синтеза слова,

•активизировать словарь по теме «Город Надым».

Коррекционно-развивающие задачи:

•совершенствовать грамматический строй речи,

•развивать фонематический слух,

•координацию речи с движением,

•активизировать мыслительную деятельность, слуховое внимание, зрительное восприятие, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

•формировать положительную установку детей на участие в занятии,

•навыки сотрудничества, взаимопроверки, самостоятельности,

•способствовать формированию познавательной активности,

•прививать любовь к городу.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни Э. Ахмедова «Песня школьников Надыма», мяч.

Материалы: сюжетные картины «Надым»; два памятника других мест, памятник – стела; буквы «Надым»; схема предложения "Мы живем в городе Надыме".

Индивидуальный раздаточный материал: карточки «Зашумленные предметы», схемы предложения, карточки с двумя звуковыми схемами (слова «Надым», неверная схема, карточки с фотографиями объектов, искорки, медали «Почетный надымчанин».

Ход занятия.

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Сегодня у нас необычное занятие. О чем занятие, вы узнаете, когда прослушаете отрывок из песни.

Аудиозапись «Песня школьников Надыма» Э. Б. Ахмедова.

- Догадались, о чем занятие? (О г. Надыме.)

- Перед вами фотографии памятников, посмотрите и скажите, какой из этих памятников есть в Надыме?(Памятник-стела)

- Внимательно посмотрите, эта фотография полностью соответствует настоящему памятнику? (Нет названия города.)

- Верно. Все буквы растерялись. Чтобы их найти, нужно выполнить задания.

2. Согласование прилагательного с существительным во множественном числе, родительном падеже.

- Итак, первое задание. Перед нами фотографии города Надыма. Каких объектов много в Надыме? (В Надыме много многоэтажных домов, детских площадок)

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город Надым»

- Давайте поиграем в знакомую игру «Один-много». Только сегодня вы сами должны назвать какой предмет и много каких предметов.

(Дети берут карточку «Зашумленные предметы» и называют: Зеленый лист – много зеленых листьев,)

Последняя карточка оказывается с буквой

- Посмотрите вот и буква "Д".

3. Образование сложных слов путем слияния двух основ.

- Следующее задание. Вспомните и назовите улицы города.

- Название какой улицы состоит из двух слов? (Улица Геологоразведчиков: геологи и разведчики.).

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Сложные слова» (мяч). Я называю 2 слова, вы из них составляете одно:

трубы – проводит (трубопровод), газ – проводит (газопровод), нефть – проводит, везде ходит, снег – ходит, снег – падает, сам – летает, вода - падает.

- А вот и следующая буква"Н". Молодцы. Умеете составлять сложные слова.

4. Составление схемы предложения.

- Что можно составить из слов: мы, жить, в, город Надым. (Можно составить предложение: Мы живем в городе Надыме.)

- Что мы должны помнить о предложении?

- Сколько слов в предложении?

- Выложите схему предложения. (Самостоятельное выкладывание схемы предложения.)

5. Звуковой анализ слова «Надым».

- Назовите последнее слово в предложении. (Надым)

- Сколько слогов в слове? Первый слог? Второй?

- Назовите по порядку звуки в слове «Надым».

- Назовите первый звук и дайте ему характеристику. Второй, …

- Возьмите карточку, обведите верную звуковую схему слова «Надым».

- Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.

- Под какой буквой верная схема? (Под буквой А.)

- Правильно. Вот мы и нашли следующую букву "А".

6. Физ. минутка.

- Давайте встанем и прогуляемся по нашему городу:

Мы, по городу шагаем,

Много видим, называем (марширование на месте):

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

7. Составление предложений по сюжетным картинам.

- Отдохнули, переходим к следующему заданию. Присаживайтесь и берите индивидуальные карточки.

- Фотограф сделал снимки нашего города. Составьте предложения с предлогами по фотографиям. (Дети составляют предложения с опорой на фотографии и по очереди проговаривают.)

За гостиницей «Айсберг» находится озеро.

Дети несут цветы к памятнику погибшим воинам.

Возле детского сада «Елочка» находится парк.

В парке много хвойных деревьев.

Возле бульвара Стрижова ставят Новогоднюю елку.

Перед Домом Культуры Прометей много скамеек.

Перед магазинами посажены клумбы с цветами.

Вокруг больницы много деревьев.

- Какой предлог использовал Вова? (после каждого предложения вопрос к детям)

- Как много красивых предложений вы составили о родном городе. Видно, что любите свой город. Вы пуолучаете букву.

8. Образование сравнительной степени прилагательных, дидактическая игра «Что у нас, а что у вас?»[/i]

- А к нам в детский сад пришло письмо от детей другого северного города и они пишут: «Мы любим наш город, он самый красивый».

- Да, то место, где человек живет, ему кажется самым красивым и родным. А нам кажется, что наш город еще красивее. Я зажигаю первую искорку, как символ моей любви к Надыму (логопед прикрепляет искорку над фотографией города), а вы продолжите.

Логопед зачитывает первую часть предложения, дети по очереди называют вторую часть с прилагательным сравнительной степени и прикрепляют на доску над городом звездочку:

- Они пишут: В нашем городе деревья высокие, а в нашем еще выше.

В нашем городе улицы длинные, а в нашем еще длиннее.

В нашем городе дома большие, …

В нашем городе люди добрые, …

В нашем городе парки красивые, …

В нашем городе фонари яркие, …

В нашем городе праздники веселые, …

В нашем городе дороги чистые, …

- Посмотрите, сколько мы зажгли искорок над Надымом. Вот и последняя буква (среди искр оказывается буква).

9. Составление слова «Надым».

- Мы выполнили все задания и наверное уже сможем восстановим слово. Какое слово? (Слово «Надым».)

Логопед кладет буквы на стол. Дети выкладывают слово «Надым» на столе, логопед прикрепляет надпись к памятнику "Стелла".

10. Подведение итогов, оценка деятельности детей.

- За то, что вы любите свой город и так много о нем знаете, каждый из вас награждается званием «Почетный надымчанин» и получает медаль.

Логопед вручает медали «Почетный надымчанин».

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город Надым»
Опубликовано: 18 января 2014 в 13:27
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...