«Моя педагогическая философия»

Елена Зубченко
«Моя педагогическая философия»

«Моя педагогическая философия»

«Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь,

если на десятилетие – сажай деревья,

а если на века – воспитывай детей».

У каждого человека свой путь, своё призвание. О своем первоначальном выборе я не пожалела ни разу на протяжении вот уже более 15 лет.

На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну и очень интересную. Вернее получилось, что не я выбрала профессию, а она меня. Окунувшись однажды в атмосферу не слышащих людей, мне захотелось отдать частичку себя этим людям, захотелось сделать хоть что-нибудь для того, чтобы разрушить эту стену тишины и молчания, наполнить жизнь не слышащих молодых и азартных людей звуками, шумом, музыкой.

Я выбрала свою профессию по велению сердца. Окончив в 1994 году Педагогический университет по специальности «сурдопедагог дошкольных учреждений, учитель начальных классов школ глухих и слабослышащих», я с большим желанием начала работать в интернате для глухих детей. Параллельно при Институте повышения квалификации обучалась по специальности «Дефектология и логопедия». Через три года перевелась логопедом в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основой моего педагогического кредо стало желание соединить любовь к творчеству с любовью к детям. Я всегда была убеждена в том, что педагог – это не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, ведь мысли педагога постоянно о детях: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам или только на занятии. Любовь к детям не знает выходных дней. Ш. А. Амонашвили писал: «Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки…», поэтому мы должны «опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».

На первый план в своей работе я стараюсь вынести простые человеческие чувства: помощь, ласку, иногда и сочувствие, потому что самая большая ценность на Земле — это дети, а педагог в переводе с греческого означает «детоводитель». Но идущий должен знать, куда идет, а ведущий – куда ведет. Чем лучше знаем дорогу, тем она безопаснее. Чем радостнее путь, тем легче он будет пройден. Педагог должен думать о том, куда он хочет привести детей, каким будет их ум, какой станет их душа.

Что же является указателем на этом пути? – мировоззренческая позиция педагога и чувство ответственности за нее.

Наши предшественники, классики педагогической мысли, в своих трудах уделяли должное внимание нравственному облику педагога.

Я. А. Коменский в своем труде «Материнская школа» писал: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если прилежных учеников будут время от времени хвалить; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».

Я очень люблю работать с детьми. Каждый для меня по-своему красив, по-особенному талантлив и смышлен. Я ищу, пробую, экспериментирую, хочу, чтобы каждое занятие отличалось от предыдущего, чтобы «процесс учения переживался не как принуждение, а как увлекательное занятие, победное движение от незнания к знанию…Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни» (Ш. А. Амонашвили). Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. По-моему, слова великого Цицерона, как нельзя лучше объясняют смысловую составляющую профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Никогда не жалею сил и времени на то, чтобы малыш окунулся в атмосферу доброты, доверия, доброжелательности, чтобы ушел с занятия с запасом хорошего настроения и желанием прийти вновь. Поэтому стараюсь, чтобы каждое моё общение с детьми было для них маленьким островком радости, продумываю все моменты творчества, чтобы всегда видеть огонек в детских глазах. Мне всегда хочется создать условия, «обеспечивающие ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению» (С. Н. Лысенкова).

Очень не просто найти подход к маленькому человеку, разглядеть в каждом ту изюминку, которая отличает его от других, но я думаю, что мне это удается. И ещё я стараюсь видеть в ребенке самого ребенка, а не его дефект, стараюсь помешать ему уйти в себя, стараюсь увидеть мир его глазами. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Педагогу необходимо уметь «снять с ребенка чувство страха, чувство неуверенности в своих силах и по крупицам, методически последовательно вселять в него веру в свои возможности» (В. Ф. Шаталов).

Я уверенна, что педагог должен стремиться стать мастером своего дела, он должен постоянно развиваться, расширять свой кругозор. А педагог – мастер вдвойне: во-первых, он должен глубоко знать свой предмет, ориентироваться в новинках педагогической и методической литературы, быть всегда в курсе событий и открытий по данному предмету; во-вторых, он должен знать психологию, анатомию и возрастные особенности своих воспитанников. В своей работе «Искусство общения» Е. Н. Ильин говорил о том, что почти все дети трудные, каждый по своему. Завоевать их внимание – это завоевать их самих. Тот, кто явился к ребятам, а не просто вошел к ним, найдет выход. Ведь когда-то и он был точно таким, как они. Вот и нужно войти к детям таким, как они, только повзрослевшим, умудренным. Посмотреть на всё глазами далекого детства. В разделе «Советы начинающим» Е. Н. Ильин советует педагогам почаще спрашивать себя: зачем я иду на урок? Какую Мысль ребятам оставил? Какое Чувство пробудил? Ответ совершенно простой! Я иду к детям! «Чтобы они были лучше, добрее, гуманнее многих из нас, сильнее и мужественнее чем мы с вами; чтобы умели идти вперед».

Педагог должен стремиться совершенствовать своё педагогическое мастерство, педагогические знания, обладать педагогической зоркостью, интуицией, прогнозированием, коммуникативностью, техникой речи, психологической компетентностью. При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо также и владение основами психодиагностической и психокоррекционной работы. А ещё, я считаю, что одним из обязательных условий профессионализма учителя-логопеда является коммуникативная культура, так как его профессия принадлежит к профессиям «повышенной речевой ответственности».

Педагог всегда должен помнить, что социальная ситуация развития ребенка тесно связана с особенностями родительско-детских отношений, что психическое и социальное развитие ребенка возможно лишь при гармоничных семейных отношениях. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. В. А. Сухомлинский говорил: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – всё это постигается прежде всего в семье». Педагоги и родители, любил повторять он, должны действовать как «два скульптора», у которых не должно быть противоположных позиций.

Я уверенна, что педагоги и родители должны строить свои отношения на психологии доверия. В данном случае, педагог должен владеть ещё одним важнейшим профессиональным качеством, таким как педагогический такт, позволяющий вызвать родителей на доверительное общение, при котором родители смогут поделиться своими трудностями, тревогами, попросят помощи, предложат свои услуги, свободно выскажут свои претензии и т. д.

Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость). А успех взаимодействия педагога и родителей напрямую связан с активной позицией самого педагога, с его желанием научиться, измениться. Верно говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Мастерство педагога. В чём оно? Как часто я задавала себе этот вопрос, и не поверите – удивилась, ведь всё очень просто. В знании своего дела, в любви к нему, в счастье видеть устремлённые и удивлённые на тебя детские глаза, в которых безграничное доверие, радость, надежда, пытливость!

Так каким же должен быть современный педагог, а точнее, современный учитель-логопед? Могу ответить уверенно – это интеллектуальный и разносторонне развитый человек. Это педагог, который, работая с детьми и, исправляя их речевые недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни.

Современный логопед врачует речь и тонко влияет на психические процессы. В его профессиональной деятельности присутствует милосердие медицины.

Он так же владеет секретами психологии, потому что, по роду своей профессии, не может не быть знатоком человеческой психологии.

Логопеды в коррекционно-логопедической работе используют логоритмические занятия, где сочетаются речь, ритм, музыка, а значит, логопед обладает прекрасным слухом, как и музыкант.

Педагог постоянно находится в творческом поиске, что-то придумывает, сочиняет, музицирует. А в этом ему помогают скульптура, архитектура, живопись, т. е. различные грани творчества.

А при создании пособий, оформлении разнообразных проектов и мероприятий педагог проявляет себя, как художник.

Современному учителю-логопеду должны быть подвластны и разные технические средства: компьютер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон.

Часто педагог, готовясь к занятиям, становится поэтом или писателем.

«Логопед по сути – гуманист.

В нем душа психолога таится.

Он целитель, педагог, стилист.

Голос, жесты, мимика артиста»

Я люблю свою профессию и стараюсь идти в ногу со временем. А ещё я всегда стараюсь быть оптимистом. Я часто вспоминаю высказывание Ш. А. Амонашвили: «Мы должны, обязаны верить в свою педагогику, верить в преобразующую силу воспитания…Случается, что иной педагог опускает руки перед строптивым нравом отдельных детей, теряет веру в способности ребенка с временной задержкой в умственном развитии. Пессимизм в воспитании и обучении равносилен тому, чтобы заживо похоронить возможное радостное будущее ребенка».

Моё призванье, как учителя- логопеда – донести свой голос до каждого «особенного» ребёнка, научить его слышать, говорить, общаться, играть, верить в сказку! А это значит – помочь стать ему счастливым человеком!

Только отдав детям несколько лет, понимаешь библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями».

«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».

М. Горький

Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, тепло своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как педагог, потому что помогаю детям!»

Я искренне считаю свою профессию благородной. И если я помогу хотя бы одному ребенку-жизнь прожита не зря, это наверное и есть - маленькое счастье.

Публикации по теме:

Прогулка на катере в День дошкольного работникаПрогулка на катере в День дошкольного работника Если твои планы расчитаны на год, сей хлеб Если на десятилетие, сажай деревья, Если на века, воспитывай детей. Мы не представляем своей.

Моя педагогическая философия Моя педагогическая философия ДУША И ТАНЕЦ. Танец - это твой пульс, твое сердцебиение, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение.

Автор публикации:
«Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 7 ноября 2012 в 19:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...