МААМ-картинки

Эссе музыкального руководителя «Моя инициатива в образовании»

Валентина Лисицына
Эссе музыкального руководителя «Моя инициатива в образовании»

Эссе музыкального руководителя

Пояснительная записка

«Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра –

могущественное орудие для укрепления

способностей мыслить и для развития

сознания»

(Э. Жак-Далькроз).

Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.

Публикация «Эссе музыкального руководителя „Моя инициатива в образовании“» размещена в разделах

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей :

1. ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2. музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3. чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке. Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкальному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Зачастую музыкально-дидактические игры не выходят за рамки музыкального занятия. Отсутствие у воспитателей и родителей музыкального образования не позволяет им исполнять на музыкальном инструменте репертуар для музыкально-дидактических игр. Так же правильно оценивать выполненные детьми задания, а настольно-печатные, музыкально-дидактические пособия теряют всякий смысл без музыкального сопровождения, в результате такой важный компонент, как музыкально-дидактическая игра, выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи. Есть и другие объективные и субъективные причины, которые не дают широко применять на практике музыкально-дидактические игры. Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой небогатый материал по музыкально-дидактическим играм. Иллюстративный материал «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной не соответствует уровню современной жизни, в торговой сети мало готовых музыкально-дидактических пособий.

Как же обеспечить систематичное и последовательное использование музыкально-дидактических игр и пособий в учебной и самостоятельной деятельности, а процесс развития музыкальных способностей, сделать увлекательным, продуктивным? Поиск ответа на этот вопрос заставил нас обратиться к инновационным технологиям, методикам и формам работы, обеспечивающим положительный результат по этой проблеме.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Актуальность: применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Возможные риски проекта:

Экономические: дефицит финансовых средств.

Психологические: сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности характеров и поведения участников проекта.

Для успешной реализации поставленных задач, составили перспективно-тематическое планирование, которое помогает развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрали и классифицировали музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей. (см. Приложения 1-4)

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомим детей с правилами игры, ставим перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников. Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому мы планируем различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически проводим беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

Считаем, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомим родителей на родительских собраниях, а также помещаем материал на информационные стенды и в папках - передвижках.

Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Проводим консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываем им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, родителей и осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Диагностическое обследование детей показало, что к семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей; музыкальное восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации. Более явно, чем раньше, проявляется интерес к музыке : дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам. Формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности; на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально - дидактических игр способствует успешному развитию природной музыкальности, творческих способностей, оказывают мощное влияние на развитие личностных качеств, которые формируются в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Эссе музыкального руководителя Музыкальный руководитель - это волшебник который может творить чудеса и создавать мир, в котором хочется просто быть,а значит творить и.

Эссе музыкального руководителя «Моя профессия – моя жизнь» «Лучший путь сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». (Оскард Уайльд) Много профессий на свете, но.

Эссе музыкального руководителя ВидеоЭссе музыкального руководителя Видео " Я с песенкой-чудесенкой, бегу, бегу, бегу С веселой, звонкой песенкой расстаться не могу, Я с песенкой по лесенке, из дома и домой, Мы.

Эссе «Моя педагогическая инициатива» Эссе «Моя педагогическая инициатива» Мое кредо «Гореть – не тлеть!» Воспитатель МКДОУ № 4 «Солнышко» Ачирова Саглара Анатольевна.

Эссе музыкального руководителя Здравствуйте, я, Зорина Ольга Владимирована, музыкальный руководитель детского сада № 3. В настоящее время одной из ведущих целей дошкольного.

Эссе музыкального руководителя Эссе «Я - педагог» О, музыка. Как же ты прекрасна. Ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить….

Эссе музыкального руководителя Эссе «Только величайшее искусство - музыка- способно коснуться глубин души». М. Горький Кажется, совсем недавно я тоже была маленькой.

Эссе музыкального руководителя «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…. любителями и знатоками музыки.

Эссе на тему «Моя педагогическая инициатива». Дети- это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети- это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных.

Эссе «Моя педагогическая инициатива» Многое в жизни человека зависит от того, как прошло его детство, кто принимал участие в его воспитании, какое представление о мире было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе музыкального руководителя «Моя инициатива в образовании»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 16:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД