Получи документы

Народные традиции как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Старостенко Елена Григорьевна
Народные традиции как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Важнейшей идейно-нравственной и эстетической задачей современной культурно – образовательной политики нашего государства является приобщение людей к основам русской национальной культуры с раннего возраста.

Характерной приметой нашего времени стал небывалый рост интереса к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля в защите и восстановлении.

Публикация «Народные традиции как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям» размещена в разделах

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Слайд №2. Для знакомства детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой в нашем ДОУ существует мини-музей «Русская изба», который периодически пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников, проводятся тематические беседы.

Слайд №3. Кроме этого, для ребят, в течении учебного года были организованы видео экскурсии в библиотеку и в краеведческий музей, где они услышали подробный рассказ об одежде, обычаях, традициях, семейном укладе, предметах быта, а также о традиционных праздниках русского народа и народов Поволжья.

С целью развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, был составлен план работы, в котором нашли отражение фольклорные праздники, направленные на реализацию поставленной цели. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного воспитания детей.

В летний период и в течении учебного года планируются фольклорные мероприятия, которые стали традиционными для нашего ДОУ.

Слайд №4. Один из них это - праздник «Русской берёзки». Мы проводим его на участке детского сада, украшаем берёзку лентами, платочками, дарим друг другу подарки. Заводим хоровод, играем в игры, чтобы был радостным и весёлым весь год.

Слайд №5. Праздник «День полевых цветов» - приуроченный ко дню Ивана Купала. Ребята узнают много интересных фактов из жизни полевых цветов, плетут веночки, водят хороводы, играют в народные игры, создают композиции из сухих цветов, участвуют в «Конкурсе цветочных букетов».

Слайд №6. На «Праздник лета красного» ребята старшей группы организовали для младших дошкольников показ сказки «Муха-цокотуха». Для музыкального оформления мероприятия была использована народная музыка.

Слайд №6. Такие праздники как «Осенний капустник» (для старшей группы) и «Осенняя ярмарка» (для подготовительной группы) – воспитывают уважение к русским народным традициям, обычаям, раскрывают смысл нравственной нормы в народной жизни : вместе трудиться, вместе и отдыхать, а также воспитывают любовь к русской народной песне, танцу, играм.

В подготовке к празднику предшествовала большая предварительная работа: это разучивание музыкального материала, стихов, проводились тематические беседы. Ребята узнали о том, что с давних времён у русского народа был обычай : как заканчивались осенние работы в садах, полях и огородах, устраивали вечера-капустники, весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных мест. Люди ходили на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, встретиться со знакомыми.

Слайд №7. В празднике использовались номера на основе русского фольклора, такие как, танец «Русская частушка», игры -«Плетень», «Карусель», «Собираю урожай», песни - «Где был, Иванушка», «Капустный хоровод», «Осень по садочку ходила» и другие.

Слайд №8. Традиционным стало проведение мероприятия ко Дню народного единства. Ведь Россия всегда была многонациональным государством и сегодня в детских садах нашего города наблюдается рост числа детей других национальностей, в том числе и в МДОУ д/с «Лучик».

В связи с этим нами был реализован проект «Мы славим край, где мы живем». В рамках этого проекта, совместно с детьми и родителями был создан «Культурный дневник дошкольника» и проведена Викторина ко Дню народного единства «Как здорово, что мы едины», целью которого является формирование у дошкольников представлений культуры и традиций не только русского народа, но и некоторых народов Саратовской области.

Слайд №9. В ходе мероприятия ребята с удовольствием выполняли игровые задания Путешественника, отгадывали тембры народных музыкальных инструментов, играли в народные игры «Карусель» - русская нар игра, «Тюбетейка» - татарская народная игра. Слайд №10. Полюбились ребятам игры других народов, такие как казахская народная игра «Платок с узелком», азербайджанская народная игра «Волк и козлята».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Народные игры незаменимы на зимних праздниках, в том числе и в праздновании «Рождества» и «Масленицы».

Слайд №11. Особенно нежно и с трепетом ребята относятся к обрядовому празднику «Рождество» и принимают в нем активное участие. В ходе предварительной работы ребята узнали о праздновании этого праздника, о добре и милосердии, об обряде колядования, познакомились с атрибутами и персонажами колядования, народными играми («Шел козел по лесу», «Бабка-ежка, костяная ножка», народным гаданием, разучили колядки и некоторые рождественские песни («Рыбки в воде» М. Хворостовой, «Рождество» муз. М. Сутягиной).

Слайд №12 «Масленица» - праздник встречи Весны и проводов Зимы, является также один из любых, где ребята с удовольствием исполняют танцевальные движения различных хороводов, играют в народные игры «Ловишка», «Ты мороз», «Горелки», «Ручеек», «Петушки» и т. д.

Слайд №13. Празднование Дня Земли стала хорошей традицией в нашем ДОУ и побуждает ребят задуматься о взаимоотношениях человека и природы. Ведь люди с незапамятных времен передавали свою любовь к родной земле через народные песни.

Народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению : «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка муравушка», и многие другие. Эти песни отличаются простотой построения мелодии, богатством и разнообразием содержания, яркой образностью, юмором.

Слайд №14. Особенно дети любят исполнять песни с расписными ложками. Мы рассказываем детям, что эти красивые ложки делают русские мастера-умельцы. Расписная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки.

Слайд №15. Под влиянием любви к окружающей природе, к народным и православным традициям формируется и ценностное отношение к Отечеству, верность и преданность ему и обычаям своего народа.

Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях духовно – нравственные ценности. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Литература:

1. Веретенников И. И. «Народное музыкальное творчество Белгородского края», Белгород: Изд. дом «В. Шаповалов», 2000г. - 216 с.

2. Жиров М. С. «Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры», Белгород: Изд-во БелГУ, 2003г. – 312 с.

3. Мещеряков Д. М. «Жизненное пространство русского этноса», Белгород: Изд-во БГТУ им. Шухова, 2006 г. – 390 с.

4. Удеревский листопад//литературно-краеведческий альманах//, составитель Кряженков А. Н. ,ФГУП ИПФ «Воронеж», 2005г. - 80 с.

5. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка – дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. - М. : Гманит. Изд. Ценрт «ВЛАДОС», 2004.

6. 10. «Фольклор – музыка – театр : Программ. - метод. пособие. - М. : Гманит. Изд. Ценрт «ВЛАДОС», 2001.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные традиции как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
Опубликовано: 17 июля 2022 в 15:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД