Открытое занятие по экологии «На лесной полянке»

Галина Бадыкова
Открытое занятие по экологии «На лесной полянке»

Ход занятия

Вводная

Воспитатель:

- Ребята! Сегодня утром я увидела в группе очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад «Колокольчик». Детям группы «Звездочки». Давайте откроем конверт и прочитаем письмо!

Открывает конверт, показывает письмо детям, читает его.

Дорогие ребята!

Пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться.

До встречи! Ваш друг Лесовичок!

Воспитатель:

- Что же, ребята! Вы согласны принять приглашение Лесовичка? Тогда в путь! Вот карта маршрута, которую прислал для нас Лесовичок. Здесь есть еще и подсказки, которые пригодятся нам в пути. Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Правильно, весна. Давайте назовем приметы весны. А поможет нам в этом волшебная веточка, которую тоже прислал нам Лесовичок.

Достает из конверта небольшую веточку дерева. Проводится игра с волшебной веточкой:

Дети встают в круг. Воспитатель передает по кругу веточку. Тот, кому в руки попала веточка, называет знакомую примету весны. Если дети согласны со сказанным, они хлопают в ладоши, если нет – топают ногами. Воспитатель помогает ребенку, который затрудняется с ответом (особенно застенчивым, малообщительным, тихонько, на ушко, стоя сзади и обняв ребенка за плечи, как бы подбадривая его. Ответив на вопрос, ребенок передает веточку дальше по кругу.

Примерные ответы детей:

• Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.

• Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках. Его еще называют «ноздреватый».

Воспитатель может помочь вопросом: Почему на снегу образуются дырочки?

• Солнышко светит ярче и теплее, чем зимой. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются дырочки.

• На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, ледяные сосульки.

• Утром на снегу бывает твердая ледяная корка – наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.

• На снегу появились проталинки.

• Стало много ручейков.

Воспитатель уточняет: Почему Солнце весной светит ярче, теплее, чем зимой?

• Весной наша планета Земля находится ближе к Солнцу, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.

• С каждым днем все радостнее, громче щебечут птицы.

Часть 2

Путешествие начинается

(Решение примеров.)

Воспитатель:

- Правильно, молодцы! Справились с поставленной задачей! А теперь отправимся в лес и посмотрим, как там хозяйничала весна. Усаживайтесь скорее на «ковер-самолет», закрывайте глаза, а я взмахну волшебной веточкой и мы с вами окажемся на окраине леса.

Звучит спокойная музыка. Дети расслабленно, с закрытыми глазами сидят на ковре. Воспитатель приготавливает карту, произносит «волшебные слова», взмахивая веточкой:

Раз, два, три, скорей вокруг ты посмотри!

Дети открывают глаза, становятся полукругом перед воспитателем. Организуется работа с картой.

- Вот в этом месте на карте мы с вами сейчас находимся и с него должны начать свое путешествие. Поставим сюда человечка. (Устанавливают изображение человечка.) От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, Лесовичок задает вам вопрос: «Вспомните, пожалуйста, чем кустарник отличается от дерева?»

Дети отвечают, что у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.

- А теперь самое время вспомнить о подсказках Лесовичка. Послушайте первую подсказку. Куда же надо пойти: к кустарнику слева или справа? Как это узнать?

Ответ детей: - Надо решить примеры, посчитать.

Воспитатель предлагает одному ребенку подойти к столу и взять круглую карточку с примерами.

- Давайте запишем решение на карточке.

Дети решают примеры, определяют на карте то место, о котором говорится в подсказке. Воспитатель, активизируя мыслительную деятельность детей, задает им провокационные вопросы, пытаясь переставить на карте человечка к дереву, к другому кустарнику. Дети должны доказать свое решение, отстоять свое мнение. Затем дети переставляют на карте человечка на определенное ими место.

Воспитатель предлагает детям тоже передвинуться дальше - сделать необходимое количество (5) шагов, соответствующее полученному расстоянию от начала маршрута до выбранного кустарника в сторону, указанную на карте (влево).

Воспитатель:

- Итак, ребята, мы добрались до кустарника. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. (Показывает на карте) К какому же нам пойти? Давайте прочтем следующую подсказку Лесовичка. (Зачитывает детям подсказку №2)

Предлагает одному ребенку взять со стола овальную карточку. Дети решают примеры на карточке, определяют расстояние от кустарника до осины и до березы.

После того, как примеры решены, воспитатель вновь приглашает одного из детей, чтобы он переставил человечка на карте к определенному дереву. Ребенок объясняет и доказывает свой выбор.

Воспитатель:

- Ребята, давайте перейдем на другое место.

Дети вместе с воспитателем делают необходимое количество (4) шагов, соответствующее полученному расстоянию от кустарника до выбранного дерева осины в соответствие с направлением, указанным на карте.

Воспитатель:

- Ребята, я слышу голоса птиц. Это грачи, они первыми прилетают к нам весной из теплых краев. А хотите, мы с вами тоже превратимся в грачей? (Дети выражают согласие) В этом нам опять поможет волшебная веточка. (Взмахивает веточкой и произносит слова: Раз, два, три, становись грачом и ты.)

- Мы превратились в грачей! Давайте поиграем.

Проводится физ минутка:

Как-то раннею весной Дети стоят в кругу.

