Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию

Олеся Лаврентьева
Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.

Дошкольный возраст является наиболее благодатным для всестороннего развития будущей личности. В последнее время животрепещущей темой становится культура и эстетическая сторона развития человека. Именно творческие, близкие к искусству люди творят историю, создают шедевры, пишут поэмы. И пусть воспитанники группы раннего эстетического развития пока еще дети (4-7 лет, благодаря специально организованной пространственной среде и четко скоординированной деятельности педагогов, синтезирующих все виды художественной деятельности, они создают свои собственные, порой неожиданные произведения искусства.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма.

Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

На основе изучения результатов исследований, был сделан вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Севера влияют следующие факторы:

-климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;

-техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка, выбросы газа;

-биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;

-социальные: падение уровня жизни, стрессы, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля.

Дети с ослабленным здоровьем, как правило, отстают от сверстников в общем развитии, у них не сформированы навыки общения, с задержкой формируется личностный комфорт, доминируют отрицательные эмоции, психоэмоциональный статус характеризуется состоянием тревожности, патологически повышенным напряжением.

Музыка как один из видов искусства, близка, понятна и любима детьми. Занятия музыкой могут являться одним из действенных звеньев в лечебной педагогике. Особый акцент с целью усиления терапевтического воздействия педагогами сделан на использовании метода элементарного музицирования. Его основоположником является Карл Орф. Именно совместное музицирование в синтезе хорового пения, инструментальной игры, движений создаёт благоприятную возможность для самовыражения и снятия психофизической напряжённости больного ребёнка.

К. Кениг в работе «К вопросу музыкальной терапии в лечебной педагогике» отмечал, что там, где должно быть достигнуто глубокое влияние музыки на организм, должен терапевтически действовать только музицирующий человек, как поющий, как владеющий инструментом и как воплощающий музыку в плане движения [2, с. 5].

Групповое музицирование на инструментах, предложенное К. Орфом, обеспечивает уникальную возможность без специальной музыкальной подготовки музицировать на различных инструментах, где в основе лежит ритм - наиболее близкий природной детской сущности элемент музыки, который соединён с движением, речью, драматическим действием.

К. Орф так определял понятие «Элементарный»: «… элементарная музыка- это не музыка сама по себе; она связана с движением, танцем и словом; её нужно самому создать; в неё нужно включиться не как слушатель, а как её участник… Она не знает крупных форм архитектоники, она связана с небольшими хороводными формами, с простым видом рондо… В мелодии отправным пунктом стал для нас зов кукушки, нисходящая терция, попевка на двух ступенях, которая шаг за шагом расширялась и превращалась в звукоряд без полутонов, в мажорную пентатонику. Речевой основой стали имена, считалочки и простейшие детские песни. Это был мир доступный детям…»

[2, с. 5].

Элементарное - это изначальное. Но не примитивное. Оно в простой форме может передавать «высокое» и «значительное» и, само собой разумеется, не является искусством второго ранга. Есть музыка высокодуховная и очень простая. Музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке, древнейшая, первичная музыкальная стихия. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребёнок должен прикоснуться на ранней стадии развития так, как она – залог его будущего музыкального развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ.

Знакомство с инструментами: шумовыми (шеркунки, свистульки, ритмическими (клавесы, бубны, барабаны, ложки, треугольник, трещотка, тарелка, колокольчик, погремушки, кастаньеты, мелодическими (дудочка, блокфлейта, штабшпили - металлофон, ксилофон); упражнения и игры, направленные на активное усвоение детских музыкальных инструментов, участие детей в создании элементарной музыки, расширение сферы моторных действий, совершенствование речи, дыхания, коммуникативных навыков.

Репертуар: «Наш дом» [8, с. 1], «Тень и тишина» [8, с. 5], «Веселые инструменты» [ 8, с. 13).

Игры со звуком, направленные на самостоятельный поиск звукоизвлечений, освоение ритмических и звуковых партитур: упражнения и игры, направленные на развитие тембрового слуха, сенсорное развитие, музыкальное творчество.

Репертуар: «Утренние звуки» [7, с. 49], «Тень и тишина» [7, с. 49)

Использование звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы): подготовительная фаза к инструментальной игре на инструментах Орф- оркестра. Эффективный вид творческой деятельности, выраженный в различных ритмических и звуковых модификациях. Их использование позволяет развивать акустическую, ритмическую, моторную, тактильную и визуальную восприимчивость. При чередовании состояний напряжения и расслабления при «телесной игре» поддерживается психическая и соматическая стабильность.

Репертуар: «Хохотальная разминка» [8, с. 79], «Скок-скок» [8, с. 63], «Чепуха» [8, с. 80).

Развитие ритма и, слуха, ансамблевого чувства- игры импровизации с пением, звучащими жестами, инструментами.

Пальчиковые игры и игры с клавесами: речевые, песенные модели (от образа, созданного пальцами - к ролевой игре- драматизации, развивающие координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление.

Репертуар: «Рондо с палочками» [6, с. 32], «Забава с пальчиками» [2, с. 99].

Ритмическая декламация как фактор естественного упорядочения, гармонизации и нормализации состояния ребёнка. Игры и упражнения на совершенствование речи, приобретение навыков совместной инструментальной игры.

Репертуар: «Совершенно непонятно» [9, с. 12], «Веселые мыши» [9, с. 14].

Игры на коммуникативное развитие: уметь обращаться друг к другу, вести диалог, уважать противоположное мнение, уступать.

Репертуар: «Приветствие» [2, с. 71], «Бинго» [1, с. 24], «Спичка- выскочка» [2, с. 71].

Игры на эмоциональное развитие с использованием карт, мячей настроения. Идентификация инструментального звучания с настроением.

Репертуар: «Мячи настроения» [2, с. 83], «Растяпа», «Яша» [2, с. 85].

Так же активно ведется работа с родителями. Родителям предлагаются различные формы сотрудничества, которые организуются в нескольких направлениях:

-Наглядная пропаганда;

-Совместное изготовление шумовых, музыкальных инструментов для шумового оркестра;

-Ознакомление с принципами творческого музицирования Карла Орфа;

-Ознакомление с авторской методикой использования в обучении музыке детских музыкальных инструментов;

-Родительские собрания;

-Консультации;

-Вечера вопросов и ответов;

-Совместные выступления оркестра шумовых инструментов.

Огромную роль в музыкальном развитии ребенка играет совместное домашнее музицирование, исполнение песен, изготовление шумовых инструментов и т. д. Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители. Многие родители ценят консультации и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем игры, упражнения- сопровождая все игрой на шумовых инструментах.

В результате практики применения здоровьесберегающих технологий, у детей отмечается сокращение, смягчение периода адаптации, улучшение двигательной активности, речевого общения, эмоционального фона, личностного комфорта, коммуникативных отношений, снижения уровня тревожности, снятие мышечного напряжения, отмечается оптимизация творческого процесса, дети с большим интересом приходят на уроки, активно участвуют в классных и школьных мероприятиях.

Список литературы

1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы- игры для детей: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2004.-36 с.

2. Голубева Н. В. Соловушка: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). – Тюмень: Изд. - во ТГУ, 2000.- 112 с.

3. Голубева Н. В., Каменева Т. Е. Серебряный колокольчик: программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). – Тюмень: Изд. - во «Вектор Бук», 2002.- 44 с.

4. Манчук В. Т. ГУНИИ медицинских проблем Севера СО РАМН [Электронный ресурс].- Режим доступа: old medicinarf.ru/2972/2973

5. Рудина Н, Сазонова О. Программа «Урок здоровья» объедения валеологии: сборник авторских программ дополнительного образования детей. - М.: «Народное образование», 2002.- 311 с

6. Тютюнникова Т. Э. «Веселая шарманка»: Шумовой оркестр для детей: учеб. пособие- СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2009.-88 с.

7. Тютюнникова Т. Э. Доноткино: учеб. пособие для начального музыкального воспитания и развития- СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2011.-80 с.

8. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: система обучения К. Орфа: учеб. пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 94, [2] с.

9. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»:игры с инструментами: учеб. пособие- СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2009.-24 с.

Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Театр на столе«В гостях у сказки». Театр на столе Сейчас много говорят о значении театрализованной деятельности для всестороннего развития дошкольников. Занятия театральной деятельностью.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в подготовке детей к школе Одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном образовании является проблема подготовки детей к школе. В связи с перестройкой.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Здоровье, гигиена
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию
Опубликовано: 4 июня 2013 в 20:34
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...