«Музейная педагогика в нашей группе»

Светлана Макарова
«Музейная педагогика в нашей группе»

«Музейная педагогика в нашей группе»

Я работаю воспитателем в старшей группе в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77». На базе своей группы мною был разработан проект «Музейная педагогика в дошкольном учреждении», задачами которого являются:

• формирование способностей комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, реальность;

• формирование навыков музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;

• обучение детей кратко и точно делать вывод, пользоваться грамматически правильными оборотами речи, вести себя раскрепощено при проведении экскурсии;

• воспитание нравственно – волевых качеств, необходимых будущему школьнику.

При планировании мероприятий по музейной педагогике опираюсь на следующие методические принципы:

1. Деятельность. Ребенок находится в постоянном процессе открытых новых знаний. Действие – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

2. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило – ребенок всегда прав, если объяснить свою точку зрения.

3. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий – залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Гуманность. без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.

Мини – музеи, созданные в группе могут быть долгосрочными и краткосрочными. Главной особенностью таких мини - музеев является то, что в их создании принимают участие сами дети. Ребенок – соавтор, творец экспозиции. Также родители не остаются безучастными, результатом общения и совместной работой детей и родителей являются семейные мини – музеи. Родители приходят к нам в группу со своими семейными экспозициями и рассказывают про свои «экспонаты».

Тематика мини – музеев:

«Музей часов»- познакомить детей с историей возникновения и развития часового мастерства.

«Город мастеров» - познакомить с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

«Мир вещей» - познакомить детей с историей изобретения посуды, с процессом её преобразования человеком. Активизировать познавательную деятельность, решать противоречия, развивать умение слушать и дополнять друг друга. Вызвать интерес к рукотворному миру.

«Народная игрушка» - познакомить детей с историей возникновения народных промыслов. Развивать у детей чувство эстетического восприятия произведений искусства.

«Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека.

• Мини – музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу.

«Достижения нашей семьи»

Цель: расширить кругозор дошкольника

Ход мероприятия:

В группу приходит мама воспитанницы Алины М. с семейным мини - музеем «Достижения нашей семьи»

Мама Анастасия Сергеевна – адвокат во втором поколении.

Знакомит детей с профессией адвокат, попутно объясняет, чем занимается судья и юрист.

Дети активно интересуются данными профессиями. Вступают в диалог, задают вопросы.

Мама представила детям награды, почетные грамоты, именные подарки.

Дети внимательно рассматривают и прослушивают рассказ о каждой награде.

«История возникновения часов»

Творческий вечер для родителей «Экскурсия по музею часов»

Цели:

- формировать знания детей о истории возникновения и развития часового мастерства;

- формировать и развивать знания по ориентированию в пространстве и во времени;

- познакомить детей с разновидностью часов.

Предварительная работа:

1 шаг: - Воспитатель рассказывает детям, что однажды ночью он услышал разговор часов. Часы говорили о том, что люди забыли и никогда не говорят о том, как появились часы, когда и кто их придумал, о том какие часы были первые.

2шаг: - Воспитатель предлагает узнать историю возникновения и развития часового мастерства.

3 шаг: - Дети совместно с воспитателем размышляют о том, как помочь часам.

4 шаг: - Дети совместно с родителями собирают необходимую информацию. Спрашивают у бабушек, дедушек, какие часы были в их доме, когда они были маленькие. Находят старые часы и приносят их в музей.

Ход мероприятия:

- Приглашенные гости рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Уважаемые гости! Мы пригласили вас в наш мини – музей часов.

- В нашем мини – музеи экспонаты можно трогать руками, но НЕЛЬЗЯ ломать и забирать с собой домой.

Ребята многое узнали о истории возникновения и развития часового мастерства. Да, теперь у нас действительно достаточно материала, чтобы окунуться в историю возникновения часов. Мы приглашаем вас в музей, который создан с помощью родителей, а экскурсоводами будут наши ребята.

1-ый экскурсовод: предисловие

Когда мы говорим о часах, мы имеем в виду прибор для измерения времени. Но человеку способы отсчета времени были известны задолго до того, как он изобрел такие приборы. Восход и заход солнца были первыми показателями времени. Увеличение и уменьшение теней от палок, камней и деревьев также служило для определения времени. Движение звезд тоже служило человеку м – то вроде гигантских часов. Он заметил, что по мере того как проходила ночь, становились видимыми различные звезды.

2-ой экскурсовод: солнечные (теневые) часы

Древние египтяне делили ночь на двенадцать временных периодов, соответствующих восходу 12– ти звезд. Они и день делили аналогично, и наши 24 – часовые сутки основаны на египетском делении дня и ночи. Египтяне также сделали теневые часы – бруски дерева с указателями. В конечном итоге эти теневые или солнечные часы, имеющие 12 периодов для деления дня, и были первыми часами. Те жители, которые обитают в солнечных странах, использовали для измерения времени солнечный свет. Течение времени измерялось по длине и направлению тени, отбрасываемой палкой. Так появились солнечные часы. Понятно, что использовать их можно было только днем и тогда, когда солнце не было закрыто облаками. Это было достаточно неудобно.

Пальчиковая гимнастика

«ЧАСЫ»

Во время этой игры ведущий и дети подражают тиканью часов, сопровождая текст (в соответствующем месте) движением руки или головой в ускоренном темпе.

Большие часы идут:

Тик-так, тик-так.

Маленькие часы идут:

Тик-так, тик-так, тик-так.

А маленькие ручные часы:

Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке.

Тик-ке, так-ке, тик.

3-ий экскурсовод: огненные часы

Следующими видами часов были водяные и огненные. Свеча с нарезками отсчитывала время по мере сгорания от нарезки к нарезке. В древнем Китае в материю на определенном расстоянии завязывались металлические шары, материю подвешивали, поджигали – тушили так, чтобы она тлела. Внизу под материей располагалось большое железное блюдо, как только тлене материи доходило до очередного шара, шар падал в блюдо и издавал громкий звук.

4-ый экскурсовод: водяные часы

А в водяных часах тарелка с маленьким отверстием на дне помещалась на воду. После определенного времени плавающая тарелка наполняется водой и тонет. Вот почему изобретенные человеком водяные часы вначале назывались «ночными». Они содержали резервуар с водой, который опорожнялся за определенное время. Опускавшийся поплавок приводил в движение стрелки.

Физминутка «Часы»

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик- так, тик-так.

(наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так.

(раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища влево – вправо)

Мы тоже можем так.

5-ый экскурсовод: песочные часы

Около 2000 лет назад человек изобрел один вид часов – песочные. Они состояли из двух полых стеклянных сосудов, соединенных так, что песок мог пересыпаться из одного в другой. Верхний сосуд был наполнен песком в таком количестве, что он высыпался в отверстие в течении часа.

6-ой экскурсовод: механические часы

Где – то в 140 году до нашей эры греки и римляне применили зубчатое колесо для усовершенствования водяных часов. Поплавок, помещенный в сосуд, поднимался, когда вода текла тонкой струйкой в сосуд. Он был соединен с зубчатым колесом. Колесо поворачивало стрелку, которая постепенно двигалась от одной часовой отметки к другой. А через 1400 лет изобрели первые механические часы. Груз был привязан к бечевке, она поворачивала катушку, которая в свою очередь двигала оси зубчатых колес и шестеренок. Колеса поворачивали стрелку на циферблате.

Но наиболее удобными оказались механические часы. Они приводились а движение гирями или упругой пружиной. Часы с маятником и регулирующим механизмом были созданы Кристианом Гюйгенсом, датским ученым, жившим между 1629 и 1695 годами. Их действие основано на том, что маятник заданной массы совершает полное колебание всегда за одно и тоже время. Этот закон открыл английский ученый Исаак Ньютон, современник Гюйгенса.

7-ой экскурсовод: зачем механическим часам маятник

Часы показывают время. Мы узнаем его по движению стрелок на циферблате. Движение маятника часов на столько равномерно, что по нему можно отсчитывать секунды. Маятник часов служит их регулятором. Именно он обеспечивает равномерность хода всего механизма. По сути, время измеряется числом качаний маятника, период колебаний которого постоянен и зависит от его длины. Если часы едут неточно – значит, необходимо отрегулировать длину маятника. Ведь чем он длиннее, тем медленнее качается и, следовательно, тем сильнее часы отстают.

Воспитатель: Большое спасибо за увлекательную экскурсию. Думаю, что нашим гостям тоже понравилось. А теперь давайте немножко поиграем в игру

Веселая, подвижная игра со скакалкой «Часы».

Цель: Развивает выносливость и внимание.

Описание игры.

Играют 10-15 человек. Все хором произносят: «Тик-так, тик-так». Двое, заранее выбранных игроков, в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй – два и т. д.

Если игрок собьется при прыжках или ошибется в счете – он меняется с одним из тех, кто держит скакалку. При этом счет начинается сначала.

Задача игроков – прыгать, как можно дольше, не сбиваясь.

Правила игры

1. Все хором произносят: «Тик-так, тик-так»

2. Выбирают двух игроков, которые будут вертеть скакалку в том же ритме

3. Остальные по очереди прыгают через скакалку

4. Первый прыгает один раз и встает в конец очереди, второй – два и т. д.

5. Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете – меняется с одним из игроков, крутящих скакалку

Публикации по теме:

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Из опыта работы детского сада №51 г. Павлодара. Музейная технология, как и любая педтехнология, требует системной последовательной работы в процессе адаптации и внедрения, планирования,.

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Библиотека изображений:
  • Этикет
Автор публикации:
«Музейная педагогика в нашей группе»
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 05:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фотоотчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...