«Мордовия моя — народов дружная семья». Конспект занятия по краеведению в старшей группе

Елена Кузьменко
«Мордовия моя — народов дружная семья». Конспект занятия по краеведению в старшей группе

Цель: Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.

Задачи:

1) Закреплять знание детей о Мордовии;

2) Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа; создать радостное настроение у детей, совершенствовать двигательные навыки.

3) Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к национальным традициям.

Методические приёмы: Беседа, рассматривание иллюстраций (картинок, игра: «Круги».

Материал: иллюстрации, картинки. Мелодии песен, разных национальностей; куклы в национальных костюмах (в мордовском, татарском, русском, мяч.

Структура занятия:

Этапы занятия Краткое содержание Время

1. Организационный момент Подготовка группы к занятию. 2 мин.

2. Осноная часть:

1) Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержании материала, организация, активной, самостоятельной

Практической и познавательной деятельности.

3)Мордовская игра: «Круги» (физкультминутка).

4) Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности. Вводная беседа.

Рассматривание иллюстраций, картинок, объяснение нового материала, сопровождение практическим действиями.

Демонстрация материала на доске, объяснение нового материала, сопровождение практическими действиями. Демонстрация кукол в национальных костюмах, фотографий города Саранска. 19 мин.

Заключительная часть. Анализ. 4 мин.

Ход НОД:

1 этап – организационный.

Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

В: Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)

Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)

В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей (на мордовском)

В: Правильно ребята, а теперь я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.

2 этап – основная часть.

В: Здравствуйте дети!

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей родине.

В: Дети, скажите, в какой республике, мы с вами проживаем?

Д: В республике Мордовия.

В: Правильно. Ребята, сегодня мы поговорим о республике, в которой мы живём – о Мордовии. Мордовия – это Республика, где живут народы разных национальностей.

В: Ребята, кто знает, как называется столица Мордовии?

Д: Столицей Мордовии является город Саранск, он очень красивый.

В: Правильно, Саранск красивый город. Ребята, вы наверное часто бываете в Саранске, расскажите мне о нём (воспитатель предъявляет картинки с видом парка А. С. Пушкина, центральной площади и др. во время чего дети рассказывают то, что знают о достопримечательностях города).

В: Мордовия очень большая.: А какие ещё города, посёлки, сёла вы знаете?

Д: Дети перечисляют города, сёла которые они знают.

В: Правильно, в Мордовии есть такие крупные города, как Рузаевка, Ковылкино и др. Так же в Мордовии много населённых пунктов: сёл, деревень, во всех этих населённых пунктах проживают люди разных национальностей. Скажите, а какие народы вы знаете?

(дети перечисляют народы: русские, мордва (эрзя, мокша, татары, чуваши и др.)

В: Верно, в нашей Республике дружно живут русские, мордва, татары, чуваши и представители многих других народов. Они не похожи друг на друга, но их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семья, их дети вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура: танцы, песни сказки, костюмы. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык. Ребята, скажите, а мы с вами все представители одной национальности?

Д: Нет, среди нас большинство русских, но есть и мордва и даже один татарин, но мы все дружим, вместе играем.

В: Правильно, мы все люди разных национальностей и у нас разные традиции. Одной из традиций является: национальный костюм. Давайте посмотрим на кукол в национальных костюмах, каждый из них по-своему красив (воспитатель обращает внимание детей на приготовленных кукол, которые одеты в костюмы народов разных национальностей).

(беседа воспитателя с детьми о костюмах)

В: Ребята, у каждого народа есть свои народные игры. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру.

Игра «Круги».

Содержание и правила игры: Играющие становятся в круг, на нескольких детей, воспитатель надевает национальные головные уборы. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами.) Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись в кружок

И скорей кто-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается.

(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается).

В: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

(Ответы детей).

В: Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. (Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

В: Ребята, в заключение нашего занятия мы послушаем музыку разных народов. И все вместе попляшем.

Вот какой весёлый пляс

Во дворе идёт у нас!

Не стоит никто на месте,

Все танцуют с нами вместе,

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают!

(звучат мелодии разных народов).

3. Заключительная часть.

(Подведение итогов занятия проходит в виде игры, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопросы по изученной теме).

В: Какой город является столицей Мордовии? (ответы детей).

В: Какие крупные города есть в Мордовии? (ответы детей).

В: Народы, каких национальностей проживают в нашей республике? (ответы детей).

В: Какие традиции существуют у народов. (ответы детей).

Список использованной литературы:

1) Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.

2) Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: учеб. пособие. 2004.83с.

3) Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М. 1973.

4)Т. В. Поляков: «Знакомим детей с малой родиной».

5)Методические рекомендации. М. Д. Маханева» «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Публикации по теме:

Коллектив воспитателей ДОУ №10 «Мордовские девушки»Коллектив воспитателей ДОУ №10 «Мордовские девушки» Мордовия это маленькая солнечная страна, в которой живут добрые и отзывчивые люди, я очень горжусь тем, что живу именно в Мордовии. В августе.

Праздник 1000-летие единения мордовского народа с народами российского государстваПраздник 1000-летие единения мордовского народа с народами российского государства В последние дни уходящего лета (24-26 августа) в нашей Республике Мордовия проходил грандиозный по своему значению и проведению праздник.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Мордовия моя — народов дружная семья». Конспект занятия по краеведению в старшей группе
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 15:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Выставка поделок и открыток ко Дню Матери. Старшая группа
К празднику – День Матери в нашем детском саду была организована выставка поделок и открыток из подручного материала. Родители творчески отнеслись к...
«Северная Зимушка с Новым годиком на руках».  Новогодняя игрушка для ёлочки
Хочу с вами поделится новогодним настроением: сделала новую куколку ( это моё хобби) "Северная Зимушка с Новым годиком на руках" . "Я надену кукле фартук,...
Всех лучше и краше любимые мамочки наши!
Конечно, и мы не могли обойти вниманием такой замечательный праздник, как День Матери в России. В этом году в нашем саду была организована выставка...
Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей...
Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта "Книги нашей группы" «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство» Цель:...