«Мы — хозяева Земли» НОД в подготовительной группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.

Анна Краснова
«Мы — хозяева Земли» НОД в подготовительной группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.

«Мы - хозяева Земли»

Комплексное занятие в подготовительной группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.

(Познание, Коммуникация, Труд, Здоровье, Физическое развитие)

Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи:

- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;

- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча);

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;

- мотивировать к раздельному сбору ТБО.

Предварительная работа.

• Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д. ,

• Участие в экологических акциях «Чистый двор», «Чистая улица», «Мы - хозяева Земли», субботники, дни (недели) охраны окружающей среды.

• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

• Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю

• Чтение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».

• Беседы на тему «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиле-новый пакет)».

• Разучивание стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».

• Беседа с приглашенными пожилыми людьми на тему: "Как наши бабушки и дедушки собирали макулатуру (металлолом)".

• Проведение семейного конкурса поделок из бросового материала (работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»). Оформление выставки.

• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)

• Труд в природе (сбор листьев для компостной ямы, посадка и уход за овощами на огороде и т. д.)

Материал и оборудование.

Большой стол с набором "мусорных вещей"(стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока).

Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы).

Коробка с 1 килограммом мусора.

Подарки Природы на подносе (чаши с почвой, песком и с углем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью).

На маленьком столе изделия из природных ресурсов (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий; шкатулки, линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые вещи).

Выставка поделок из бросового материала.

Костюм Матушки Природы (косынка солнечного цвета, одежда зеленых и коричневых тонов, большой передник с объемистым карманом).

"Волшебный мешочек" с карточками по числу детей (изображения земли, дерева, песка и нефти в равных количествах).

Плакат с изображением мусорной свалки.

Презентация

Музыка Природы (пение птиц, Весенний лес и др.)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришла необычная гостья.

Под музыку леса входит Матушка Природа с подарками.

Воспитатель: Угадайте - кто она такая? Она большая и красивая? У нее есть деревья, цветы и травы, Солнце, воздух и вода, а также много другого. Без нее не может жить ни человек, ни другие живые существа, потому что все они являются ее частью.

Дети: К нам пришла Матушка Природа.

Природа: Здравствуйте, ребята. Я рада побывать здесь сегодня, и пришла я к вам не с пустыми руками, а с подарками. Я дарю вам свою плодородную почву. Обращайтесь с ней бережно.

Ставит чашу на первый стол.

Еще я дарю вам часть моего дерева - крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.

Ставит чашу на второй стол.

Также я дарю вам свой драгоценный песок.

Кладет древесину на третий стол.

И наконец, я дарю вам свое сокровище - уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться.

Ставит бутылочку и уголь на четвертый стол.

Природа: Я предлагаю вам разделится на 4 команды, но не просто так а с помощью "Волшебного мешочка". Выбирайте каждый себе карточку с изображением какого-либо из моих подарков и присаживайтесь за соответствующий стол.

Дети делятся на 4 команды и рассаживаются за столами.

Воспитатель: Как человек использует эти многочисленные подарки Природы? Найдите на маленьком столе то, что выращивают на почве или изготавливают из других подарков Природы.

Дети выбирают овощи и фрукты, изделия из природных ресурсов и переносят их на соотвествующий стол, складывают рядом с подарком.

Воспитатель: На плодородной почве люди с древних времен выращивают злаки, овощи, фрукты. Из песка люди научились изготавливать стекло. Зачем нужна человеку древесина? Из нее изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в т. ч. бумагу. Зачем нужны человеку полезные ископаемые: уголь, газ, нефть? Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло.

Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку.

Демонстрация полиэтиленовых пакетов и упаковок.

Воспитатель: Давайте скажем "Спасибо" Матушке Природе за ее дары. Итак, из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использования?

Дети: Мы их выкидываем.

Воспитатель: Давайте обсудим, что мы возвращаем Природе в ответ за ее дары (демонстрация стола с мусором).

Работа с 1 группой.

Воспитатель: Найдите на столе то, что остается после еды – пищевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она?

Природа: Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. Крошки хлеба будут клевать мои птицы. Какую-то часть отходов съедают животные. То что они не съедают, перегнивает. У меня есть маленькие существа – микробы, которые превращают пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. (Природа складывает пищевые отходы в передник).

Воспитатель: Для этого в огородах и на дачных участках люди делают компостные ямы - небольшие сооружения из досок или реек, в которые собираются растительные отходы, так называемый "зеленый мусор".

Что можно складывать в компост? Растительные остатки после сбора овощей, срезанную траву, кухонные отходы, навоз, древесную стружку, листья, хвою, солому, измельченные ветки, измельченный картон, газеты в небольшом количестве. Собирая листья и закладывая компост, мы решаем с одной стороны проблему «зеленого мусора» на территории детского сада (готовый компост мы потом используем как удобрение, а на свалку попадет меньше мусора, с другой стороны – нам предоставляется удобная возможность ознакомиться с обитателями почвы.

Воспитатель работает со 2 группой.

Воспитатель: Найдите на столе отходы древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.

