Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю

Гатилова Юлия
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю

«Народное творчество как средство любви к родному краю»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Россия 21 века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

На современном этапе наша главная задача воспитание любви к родному краю через народное творчество. Нужно повернуться лицом к народному творчеству средствами народной музыки, народного фольклора, устного народного творчества, декоративно-прикладного народного творчества.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность: в них гармонически сочетается национальное и интернациональное. В этом аспекте ознакомление с народным творчеством есть введение ребёнка в мир общечеловеческой культуры, без познания которой не мыслим человек-патриот.

Наиболее специфические, своеобразные черты природы, труда, быта людей родного края издавна воплощаются в разнообразном творчестве народа. Произведения народного творчества помогают лучше узнать свой край, знакомят с его историей, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Так, историческая ценность фольклора, по мнению многих исследователей, в том, что, он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы.

В произведениях народного творчества нет исторических дат, лиц, сложных событий, но образцы сказок, песен, пословиц и т. д., олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом – всё это может стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов. Каждое произведение народного творчества, не только устное, но декоративно-прикладное, вбирает в себя специфические особенности данного народа, которые проявляются в языке, в построении сюжета, в персонажах сказок, в мотивах, в цветовом и композиционном решении узоров.

Произведения народного творчества естественно входят в жизнь ребёнка с самого раннего детства. Из поколения в поколение передаются сказки, пословицы, предметы быта и др. Черты народного творчества живут в современном искусстве, обогащая и развивая его.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие черты народного творчества, определяющие его особое влияние на формирование начал патриотических чувств:

- народное творчество является частью общей культуры народа, выразителем его интересов, связующим звеном между прошлым и современностью;

- каждое произведение народного творчества представляет гармоническое сочетание национального общечеловеческого, что служит основой понимания его места и значения в жизни человека;

- произведения народного творчества наполнены конкретными образами, красками, звуками, доступными и интересными ребёнку, что способствует созданию положительного эмоционально-окрашенного отношения к ним.

Всё это определяет необходимость поиска путей использования воспитательных возможностей народного творчества как средства любви к родному краю.

Начиная с младшей группы я старалась приобщить детей народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве, знакомила малышей с «малыми фольклорными формами» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее внимание уделялось народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Также в этом возрасте начинала приобщать к декоративному народному творчеству: на занятиях по художественному творчеству знакомились, а в последствии украшали дымковскими узорами силуэты игрушек (птички, козлика и т. д.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Старших дошкольников на ряду с усложнением других видов устного творчества знакомила с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями.

С целью развития чувства любви, гордости к родному краю приводились беседы о том, что и в Татарстане (нашей родине) есть народные мастера, умельцы, которые вышивают, выжигают, чиканят национальные орнаменты на вещах, различных предметах.

На занятиях мы с детьми превращались в таких народных мастеров, умельцев и изготовляли свои творческие работы, например: украшали платочки, фартучки и в последствии дарили их бабушкам, мамам.

Так же широко использую в своей работе народные игры, песни, хороводы, тем самым привлекаю внимание воспитанников к мыслям о том, что у каждого народа есть свои национальные игры, песни их надо знать и уметь их использовать в повседневной жизни. Через эти игры, песни, хороводы детям прививаются такие понятия как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родному краю. Это такие известные всем игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Жмурки», «Заинька», «Тень-тень-потетень», татарские народные игры «Лис и курочки» («Тельки хэм тавыклар», «Скок-перескок» («Кучтем-куч»).

Так как мы живём в республике где преобладают две национальности, не забываю и про календарные праздники двух народов: «Сабантуй», «Масленица», непременным атрибутом которых являются различные забавы, где дети опять же соприкасаются с национальными традициями.

Большое значение в знакомстве с национальным творчеством являются посещение музеев. С детьми младшего возраста мы посещали музей, который находится на базе детского сада в татарском кабинете. Воспитатель по татарскому языку в доступной для детей этого возраста рассказала и показала предметы, вещи, выпечку которыми пользовались в старину да и сейчас использует русский и татарский народ.

С детьми старшего возраста мы посещали городской музей народного творчества, где детям в форме представления были представлены экспонаты – это национальные украшения, одежда, утварь, монеты.

Ведётся и работа с родителями, им даю задание, например, обшить кукол в народные костюмы для национального уголка, так же родители приняли активное участие в конкурсе мини-музея «В гостях у сказки», где весте с детьми изготовляли персонажей из русских и татарских народных сказок.

В работе по данной теме использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок, игр-забав); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры); практический метод (изготовление поделок, творческих работ).

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • Транспорт
Автор публикации:
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю
Опубликовано: 4 октября 2013 в 00:15
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...