«Мы дети природы!» Экологическое воспитание дошкольников

Эльмира Гиниятуллина
«Мы дети природы!» Экологическое воспитание дошкольников

Краеведение учит не только любить свои родные места,

но учит знанию о них, приучает интересоваться историей,

искусством, литературой, повышает свой культурный уровень.

Д. С. Лихачев

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблемы экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, детским дошкольным учреждениям, общественным организациям.

Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями этого воздействия. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-то цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то нынешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисных точек, как и в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличие глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.

Обычно говорят о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительных и животных организмов, что, в конечном счете, отражается на человеке. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности ставят под сомнение не только способность природы, справится с ними, но и адаптационные возможности самого человека.

Особенно острая ситуация сложилась в Ханты-Мансийском автономном округе.

В настоящее время столь актуальны проблемы атмосферного загрязнения. Одним из основных источников загрязнения является сжигание попутного нефтяного газа в факелах, обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы.

Интенсивное освоение Обского Севера нарушает естественное состояние экосистемы Обь-Иртышского бассейна. В результате различных загрязнений, антропогенных нагрузок на водоемы — происходит разрушение водных экосистем, проявляющаяся в резком упрощении видового состава сообществ. Ежегодно на поверхность воды сбрасывается около 70 миллионов кубических метров загрязненных вод.

Сплошная перепланировка рельефов с последующей подсыпкой песчаными фунтами, приводит к полной ликвидации растительности. Неозелененные дворы городов способствуют их неудовлетворительному состоянию, что отражается на здоровье людей.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Понятие «регион» в переводе с латинского означает страна, область. Если район — это всегда сравнительно небольшая территория, характеризующая место, участок, то регион — более крупное пространство.

Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Вместе с исчезновением лесов, озер, птиц, зверей, исчезает многовековой опыт хантыйского народа по воспитанию у детей и подростков бережного и заботливого отношения к природе. Мы, живущие в многонациональной стране, должны чаще заглядывать в педагогические запасники каждого из народов, учиться у них мудрости и опыту воспитания.

Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Северный человек всегда боялся осквернить своей нечистотой целомудренные силы природы. Истинный северный человек во все времена обращался к природе как равный к равному, как к собеседнику, другу, как к соучастнику человеческой повседневности. С природой северный человек делился своим сокровенным, обращался к ней в дни печали или радости, искал и находил в ней надежного друга и помощника. Земля, вода, растительный и животный мир — вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов. Окружающая их природа — это богатейший материал, используемый в культурном наследии.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Изучение краеведческого материала позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города. Дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в парк, по городу, в беседах с жителями их родного города.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Со словом "родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть город, населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

Знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней - зимний сад и внешних природных зон. Поэтому нам стоит не только внимательно присматриваться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые существуют тысячелетия и которые так бережно хранит народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь.

Основная задача экологического воспитания — формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания. Некоторые авторы несколько иначе трактуют экологическое воспитание, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т. п.

Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о природе, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе и т. п.).

Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания, для которого характерно:

• понимание «экологического императива»: правильно и разрешено только то, что не нарушает экологическое равновесие в природе;

• осознание того, что все созданное природой имеет право на существование;

• отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система;

• направленность деятельности человека на сохранение природы ради нее самой.

В последнее время, на наш взгляд, экологические знания детям в дошкольных учреждениях дают в системе, но недостаточно эффективно. Как правило, мероприятия экологического содержания носят эпизодический характер и страдают однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение календарей наблюдений за природой. Да и ориентированы эти мероприятия главным образом на преподнесение дошкольникам готовых знаний о природе как окружающей среде, на описание компонентов окружающей среды и технологий взаимодействия с ней. А чувственное восприятие природы, ее эмоциональный аспект, от которого зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее, часто остаются на заднем плане.

В народной педагогике обучение неотделимо от воспитания, а воспитание от жизни, что очень хорошо просматривается в реликтовых культурах. Потрясающие образцы педагогической мудрости сохранились в традициях северных народов России: иди и наблюдай педагогику, которой тысячи лет. Надо один раз увидеть четырехлетнего малыша-ханты, уверенно сидящего в высоком седле на рогатом красавце, чтобы понять: не все так просто, примитивно в народной педагогике. Исконный образ жизни, являющий собой целостную педагогическую систему, дает ребенку такой уровень адекватной адаптации к суровым условиям жизни, который позволяет пятилетнему малышу выжить в тайге самостоятельно в случае необходимости.

Резюмируя сказанное, мы можем сделать вывод, что ориентация на природосообразный учебный процесс в условиях современного технократического общества означает необходимость найти специальные технологии, способные обеспечить развитие экологического сознания, подготовку дошкольников к пониманию и бережному отношению к природе.

Задачами воспитания любви к природе малой родины являются:

• дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

• формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Предполагаемые результаты:

• пробудить интерес к природе Ханты-Мансийского округа, в котором живет ребенок на эмоциональном уровне, учитывая многовековой опыт коренных народов;

• знать особенности своей «малой родины» (тайга, озера, болота, коренное население, и др.);

• уметь вести себя в экстремальной природной ситуации в (метель, сильный мороз, туман, тайге, на болоте);

• понимать приспосабливаемость людей, животных и растений к условиям Севера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: «Просвещение», 1993. – 272 с.

2. Граубин Г. Р. Четырёхэтажная тайга / Г. Р. Граубин. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1965. – 172 с.

Публикации по теме:

Сколько профессий соединяет профессия — Воспитатель? Воспитатель - мама: приласкает, обнимет, поцелует, понежит. Воспитатель - учитель: помогает узнать буквы, найти в словах звуки, читать.

Уголки природы в нашем садуУголки природы в нашем саду Хочу познакомить Вас с уголками природы нашего дет. сада. Все они разные, но все мы одинаково хотим научить детей любить природу. Живой Букварь.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Весна
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Мы дети природы!» Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 15 января 2014 в 10:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конструирование из бумаги «Гусенички»
Конструктивная деятельность даёт возможность развивать у детей творческое воображение, мышление. На занятиях по художественному конструированию мы создаём...
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла Весна» в средней группе
Конспект праздника «В гости к нам пришла Весна»В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Дети заходят в зал под музыку и встают полукругом. Ведущий: Взгляните, как стало...
Консультация «Семья всего дороже»
На эту консультацию меня натолкнули воспоминания о фильме «Доживём до понедельника». Помните, там есть эпизод, когда ученикам предложили написать...
Содержание образовательной среды во второй младшей группе
Физическое развитие Физкультурный уголок: Обручи, кегли, мячи, скакалки, Массажные коврики, флажки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения...