Занятие по формированию толерантности «Народы России, их язык, обычаи, традиции».

Елена Чиж
Занятие по формированию толерантности «Народы России, их язык, обычаи, традиции».

Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию.

2. Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

3. Развивать внимание, мышление.

Оборудование: географическая карта, энциклопедия «Современная Россия», набор иллюстраций «народы России», ноутбук, видеозапись адыгейского национального танца «Удж – хъурай», аудиозапись «Мать – Россия моя»(слова С. Острового, музыка С. Туликова).

Словарная работа: утварь.

Ход занятия:

1. Введение в тему. Что говорит закон.

Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Острового, музыка С. Туликова).

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна? (Россия)

- Кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный воспитанник проводит указкой по границам России)

Воспитатель: - Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз (показывает на карте). Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Конституция России – главный закон нашей страны – начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Вдумайтесь в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они – один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история. Предлагаю открыть современную энциклопедию. Посмотрите: каждое из двух слов – «народ» и «нация» - употребляется в двух значениях. В некоторых случаях – как название большой группы людей, проживающих на одной территории, объединенных хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой. В иных случаях эти слова обозначают всех граждан какой – либо страны.

2. Обсуждение нового материала. «Мы – дети разных народов, мы – один народ».

Вопрос участникам занятия: - Какие народы населяют нашу страну? (ответы).

Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей (рассматривают иллюстрации).

Но русский народ составляет основу России, саму ее душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, музыка, живопись. Человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чайковского. Русский язык является государственным языком на всей территории России. Ведь разным народам приходится вместе работать, учиться, служить. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения.

Среди народов России есть многочисленные и малочисленные народы. Например, ненцы и чукчи, живущие на Крайнем севере, или кубачинцы из горного Дагестана. Однако даже саамы малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь и многое другое.

3. Серия сообщений «Традиции и обычаи народов России».

(участники занятия читают заранее подготовленные сообщения).

Участник 1. Россия. Крещение (19 января). Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Сейчас накануне этого праздника многие люди: и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу; некоторые едут к святым источникам, чтобы искупаться, по народным поверьям, человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.

Участник 2. Якутия. Когда больной якут предчувствует свою смерть, он призывает наследника и рассказывает ему о всех своих делах, напоминает ему о друзьях и врагах своих, дабы он знал, с кем ему продолжать дружбу, от кого он должен сторониться и кому он должен сам ответить за обиду. Таковая вражда продолжается до тех пор, пока между обеими семьями сделается новое родство через какой-либо брачный союз. А после такового союза и примирение. Если новобрачные разведутся, то вражда с обеих сторон возобновляется еще сильнее.

Участник 3. Просмотр национального адыгейского танца Удж - хъурай (ноутбук, видео).

Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является Удж-хъурай – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость. Для исполнения выбирается самая красивая, грациозная девушка. Выбирает ее совет старейшин.

Участник 4. Грузия. Самый романтичный и красивый свадебный грузинский обычай – это похищение невесты. А после похищения невесты можно обойтись скромным застольем только для близких родственников. После этого брак считается заключенным. А свадьбу можно сыграть и через несколько лет. По красивому грузинскому обычаю жених, при входе невесты в их будущий дом, поднимается на крышу и выпускает на волю белую птицу. Затем молодым подают свадебный бокал с вином. Первым из него отпивает жених, затем кладет в него обручальное кольцо, передает бокал невесте, которая также отпивает из бокала, а затем достает кольцо и официально вручает его своей избраннице, произнося слова верности и любви. Затем начинается торжественный «осмотр» невестой дома жениха, где ей предстоит стать хозяйкой. В сопровождении свидетелей и гостей жених и невеста разбивают красивую тарелку «на счастье» перед входом в дом.

Участник 5. Эвенкия. Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны.

Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону.

Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

4. Составление памятки «Учимся уважать людей любой национальности».

Воспитатель:

- Где бы мы ни жили, чем бы мы ни занимались, мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена жизнь. Предлагаю вам составить правила, которые точно говорят, как нужно относится к людям другой национальности.

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и твоей.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

5. Актуализация знаний.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, традициях и обычаях народов, населяющих Россию. Как вы видите, традиций и обычаев у наших народов очень много. Мы должны бережно хранить все традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие человеческие качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к России.

Главная задача каждого человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность, способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Мы с вами сделаем следующие выводы:

Россия – единое многонациональное государство;

• Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

• Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

• В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

• А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

А закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Константиновича Доризо «Родина твоя»

Есть на земле священные границы,

Но пограничных нет на них солдат.

Через границы те бежит пшеница.

На них в обнимку яблони стоят.

Ты их пройдешь и даже не заметишь,

Что на другую землю ты пришел.

На всем пути друзей хороших встретишь

Из кишлаков, станиц, из дальних сел.

Везде найдешь, с кем думой поделиться

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

Спасибо за участие в занятии!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие по формированию толерантности «Народы России, их язык, обычаи, традиции».
Опубликовано: 31 октября 2013 в 11:51
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...