Конспект занятия «Наш семейный очаг»

Татьяна Ситникова
Конспект занятия «Наш семейный очаг»

«Наш семейный очаг»

 

Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.

А. Монтерлан

 

Цель: Способствовать формированию семейных ценностей, в основе которых лежит взаимопонимание, уважение к близким людям.

Задачи:

1.  Способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

2. Возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;

3. Развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;

4. Воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;

Оборудование: плакаты, бумага.  

Ход занятия:

Ритуал приветствия «Импульс»

Беседа «Семейное счастье»

Элементы тренинга «Строим дом»

Стихи детей

Обыгрывание семейных ситуаций

Рефлексия

Ритуал прощания «Колокол»

Воспитатель: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся)

Воспитатель: Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие. Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст.

 Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)

Воспитатель: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)

Воспитатель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1. Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний, 

Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.

2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом.  

Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.

3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться.  

А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра 

Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.

5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды… 

И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.

6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень.  

Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое – уважение. Только с ним- Приобретёшь успех, признанье общее 

Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным

8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах… 

Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Элементы тренинга: «Строим дом»

А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)

Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения. Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Дети читают стихи:

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку, и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

 

Семья- это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены, родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

 

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

 

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

 

Воспитатель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

Воспитатель: А теперь придумайте глаголы.

Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

Воспитатель: В доме уютно, а это самое главное.

Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.

 Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.

Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?

Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.

Варианты ответов.

-проявлять послушание;

-быть их сторонниками;

-не огорчать их;

-ободрять их в период трудностей;

-проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;

-оказывать необходимую помощь по дому;

-поддерживать их во всех начинаниях;

-выражать признательность и благодарность;

-проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;

-обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;

-ставить их в известность о том, где вы и с кем.

Воспитатель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

1.   Родители контролируют школьные дела детей.

2.   Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3.   Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

4.   Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

5.   При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

6.   Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

7.   Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите, с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.

"В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т. е. такими, которые празднует вся страна у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. ” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе.)

Итог.   Рефлексия.

В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

 

Ритуал прощания. Упр. «Колокол»  

Публикации по теме:

Наш «Семейный клуб»Наш «Семейный клуб» ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДАННОГО КЛУБА: ВСЕСТОРОННЕЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ.

Фотоотчет «Очаг» в гостях у «Золотого зернышка»Фотоотчет «Очаг» в гостях у «Золотого зернышка» Вот и подошел к концу 2015 год, объявленный годом литературы. Мы, в нашем детском саду «Золотое зернышко», знакомили и продолжаем знакомить.

Фотоотчет «Семейный герб»Фотоотчет «Семейный герб» Семейный герб – символ преемственности поколений. Поэтому была поставлена цель перед родителями: помочь детям узнать историю своей семьи,.

Оформление группы. Семейный фотоальбом.Оформление группы. Семейный фотоальбом. Наши детки подросли и вот нашу группу из яслей перевели в младшую группу. Сразу же перед нами воспитателями встала задача оформить группу.

Семейный новогодний праздникСемейный новогодний праздник Цель: Создать праздничную, радостную атмосферу. Предоставить детям возможность представить гостям результаты своей творческой деятельности.

Семейный опыт о физическом воспитанииСемейный опыт о физическом воспитании Сказав о том, что наша семья каждое утро выполняет зарядку будет конечно не совсем честно. Да, с зарядкой мы дружим, но и прогуливаем её.

Семейный праздник Оборудование: конверты с набором слов для составления пословиц; вырезанные контуры ромашек; цветные карандаши или фломастеры; фишки для.

Семейный проект «Завтрак полезен или нет?» Данный материал я готовила с дочкой ученицей 1 класса для выступления с проектом в школе по ОБЖ, но думаю что он будет актуален и для дошкольного.

Стенгазета «Семейный досуг»Стенгазета «Семейный досуг» МАДОУ ЦРР-Детский сад №223 Воспитатель: Гришина Е. Н; Романова Н. С. В рамках агитпоезда, который проходил 20.01.16, за ЗОЖ и здоровую.

Семейный клуб «Диалог» (фотоотчет)Семейный клуб «Диалог» (фотоотчет) Основная задача семейного клуба "Диалог" - организация площадки для общения семей, в которых русский язык не является родным. Цель наших.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия «Наш семейный очаг»
Опубликовано: 16 мая 2016 в 23:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Профессия, которую я выбрала»
Как говорил Л. Н. Толстой: «Любить — это значит жить жизнью того, кого любишь». Я — счастливый человек! Я люблю детей! Я думаю о детях, забочусь о них —...
Перспективный план кружковой работы
Планирование кружковой работы «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей средней группы ( 4-5 лет) Воспитатель: Лисейкина Е. А. Цель работы...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир...
Открытая организованная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе № 9 «Мир магнита» Воспитатель:...
Сценарий развлечения по ПДД для дошкольников 3–5 лет «Дорожная азбука».
Сценарий развлечения по ПДД для дошкольников 3-5 лет «Дорожная азбука». Подготовили и провели воспитатели МДБОУ д/с №4 с. Овсянка Кириченко Светлана...
Проект по самообразованию «Использование самодельных музыкальных инструментов в...
Проект по самообразованию «Использование самодельных музыкальных инструментов в различных видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...