Природа: Я принимаю отходы древесины. У меня есть микробы, которые питаются древесиной и превращают ее со временем в почву. Однако, это происходит медленно, поэтому я возьму только часть древесины.

Воспитатель: А что же делать с остальной древесиной?

Дети: Можно сжигать. Она хорошо горит, можно обогревать дом, готовить еду.

Ведущая работает с 3 группой.

Воспитатель: Найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.

Природа: Я не могу принять стекло: у меня нет таких микробов, которые питаются стеклом. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся.

(складывают к ногам Природы)

Воспитатель: Стекло может пролежать в земле несколько сотен лет и никак не измениться. Что можно сделать с бутылками и банками из стекла? Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использовать до 40 раз. А битую стеклянную тару можно сдать в пункт приема стекла, чтобы ее отвезли на завод и там переплавили в новые бутылки и банки.

Ведущая работает с 4 группой.

Воспитатель: Найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.

Природа: Как вы думаете, есть ли у меня микробы, которые питаются пластиком? Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, если пластик попадает в мое тело, я начинаю болеть. Это страшный яд для моей земли, воды и воздуха. Это отрава для рыб, зверей и птиц. Я не могу принять пластик.

(складывают к ногам Природы)

Воспитатель: Вы видите, ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась целая мусорная гора. Как назвать мусор другими словами?

Дети: Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.

Воспитатель: Все это называют Твердыми Бытовыми Отходами или коротко ТБО. Что произойдёт, если весь этот мусор не убирать? (Предположения детей.) Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем - в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

Дети: На свалку.

Воспитатель: Твёрдых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки (демонстрация плаката с изображением свалки, для уничтожения отходов раньше исполь-зовались специальные мусоросжигательные установки. Сейчас же мусор вывозят на перерабатывающие заводы? Особую опасность представляют стихийные свалки (т. е. не специально организованные, в не отведенных для этого местах, вблизи рек, поселений и т. п.): мусор и отбросы нередко содержат высокие концентрации вредных ве-ществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Рядом со свалками зимой и летом можно видеть стаи галок, ворон и грачей. Почему они не улетают зимой в тёплые края?

Дети: Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.

Воспитатель: Как вы думаете, свалка - это хорошо или плохо?

Дети: Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.

Воспитатель: Кто же устраивает это безобразие? Мы. (показать детям коробку с одним килограммом мусора). Каждый человек выбрасывает в день килограмм мусора, а значит наша группа выбрасывает в день 25 кг мусора – это очень много. А за год каждый человек нашей планеты выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора.

Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачёв в стихотворении «Мусорная фантазия».

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете.

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Воспитатель: Вам нравится, когда много мусора вокруг? Можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше.

Воспитатель: В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?

Дети: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.

Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? (Предположения детей.)

Воспитатель: Чтобы узнать, кто из вас прав, давайте вспомним опыт, который мы проводили. Мы закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через два месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами. (дети рассказывают о результатах опыта)

Из всех закопанных предметов в первую очередь сгнили огрызок и шкурка от банана, т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния.

Воспитатель: Есть ли среди содержимого нашей мусорной кучи предметы, которые можно повторно использовать? (Предположения детей.)

Воспитатель: Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?

Дети: Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.

Воспитатель: Что рассказали вам бабушки и дедушки про сбор и переработку макулатуры? В вашей семье собирают и сдают макулатуру?

Мы тоже можем вторично использовать бумагу. Так мы с вами поможем сохранить больше деревьев от вырубки.

(Просмотр презентации об изготовлении бумаги)

Изготовление бумаги - процесс длительный. Сначала надо измельчить макулатуру и замочить её в воде. Когда бумага размокнет, бумажную массу взбивают миксером, добавляют в неё белила, немного обойного клея и процеживают получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стекает, а оставшуюся бумажную массу равномерно раскладывают на тканевой салфетке. Накрывают её ещё одной салфеткой и ставят под пресс. Через два-три дня бумага высыхает. Ее проглаживают утюгом и используют для рисования.

Воспитатель: Природа не может принять и переработать пластик, а как поступают люди? Если люди пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Как можно использовать пластиковые бутылки?

Дети: Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Пластиковую бутылку можно использовать снова для продуктов или сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (карандашница, вазочка, кормушка, украшение и пр.).

(Обратить внимание детей на выставку)

Воспитатель: А к игрушкам нужно бережнее относиться, чтобы они не ломались.

Воспитатель: Давайте подведём итог: отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать. А для этого мусор необходимо сортировать. Сейчас мы узнаем, сможете ли вы справится с нашей кучей и рассортировать весь мусор по специальным контейнерам.

Подвижная игра «Кто быстро и правильно соберет мусор в контейнер».

Поочередно дети из каждой группы переносят «мусор» в соответствующие контейнеры поштучно.

Природа: Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков и станете "Настоящими хозяевами Земли"

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.

Воспитатель: Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет!

Прикреплённые файлы:

my-hozjaeva-zemli_c5sde.ppt | 2803 Кб | Скачан: 187
 
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Транспорт
  • Народные промыслы
Автор публикации:
«Мы — хозяева Земли» НОД в подготовительной группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.
Опубликовано: 13 марта 2013 в 22:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...