Лучший педагог года

Монологическая речь

Татьяна Мочалина
Монологическая речь

Монологическая речь

Монологическая речь – это речь одного человека. Один говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся выступление одного лица перед аудиторией, а именно – лекция, отчет, сообщение, рассказ воспитателя, учителя, ребенка.

Монологическая речь появляется у детей к 5 годам. Это происходит потому, что у ребенка меняется образ жизни, возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности. У ребенка возникает потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями, переживаниями. И это происходит в виде монологической речи.

Публикация «Монологическая речь» размещена в разделах

Монолог требует памяти, внимание к содержанию и форме речи.

Она сложна и в лингвистическом отношении (стиль). Чтобы она была понятной, в ней должны быть полные распространенные предложения, точный словарь, соответствующая интонация. Основой для развития речи является овладение словарем и грамматическим строем языка.

Овладение монологической речью особенно важно на данном этапе исторического развития.

Изменился образ жизни. Стране уже не нужны рабочие, ткачихи, швеи – все это можно привести из-за рубежа.

Самые популярные и востребованные профессии на данном отрезке времени – это продавцы, официанты, дилеры, менеджеры, агенты по рекламе. Читая бегущую старку рекламы, мы замечаем объявления, «Требуются коммуникабельные люди свободно и грамотно владеющие языком» или «с хорошо развитой речью».

Отсюда видно, как важно умение владеть монологической речью.

Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, и в то же время говорить эмоционально, образно.

Монологическая речь сложна и психологически. Монолог – это умение рассказывать, это средство познания самого себе, своих возможностей.

Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, не уходить в сторону от основной мысли.

Владение монологом влияет и на формирование личности: ребенок учится преодолевать застенчивость, быть общительным, развивать уверенность в своих силах.

Монологическая речь формирует мышление, позволяет выявить словарный запас ребенка, его умение строить фразы, строить композицию рассказа (завязка, кульминация, развязка).

Речь отражает культуру человека, умение вести себя в обществе. Ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. («Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»). Речь должна быть живой и выразительной.

Как же развивать монологическую речь детей?

Речь воспитателя

Культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя. Речь воспитателя – это основной источник, из которого дети получают образец родного языка, поэтому она должна быть образцовой – спокойной, уравновешенной, без грубых и нелитературных выражений. Речь может быть экспрессивной, но не грубой.

Дети в своей речи подражают взрослым, они перенимают не только достоинства речи, но и их недостатки. Педагог должен самокритично относиться к своей речи. Это не так легко, потому что говорящий больше внимания уделяет не форме речи, а ее содержанию, то есть – не на то, как сказать, а на то, что сказать.

Многие недостатки речи прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются; быстрый темп, невнятность, монотонность, плохая дикция, неточное произношение звуков (картавость, шепелявость).

Для каждого возраста должен существовать свой тон и стиль:

1. Нельзя часто и не по возрасту употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: вымой ручки, убери чашечки.

2. Засорять речь словами паразитами : так, вот, да, как бы, так сказать.

Речь воспитателя должна легко и понятно восприниматься детьми. В ней должны быть точно подобраны слова, грамматически точно подобраны фразы.

Мысли должны излагаться просто, в логической последовательности, в доступной детям форме.

Как развивать монологическую речь?

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи : рассказом и пересказом.

Рассказ - это самый сложный вид монологической речи, так как здесь имеет место создание нового текста. Работа по обучению рассказываемого начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до самостоятельного творчества.

Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Этот вид деятельности доступен и близок детям дошкольного возраста.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и выражения, учатся владеть живым родным языком. Пересказ развивает речевое умение детей.

Требования к текстам для пересказа

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца, к произведениям, отбираемых для пересказа предъявляются высокие требования:

- они должны иметь высокую художественную ценность.

- идейную направленность

- доступность

Этими качествами (достоинствами) обладают произведения Л. Толстого, К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого.

Как учить пересказу?

План

1. Чтение произведения

2. Беседа по содержанию

3. Повторное чтение текста

4. Пересказ детьми

В старшем возрасте пересказ должен быть самостоятельным, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Например, очень хорошим материалом для обучения детей пересказа является рассказ Льва Толстого «Косточка».

Он имеет не только захватывающий, динамический сюжет, но и богатый психологический и нравственный потенциал. Простой образный язык рассказа позволяет лихо его запомнить. Но пересказ – это не механическая передача содержания. Это еще и понимание психологического состояния героев, умение оценить их нравственные качества.

При беседе по содержанию пересказа нужно обратить внимание детей на авторский текст:

«Ваня покраснел, как рак».

Отчего покраснел Ваня?

(Ему было стыдно, что он говорит неправду).

Затем: «Ваня побледнел» (Отчего)

(От страха, что он мог умереть)

И в конце концов Ваня заплакал.

Стыд, страх за свою жизнь, боязнь наказания – все это привело к стрессу, и окончилось слезами. Вот к чему приводит ложь.

После беседы по содержанию – повторное чтение текста и затем пересказ детьми. К пересказу относится и чтение стихотворений наизусть.

Рассказ (монолог)

должен быть:

1. Связным и понятным, правильно отражать объективную действительность.

2. Коротким, без лишней детализации.

3. Самостоятельным монологом. Он не должен прерываться вопросами воспитателя и его подсказками.

4. Рассказчик не должен отвлекаться от темы.

5. Он должен соблюдать последовательность изложения, логичность речи.

6. В рассказе должны присутствовать элементы творчества, интонационная и смысловая выразительность речи.

Виды рассказов

1. Рассказ по картине

2. Рассказ по серии картин

3. Рассказ пейзаж и натюрморт

4. Рассказ из опыта («Наш огород», «Праздник города»).

5. Творческие рассказы

- закончи рассказ

- продолжи рассказ по плану воспитателя.

- по теме, предложения воспитателем

- мнемо – таблицы

- психоэтюды

При этом развивается умение детей использовать свой чувственный опыт, формируется умение понятно излагать свои мысли.

При составлении творческих рассказов дети должны знать композицию (завязка, кульминация, развязка) или вводная часть, основная, заключительная.

Правильная устная речь детей должна формироваться на основе литературного языка своего народа.

Рассказ по картине

Рассматривание картин используется для развития точности и ясности речи.

1. Рассматривание

2. Беседа по картине

3. Рассказ воспитателя (образец)

В старшем возрасте дети должны замечать и рассказывать о самом существенном в картине. Кроме этого замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды или живого существа на картине.

В подготовительных группах в рассказы по картине вводится описание природы. Можно использовать музыку, поэзию для лучшего понимания картины.

Большие возможности для развития монологической речи имеет применение психоэтюдов (готовых или придуманных детьми).

Этюд – это краткий эмоциональный текст, монолог. В нем допускаются восклицания, междометия.

Психоэтюд содержит от 2 – 3 х до 5 – 7 предложений.

Например:

1. «Мы – крокодильчики

Мы лежим на песке

Нам хорошо»

2. «Я ромашка. Меня долго не поливали. Я повяла и засохла. Полейте меня, люди! Ах, как стало хорошо, как приятно.

Спасибо вам, спасибо»

Итак – Психоэтюд – это связный текст с проблемным моментом в нравственности и экологии.

Текст должен быть коротким. Произноситься от первого или третьего лица. В нем ставится проблема.

К монологической речи относится и литературная загадкаю

Например:

«Я длинный и скользкий,

Акулы длинней.

Я – добрый и нежный –

Спасаю людей.

Кто это там тонет

И громко кричит?

На помощь приходит

Заботливый (дельфин)»

Существенную помощь при обучении рассказу и пересказу оказывают мнемотаблицы (или схемы).

В них при помощи намеков на предмет, детали предмета, схематического изображения явления содержится план рассказа или пересказа.

Примеры мнемотаблицы:

1. Для младшего и среднего возраста

«У лисы в лесу густом»

2. Для старшего возраста

- «Я хочу рассказать о дубе (березе,липе)»

- О бытовых приборах

- О животных

3. Какое время года?

- В завершении можно сказать, что для развития монологической (связной) речи необходим обширный запас слов, что позволяет точнее выразить мысль.

- Умение говорить предложениями в правильной грамматической форме.

- ЗКР «Умение говорить внятно, четко, выразительно.

Монологическая речь требует обязательной подготовки, а также непрерывного внимания к собственной речи и к реакции слушателей.

Монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления и психологической наблюдательности. Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателя, чем младше дети, тем труднее им воспринимать звучащую речь, особенно монологическую.

Это объясняется тем, что внимание к словам, к рассуждениям говорящего труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре близка к письменной, поэтому она трудна и для говорящего и для слушающего.

А пути (или методы) монологической речи – это обучение умению рассказывать и пересказывать.

Воспитатель подготовительной группы «Русалочка» МБДОУ д/с №8

Мочалина Татьяна Михайловна.

Февраль 2017г.

Публикации по теме:

Развиваем связную речь ребёнка В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё.

Играем в театр — развиваем речь «Волшебный край!» - так назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. чувства великого поэта разделяют и взрослые и дети, соприкоснувшиеся.

Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 летЛэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного.

Развиваем речь, играя В последние годы, к сожалению, наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей плохо развита связная монологическая.

Развиваем речь, играя Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются.

Развиваем речь ребёнка. Развиваем речь ребёнка. Своевременное и полное овладение речью, является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики.

Речь как психический процесс Речь как психический процесс Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и.

Речь на кончиках пальцев «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация «Развиваем речь детей» Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно,.

Играем пальчиками-развиваем речь Играем пальчиками – развиваем речь. Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Монологическая речь
Опубликовано: 17 марта 2017 в 21:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД