МААМ-картинки

«Народная игрушка — кукла-самоделка» Занятие для старших дошкольников (2 фото)

Наталья Кастерина
«Народная игрушка — кукла-самоделка» Занятие для старших дошкольников

Программное содержание:

познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Планируемые результаты:

Публикация «„Народная игрушка — кукла-самоделка“ Занятие для старших дошкольников» размещена в разделах

проявляет интерес к народной игрушке – кукле-самоделке, способам ее изготовления; мастерит игрушки самостоятельно (по возможности); активно пользуется связной речью.

Словарная работа:

кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал.

Материал:

иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный материал.

Ход занятия:

Детей встречает бабушка Арина, которая расставляет игрушки в избе.

- Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

- Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.

Рассматривание игрушек на столе. При наличии достаточного набора образцов вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки, какие - девочкам (куклы, а какие тем и другим (мячи). Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).

- Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»?

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

- Все, что вы назвали: дерево, шишки, желуди, мох, солома, берёста, тряпки, - для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.

- Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки словно герои сказки, и название у них тоже сказочное - «лесовички» (или «моховички», но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.

Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды – в ее руке берестяное лукошко. (Показывает иллюстрации.)

- Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, за-гадочном лесу.

Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут). Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвенит колокольчик.

- Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и. «цветное коромысло над рекой повисло». Какое? (Радуга)

- Разве бывает лес без деревьев?

• На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза)

• Зимой и летом одним цветом. (Ель)

• Ее никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

- Дети, вы взяли с собой корзинки?

• На бору, на яру стоит мужичок,

На нем красный колпачок. (Гриб)

- Слышите, трава шуршит?

• Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Еж)

- В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где «не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя». (Болото)

- А можно встретиться и с диким зверем – волком, рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:

• Сидит дед, в шубу одет,

Наружу мех, пугает всех. (Медведь)

- Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?

Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками - «отгадками». Например, задав вопрос «С чьей ветки эти детки?», педагог «снимает» с нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая - сосновая.

Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).

- Очень забавны старинные соломенные куколки - стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать.

(Показывает, как танцует куколка-стригунок.)

- Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало.

(Показывает эти материалы.)

- Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков.

(Показывает куколку, выполненную одним из способов.)

- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица?

(Размышления детей.)

Показывает детям несколько старинных куколок (или слайдов с их изображениями, у которых нет лица. Обращая внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, легко переходит к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции : кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предлагает вспомнить эту сказку.

- Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика - голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».

- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!

Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. Так играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.

Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.

- Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление и достаток ее возрастет. И наоборот: если с куклами обращаются небрежно, дому грозит несчастье. Выходя замуж, девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега – защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

- А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.

Показывает картинки-схемы, по которым они будут работать. Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».

Кукла у Параши.

Не отыщешь краше.

Свернута из тряпки

Руки – словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

«Народная игрушка — кукла-самоделка» Занятие для старших дошкольников
Фото «Народная игрушка — кукла-самоделка»
Публикации по теме:

Детские сны. Народная кукла «Ловушка для снов»Детские сны. Народная кукла «Ловушка для снов» - Мне снился ромашковый луг! - сказала я сегодня своим детям (средняя группа). - Кругом летали бабочки и стрекозы, а в небе сияла радуга.

Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.

Каркуша — народная тряпичная куклаКаркуша — народная тряпичная кукла Первый весенний месяц. Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.

Народная куклаНародная кукла Приобщение к традициям народа очень значимо в дошкольные годы. Самой любимой игрушкой у детей всегда была кукла. Она не рождается сама,.

Народная кукла «Сорока». Мастер-классНародная кукла «Сорока». Мастер-класс 8 марта по народному календарю - Поликарпов день Святой Поликарп был учеником апостола Иоанна, впоследствии стал епископом Смирнским..

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Народная кукла» Проект «Народная кукла» Работая по составленной мною системе «Духовно — нравственное воспитание через приобщение детей к народному творчеству.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народная игрушка — кукла-самоделка» Занятие для старших дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 14:08
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД