Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю

Гатилова Юлия
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю

«Народное творчество как средство любви к родному краю»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Россия 21 века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

На современном этапе наша главная задача воспитание любви к родному краю через народное творчество. Нужно повернуться лицом к народному творчеству средствами народной музыки, народного фольклора, устного народного творчества, декоративно-прикладного народного творчества.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность: в них гармонически сочетается национальное и интернациональное. В этом аспекте ознакомление с народным творчеством есть введение ребёнка в мир общечеловеческой культуры, без познания которой не мыслим человек-патриот.

Наиболее специфические, своеобразные черты природы, труда, быта людей родного края издавна воплощаются в разнообразном творчестве народа. Произведения народного творчества помогают лучше узнать свой край, знакомят с его историей, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Так, историческая ценность фольклора, по мнению многих исследователей, в том, что, он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы.

В произведениях народного творчества нет исторических дат, лиц, сложных событий, но образцы сказок, песен, пословиц и т. д., олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом – всё это может стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов. Каждое произведение народного творчества, не только устное, но декоративно-прикладное, вбирает в себя специфические особенности данного народа, которые проявляются в языке, в построении сюжета, в персонажах сказок, в мотивах, в цветовом и композиционном решении узоров.

Произведения народного творчества естественно входят в жизнь ребёнка с самого раннего детства. Из поколения в поколение передаются сказки, пословицы, предметы быта и др. Черты народного творчества живут в современном искусстве, обогащая и развивая его.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие черты народного творчества, определяющие его особое влияние на формирование начал патриотических чувств:

- народное творчество является частью общей культуры народа, выразителем его интересов, связующим звеном между прошлым и современностью;

- каждое произведение народного творчества представляет гармоническое сочетание национального общечеловеческого, что служит основой понимания его места и значения в жизни человека;

- произведения народного творчества наполнены конкретными образами, красками, звуками, доступными и интересными ребёнку, что способствует созданию положительного эмоционально-окрашенного отношения к ним.

Всё это определяет необходимость поиска путей использования воспитательных возможностей народного творчества как средства любви к родному краю.

Начиная с младшей группы я старалась приобщить детей народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве, знакомила малышей с «малыми фольклорными формами» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее внимание уделялось народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Также в этом возрасте начинала приобщать к декоративному народному творчеству: на занятиях по художественному творчеству знакомились, а в последствии украшали дымковскими узорами силуэты игрушек (птички, козлика и т. д.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Старших дошкольников на ряду с усложнением других видов устного творчества знакомила с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями.

С целью развития чувства любви, гордости к родному краю приводились беседы о том, что и в Татарстане (нашей родине) есть народные мастера, умельцы, которые вышивают, выжигают, чиканят национальные орнаменты на вещах, различных предметах.

На занятиях мы с детьми превращались в таких народных мастеров, умельцев и изготовляли свои творческие работы, например: украшали платочки, фартучки и в последствии дарили их бабушкам, мамам.

Так же широко использую в своей работе народные игры, песни, хороводы, тем самым привлекаю внимание воспитанников к мыслям о том, что у каждого народа есть свои национальные игры, песни их надо знать и уметь их использовать в повседневной жизни. Через эти игры, песни, хороводы детям прививаются такие понятия как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родному краю. Это такие известные всем игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Жмурки», «Заинька», «Тень-тень-потетень», татарские народные игры «Лис и курочки» («Тельки хэм тавыклар», «Скок-перескок» («Кучтем-куч»).

Так как мы живём в республике где преобладают две национальности, не забываю и про календарные праздники двух народов: «Сабантуй», «Масленица», непременным атрибутом которых являются различные забавы, где дети опять же соприкасаются с национальными традициями.

Большое значение в знакомстве с национальным творчеством являются посещение музеев. С детьми младшего возраста мы посещали музей, который находится на базе детского сада в татарском кабинете. Воспитатель по татарскому языку в доступной для детей этого возраста рассказала и показала предметы, вещи, выпечку которыми пользовались в старину да и сейчас использует русский и татарский народ.

С детьми старшего возраста мы посещали городской музей народного творчества, где детям в форме представления были представлены экспонаты – это национальные украшения, одежда, утварь, монеты.

Ведётся и работа с родителями, им даю задание, например, обшить кукол в народные костюмы для национального уголка, так же родители приняли активное участие в конкурсе мини-музея «В гостях у сказки», где весте с детьми изготовляли персонажей из русских и татарских народных сказок.

В работе по данной теме использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок, игр-забав); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры); практический метод (изготовление поделок, творческих работ).

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • Транспорт
Автор публикации:
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю
Опубликовано: 4 октября 2013 в 00:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт «Весна в художественном творчестве детей».
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе «Птичка».
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе «Птичка». Цель: создать у детей радостное настроение; вызвать желание вылепить птичку; побуждать...
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности для старшей...
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности для старшей группы, область ПОЗНАНИЕ: «Путешествие по знакомым сказкам» Программное...
Мастер-класс «Открытка ветерану»
Цель: Создание открытки к 9 Мая. Задачи: Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение; развивать мелкую моторику рук,...
Оформление туалетной комнаты (фото отчёт)
Группа у нас новая и симпатичная сама по себе ) Но всё же мы решили украсить туалетную комнату рыбками, всё же садик и малышам будет интереснее заходить в...