На опушке на лесной

Появилась стая птиц: Дети бегут на цыпочках, чуть подняв

Не скворцы и не синицы, согнутые в локтях руки.

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь.

Разбежались по опушке, Приседают.

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок! Бегут в разные стороны, наклоняются вперед,

Крак-крак-крак! вниз.

Воспитатель вновь взмахивает веточкой, произносит слова:

Раз, два, три, снова станьте вы детьми!

Дети подходят к воспитателю.

Часть 3

Помощь муравью.

(Решение логических задач. Сравнение чисел.)

- Под осинкой еще лежит снежок, хотя видны и проталинки. Под осинкой находится муравейник (показывает на карте). Его обитатели всю зиму спали в своем домике из сосновых и еловых иголок, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу. Один самый смелый муравьишка отправился погулять по проталинкам и заблудился. Давайте поможем ему добраться до муравейника. Но помните, что в нашем лабиринте можно двигаться только по вертикалям и по горизонталям. Муравьишка может пройти только по светлым точкам – это проталинки с травой; коричневые кружочки – это грязь, топкие места, на них нашему муравью наступать нельзя.

Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы (3-4) и решить задание-лабиринт. Для этого раздает каждой подгруппе детей листок с нарисованным лабиринтом. Дети выполняют задание, показывают решение участникам других подгрупп, обосновывая при этом свой выбор.

Воспитатель:

- Теперь, когда муравьишка добрался до дома, мы продолжаем нашу прогулку. (Показывает карту) От осины идут три дорожки – к березе, к елочке, к кустарнику. Куда нам пойти, подскажет Лесовичок.

- Ребята, на дорожках указаны расстояния от осины до березы и кустарника: до березы - 5 метров, до осины – 7 метров. Подскажите, пожалуйста, куда же нам пойти?

Выслушивает ответы детей. Один из них переставляет на карте человечка к березе, объяснив свой выбор. Дети с воспитателем также передвигаются по комнате в направлении, соответствующем карте. Воспитатель предлагает одному ребенку взять со стола оставшуюся карточку и назвать, какой она формы. Воспитатель показывает карточку детям, просит догадаться, какое задание нужно выполнить на карточке?

Часть 4

Встреча с Лесовичком.

(Решение арифметической задачи.

Выполнение аппликации.)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Лесовичка! У нас осталась еще одна подсказка, давайте ее прочитаем.

Зачитывает подсказку №4. Дети вместе с воспитателем передвигаются в направлении, указанном на карте, подходят к пенечку. Воспитатель достает из-за пенечка Лесовичка (мягкая игрушка или игрушка театра-Петрушки).

Лесовичок приветствует ребят:

- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас в моем лесу! Я наблюдал за вашим путешествием и очень доволен, что ребята учились ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сломать веточки у деревьев и кустарников. Да и задания выполняли хорошо. Только настроение у меня, ребята, грустное.

Воспитатель:

- Почему, Лесовичок? Что тебя так расстроило?

Лесовичок: (показывает детям подснежник – образец аппликации на листе бумаги)

- Это один из самых первых цветов, мой любимый – подснежник! Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые, светло-желтые или светло-голубые цветы. Но, ребята, из-за того, что эти цветы одни из самых первых, они сейчас находятся в опасности.

Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков и цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, многие торопятся собрать себе чудесный букетик. Из-за этого все меньше и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся относиться к ним бережно, подснежники могут вообще исчезнуть.

Лесовичок:

- На полянке распустилось только 9 подснежников. А мне хочется, чтобы их было еще больше, чтобы они украшали лес и радовали его обитателей и гостей.

Воспитатель:

- А ребята в этом помогут! Давайте, ребята, заполним корзинки подснежниками, а Лесовичок рассадит их по всему лесу.

Лесовичок:

- Это будет замечательно! А я тоже хочу помочь вам. Я включу волшебную музыку, чтобы она порадовала вас во время работы. (Негромко звучит музыка из цикла «Времена годы» П. И. Чайковского, апрель.)

Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы (3-4) и подойти к столам. Дети вырезают из цветной бумаги подснежники, ориентируясь на образец, и наклеивают их на заранее приготовленные силуэты корзин (одна корзина на подгруппу детей).

Лесовичок благодарит детей за помощь. Прощаются с Лесовичком.

Воспитатель предлагает детям занять места на «ковре-самолете», закрыть глаза, расслабиться. Звучит спокойная музыка, в это время воспитатель прячет Лесовичка, затем взмахивает веточкой:

Раз, два, три, скорей вокруг ты посмотри!

- Вот и закончилось наше путешествие. А сегодня у нас остался подарок Лесовичка – волшебная веточка.

Дети ставят веточку в прозрачный сосуд с водой, помещают его в уголок природы. В дальнейшем организуется длительное наблюдение за изменениями, происходящими с веточкой (появлении корешков и т. д.).

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «В поисках клада» Интегрированное занятие в старшей группе Интегрированное занятие в старшей группе «В поисках клада"[/b] Задачи:[/b] Образовательные 1.

Конспект открытого занятия в младшей группе «Фрукты» Программное содержание: - уточнение и закрепление словаря; - развитие связной речи; - закрепление тематического словаря, навыков Словообразования.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Открытое занятие по экологии «На лесной полянке»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 19:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...