«Национальный костюм башкир»

Гульсира Харасова
«Национальный костюм башкир»

В настоящее время во всем мире повышенный интерес к традиционной культуре различных этносов. Интерес этот выражается в разных формах: кухня, музыка, песни, танцы. В нашей ДОУ проводится большая работа с детьми дошкольного возраста по сохранению традиции и обычаев народов нашего края. Дети с большим интересом знакомятся с бытом, фольклором. Особенно нравится детям национальные башкирские танцы, а какой танец без национального костюма.

До конца 19 века мужская и женская одежда отличались не только формой и покроем, сколько приемами декоративно-художественного оформления. Носили рубахи или платья (кулдэк, штаны «с широкими шагом» (ыштан, безрукавный короткий камзол (камзул) или кафтан (кэзэки). В торжественный или официальны обстановке надевали шелковые или бархатные халаты (елэн, бешметы (бишмет). Теплой одеждой служили суконные

Чекмени (сэкмэн, шубы (тун, тулупы (толоп). В мужской костюм входили штаны (салбар) из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный (без швов в плечах)

покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью одежды было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмены вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделенные мехом выдры, лисы (Кам тун, тэлкэ тун). На севере Башкортостана верхняя одежда рано и в разряд сезонной. Праздничный костюм в 19 веке состоял здесь из платья и камзола, а с конца 19 века у молодых женщин – из платья фартука. Их шили из орнаментированной домашней ткани или из фабричной,вышитой узорами. Так же украшали мужские праздничные рубахи; штаны шили из бранного холста. Вышивка и аппликация на платьях и фартуках были

Приняты у зауральских башкир. Вышивались также мужские рубахи и пояса.

Традиционная обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливалась из кожи

домашней выделки. В южных и юго– восточных скотоводческих районах кожаные сапоги

(итек) носило почти все взрослое население. В других местах сапоги были преимущественно обувью молодых мужчин. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлическими заклепками. Нарядно выглядели и женские башмаки (сапоги, ката) с цветочной строчкой, шерстяными кисточками.

В качестве летней и осенней рабочей обуви носили лапти (сабата).

Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. В истории 18-19вв. описываются богатые уборы кашмау и калябаш, сплошь покрытые серебром и кораллами. Молодые невесты носили покрывало- кушъяулык, украшая его вышивкой, а подбородную тесьму –монетами, бисером. Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по- мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки (колпак). Головным убором пожилых женщин был полотняный или ситцевый платок; богатые башкирки поверх платка надевали меховые шапки (kама бурек)

С плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Многие вязали пуховые шали и платки. Имели распространение шелковые и кашемировые шали, девичьи головные уборы-ободки (манлайса) с бусами и монетами, боковыми подвесками- кистями (суk,иногда с накосной лентой,в редких случаях девушки носили тюбетейки. Традиционно мужские головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов была небольшая стеганая шапочка –тюбетейка (тубэтэй, у пожилых темная, у людей среднего и особенно молодого возраста – цветная (зеленая, красная, синяя, иногда вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Были распространены меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью; их край окаймляла узкая выпушка или полоска более дорогого меха. Ценились шапки из выдры, бобра, из лисьих шкурок и лисьих лапок.

Люди духовного сана на тюбетейку повязывали белую чалму. Костюмы дополняли многочисленные украшения из кораллов и серебра. В башкирской одежде в начале 20в. сохранялось немало территориальных различий, в основе которых лежат племенные и родовые культовые традиции. В60-х годах 20 века были выделены и описаны костюмные локальные комплексы. С изменениями в социально- экономического развития многие традиции утрачены. До 50-60-х гг. 20в. они сохранялись у людей старшего поколения. К концу 20 века существенно видоизмененный, сохранился, главным образом, в фольклорных коллективах.

Публикации по теме:

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Тема проекта: «Подвижные игры народов Северного Кавказа» Тема проекта: «Подвижные игры народов Северного Кавказа» На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Национальный костюм башкир»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 19:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...