Наталия Смирнова
Фоторепортаж «Москва, Москва и вновь Москва»
Москва - в сиянии огней,
Москва - в движении машин,
И в шумном говоре людей,
В улыбках женщин и мужчин.
В эти длинные мартовские выходные я приглашаю вас, друзья и гости моей страницы, в очередной раз побродить по московским улицам.
Сегодня мы пройдем с вами от Боровицкого холма (м. «Боровицкая») до площади Яузских ворот (ближайшее м. «Китай-город»).
Публикация «Фоторепортаж „Москва, Москва и вновь Москва“» размещена в разделах
Прогулка началась с приятной неожиданности. Спустившись в метро я попала в вот такой интересный поезд.
В одной из публикаций про метро я писала о том, что ходят в московском метро необычные поезда: «Союз-мультфильм», «Амурский тигр», «Акварель»…
В таком поезде, «Города герои», мне довелось ехать впервые. Поэтому я сразу не сообразила, что поезд посвящен всем городам(. Иначе бы из вагона в вагон побегала бы, а так решила, что поезд посвящен 75-летию Московской битвы…
Выходим из метро на Моховую улицу.
Про Моховую улицу я уже рассказывала в одной из своих прошлых публикаций, остановимся мы только, что бы взглянуть на старое здание МГУ.
1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ «Объ учрежденiи Московскаго Университета и двухъ Гимназiй». Учились в помещении Земского приказа на Красной площади у Воскресенских ворот. Однако уже в 1757 году университету стало не хватать помещений, и в последующие годы университет приобрел ряд частных и церковных владений на Моховой и Тверской улицах. Ранее эту территорию занимало 7 усадеб и 2 церковных погоста.
В 1812 году во время пожара Москвы, здание почти полностью сгорело. Все перекрытия, которые были сделаны из дерева — утрачены. Библиотека, включавшая в себя множество эксклюзивных материалов, уничтожена. Коллекция музеев, архивы исчезли. До 1819 года Д. Жилярди активно работал над воссозданием старого здания, и в итоге восстановил его.
Заглянем одним глазком на Тверскую улице, которая выходит на Моховую в районе Манежной площади.
С левой стороны хорошо видно здание Центрального Телеграфа. Здание было построено в 1925—1927 годах по проекту И. И. Рерберга и инженера С. З. Гинзбурга. Строительство осуществляла строительная контора «Госстрой». Ранее на этом месте находилось здание Московского университетского благородного пансиона. Оно было снесено в начале 1910-х годов для строительства комплекса доходных домов страхового общества «Россия». В связи с началом Первой мировой войны строительство было прервано. При строительстве Центрального телеграфа были использованы уже сооружённые фундаменты и стены.
По Моховой подходим к Театральной площади и м. «Охотный ряд».
Про Театральную площадь я уже подробно рассказала в своей вчерашней публикации, поэтому задерживаться мы там не будем. А вот на Большую Дмитровку ненадолго заглянем.
К XIV веку по обеим сторонам дороги в Дмитров сформировалась слобода, где жили торговцы и ремесленники (седельники, калашники, тележники и другие). Поскольку почти все они были выходцами из Дмитрова, то и слобода стала называться Дмитровской слободой. В XVI—XVII веках простых жителей слободы переселили по той же дороге, но подальше от Кремля, освобождая место для московской знати. Чтобы различать старую («большую») и новую слободы, новую слободу стали называть Малой Дмитровской слободой. Границей между ними с конца XVI в. служила стена Белого города, c глухой (непроездной) Дмитровской башней, разделившей ранее единую улицу на две не связанные между собой улицы — Большую Дмитровку и Малую Дмитровку. По мере развития города слобода отодвинулась ещё дальше по дороге: так к концу XVII века сложилась Новая слобода.
Уже в середине XVIII века эти слободы стали улицами и назывались, как и сегодня Большой Дмитровкой, Малой Дмитровкой и Новослободской улицей.
В начале 1920-х годов улицу ненадолго переименовали в улицу Эжена Потье в честь участника Парижской коммуны и автора «Интернационала».
В 1937 году улицу переименовали в Пушкинскую улицу в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина, при том, что у улицы с поэтом общее только то, что в одном из её домов в 1830 году он проиграл крупную сумму денег карточному шулеру В. С. Огонь-Догановскому. Этот проигрыш Пушкин выплачивал по частям в течение многих лет, и последнюю часть выплатили его наследники уже после гибели поэта на дуэли. В 1994 году улице было возвращено её историческое название.
Дом №1 по Б. Дмитровке. Благородное Собрание в Москве — общественное здание в стиле классицизма, предназначавшееся для проведения балов и приёмов московских дворян. Изначально — усадебный дом князя В. М. Долгорукова-Крымского, построенный в Охотном ряду в 1-й половине XVIII века. После выкупа усадьбы в 1784 году было перестроено для московского дворянского собрания архитектором М. Ф. Казаковым. На месте бывшего внутреннего двора был построен Колонный Зал. После пожара 1812 года здание восстанавливалось учеником Казакова А. Н. Бакаревым. В 1903—1908 годах реконструировано архитектором А. Ф. Мейснером.
В советское время именовалось Домом Союзов.
Следующее здание (дом № 3)- Новый манеж. Здание было построено в 1888 году «Обществом электрического освещения 1886 года» и являлось первой в Москве мощной электростанцией, способной снабжать электроэнергией частных потребителей. Здесь вырабатывался постоянный ток напряжением 120 В, который поступал к абонентам по подземным кабелям
После упразднения электростанции её помещения стали использоваться под магазины и гаражи. Здесь разместился первый автобусный парк Москвы. Здание стали называть «Малый Манеж».
До 1994 года в здании находилась станция технического обслуживания правительственных автомобилей. Гаражная функция здания окончилась постановлением Правительства Москвы от 10 октября 1995 года № 824 «О создании Московского государственного выставочного зала „Малый Манеж“ в целях совершенствования выставочной деятельности в Москве…»
На участке по Большой Дмитровке, 4/2 находились владения, которые принадлежали графам Шереметьевым, княжеской семье Голицыных, А. Н. Раневскому и генерал-майору П. В. Киндякову.
Со стороны Театральной площади, там, где раннее располагались старые дома с устроенными в них коммунальными квартирами, к 2002 году было построено здание Новой сцены Большого театра. Проектирование и строительство начались в 1997 году. Архитекторами проекта стали Ю. Н. Шевардяев, П. Ю. Андреев, А. В. Маслов и В. Н. Ковшель.
По Б. Дмитровке мы с вами еще обязательно пройдемся от начала до конца, заглядывая в переулке, а сейчас выходим на Театральную площадь, пересекаем ее и выходим на Никольскую улицу. (С Театральной площади видна Лубянская площадь).
Никольская — одна из старейших улиц Москвы. Здесь находились Печатный двор, Николо-Греческий монастырь (Никола Старый, Славяно-греко-латинская академия, Военная коллегия Верховного суда СССР.
Московский печатный двор — первая в России типография, объект культурного наследия федерального значения. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём.
Печатный двор упоминается в записках Генриха фон Штадена «О Москве Ивана Грозного». В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали здесь первую датированную книгу «Апостол». При Печатном дворе были изданы Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие книги. Фасад здания украсили изображения Льва (символ царской власти) и Единорога (символ премудрости). Переплеты большинства книг, выпущенных Печатным двором, украшались Единорогом.
В начале XVIII века Печатный двор сначала передали в ведение Духовной коллегии, а в 1721 году он был подчинён Святейшему Синоду, а типография преобразована в Синодальную. Незадолго до реформы, в 1703—1711 годах, на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости».
В конце XVIII — начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811—1815 годах монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов А. Н. Бакарева и И. Л. Мироновского. Её постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, не раз достраивались или переделывались в «русском стиле». Дворовую часть восточного корпуса в 1871 году оформил архитектор Михаил Чичагов. Фасады Печатного двора со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик.
На этом мы закончим сегодняшнюю прогулку, что бы в следующий раз пройтись от Печатного двора по Богоявленскому переулку до Биржевой площади и свернуть в Рыбный переулок.
Благодарю за внимание, надеюсь вам было интересно и вы узнали для себя что-нибудь новое!
Москва - и в шепоте листвы,
И в плеске стали огневой,
Я жизнь не мыслю без Москвы,
Вся жизнь пронизана Москвой.
Все фотографии сделаны мной лично специально для цикла публикаций о Москве.