Папки-передвижки

Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников»

Прохоренко Анна Александровна
Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников»

Обобщение педагогического опыта

Тема: "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников"

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечению нравственного воспитания, противостоянию бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Публикация «Консультация „Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыкавлияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В этой связи возросла потребность музыкально- педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.

Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?

Третий год работаю и могу с точностью сказать, что не все дети интересуются музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.

Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в театры ездят очень редко, в основном звучит поп-музыка.

Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития общества.

В течение трех лет работаю над темой: «Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

формировать основы музыкальной культуры;

знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;

воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш, форму произведения;

воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;

уметь соотносить движения с музыкой;

развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);

расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели: всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка.

Система работы предполагает разработку творческого и перспективного плана.

В творческом плане определила основные направления в работе.

Составила перспективный план для каждого возраста. Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическое целесообразие, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отразила последовательность и содержание, представленное программными задачами.

Далее рассматривается содержание и особенности системы работы по музыкальному воспитанию в нашем саду.

Практический раздел

Обучение и воспитание детей организую в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Актуальность данной программы состоит в том, что она разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Применяю прогрессивные педагогические технологии, использую авторские программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К. А. Самолдиной.

Стараюсь вести музыкальные занятия у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенньix средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

музыкальный инструмент : фортепиано;

• телевизор с видеомагнитофоном для просмотра видеокассет;

• Компьютер для просмотра презентаций, видеороликов;

• аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;

иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

• изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

• портреты композиторов;

музыкально - дидактические игры;

• картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.

Очень полезно записывать на кассету или снимать на видео исполнение песен ребятами, а потом вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания дети находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.

Игра на музыкальных инструментах во время занятий пока занимает очень скромное место. Причина – в отсутствии качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, у нас имеются погремушки, колокольчики, бубны, барабаны, но нет элементарных деревянных ложек, маракасов, дудочек. Именно эти инструменты должны часто использоваться на занятиях для развития чувства ритма, слуха.

Планомерно осуществляя задачи эстетического развития детей, успешно использую учебно-методические пособия: «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной; «Ожидание чуда» под редакцией Л. Гераскиной; «Учите детей петь» под редакцией Т. М. Орловой; разнообразные тематические сборники о временах года, деятельности детей. Большинство пособий и сборников составлено научными работниками, опытными методистами. Много информации черпаю из источников Интернет-ресурсов.

На занятиях использую иллюстрации и репродукции, яркие презентации, игровые атрибуты, «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы, фланелеграф «Курочка Ряба», «Репка». Так же место имеют музыкально-дидактические игры для развития тембрового слуха, для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, наглядный материал стараюсь делать сама.

Период прохождения курсов можно с уверенностью назвать периодом накопления опыта. Изучила наиболее эффективные формы обучения. Поняла, что необходимо научиться, не просто выполнять работу принятым образом, а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество. Заинтересовавшись новым направлением в воспитании дошкольников, я приобрела программу по полихудожественному воспитанию Самолдиной К. А., которую успешно использую уже два года в работе кружка «Познай себя через искусство». Данная программа построена на общении с высокохудожественными произведениями искусства. Синтез из трех видов искусств лежит в ее основе. Я считаю, что в дошкольном возрасте полихудожественный подход является одной из эффективных форм приобщения детей к искусству. Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу «от простого к сложному».

Нужно подчеркнуть, что в программе используется понятие – «проект», т. е. разработанный план тематического занятия по полихудожественному воспитанию. Все проекты размещены по основным тематическим блокам. Дети с удовольствием ходят на занятия кружка. Там мы рисуем, лепим из пластилина, танцуем и поем, знакомимся с классической музыкой, поэзией, живописью. Организуем выставки детских рисунков для родителей.

Библиография

1 М. А. Васильев. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва 2005.

2 М. Л. Лазарев. «Интоника» Москва 2005.

3 С. С. Железнов «Весёлые уроки» 2005.

4 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. ,1947.

5 Белянва-Экземлярская С. Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М. : Просвещение, 1961.

6 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М. : Просвещение,1961, - с. 231.

7 Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М. : Просвещение, 2007.

8 Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.

9 Вайчене А. И. К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания. – М. : Просвещение, 2007.

10 К. Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с. 21

11 К. Форраи Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973.

12 Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2000

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – очень значимая проблема на сегодняшний день. В связи с изменениями в нашей стране материальные ценности стали.

Игра как средство нравственного воспитания Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников. Как играть с ребенком» Консультация для родителей " Игра как средство воспитания дошкольников" Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя.

Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника» МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» Консультация «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника».

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества. Результаты не заставили.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 03:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД