Занятие-беседа по разделу «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе «Наша дружная семья»

Козяйкина Елена Александровна
Занятие-беседа по разделу «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе «Наша дружная семья»

«Наша дружная семья»

Конспект по разделу «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе.

Задачи. Формировать элементарные представления о семье, как о явлении общественной жизни: знакомить детей со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка); воспитывать любовь и уважение к родным; развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, речь.

Материалы. Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов семьи: мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры.

Ход мероприятия

Дети сидят на стульчиках полукругом. Помещая изображение сказочного дома на мольберт, начинаю рассказ: «В одной волшебной стране, в сказочном городе стоит чудесный теремок, а живёт в нём мальчик Ванечка. (Выставляю на мольберте плоскостное изображение мальчика.) Ребята, как вы думаете, хорошо ли Ване живётся в теремке? (Хорошо.) Дом большой, а мальчик Ваня ещё маленький, неужели он там один живёт? (Конечно нет.) А кто ещё живёт в тереме? Давайте подумаем. У Ванечки, наверное, есть родные. Кто это? (У Вани есть мама и папа.) (Предлагаю ребятам прикрепить к мольберту изображения мамы и папы.) Мальчик Ваня живёт не один, с ним живут его родители, его мама и папа. У Вани есть мама. Давайте подумаем, какой она может быть? Какие ваши мамы? (Добрая, ласковая, заботливая.) У Вани есть и папа. Как вы думаете, какой у Вани папа? (Добрый, заботливый.) Мама и папа – это родители Вани. А мальчик Ваня кто им, как вы думаете? (Ваня их сын.) Кто ещё, по вашему мнению, может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и дедушка.) А для них кто Ваня? Кем он им приходится? (Ваня для своих бабушки и дедушки внук.) (Я прошу ребят прикрепить к мольберту изображения дедушки и бабушки.) Вот как много людей живут в сказочном теремке, все они родные друг другу. Мы узнали, что у Вани много родных: родители – мама и папа, бабушка, дедушка».

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика сопровождается русской народной потешкой:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – наш малыш,

Наш малыш!

Зовут его Ванюша!

Далее спрашиваю у детей: «Кто ещё из родных может жить с Ваней в теремке?» (Братья и сёстры.)

Объясняю, что у мальчика Вани есть старший брат и младшая сестра. Предлагая ребятам прикрепить их изображения к мольберту говорю: «Как хорошо теперь живётся в сказочном теремке, как много у Вани родных. Все любят друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи, родные.) Давайте вспомним, кто это, кем они приходятся друг другу. Кто Ваня для своих мамы и папы? (Сын.) А кем приходится им сестра Вани? (Она их дочь.) А кто для родителей Вани его брат? (Их сын.) У родителей Вани трое детей – двое сыновей и одна дочь. А кем приходятся эти дети бабушке и дедушке? (Они их внуки. Сестра Вани – внучка, а Ваня с братом – внуки)

Подводятся итоги мероприятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть, как и у Вани, браться или сёстры, для которых вы тоже брат или сестра. Мы все очень любим своих родных, стараемся заботиться о них, не огорчать и не расстраивать, жалеть их, помогать им, говорить добрые и ласковые слова».

Анкета для родителей.

Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности - научить ребенка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлеченное явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на таких мероприятиях мы рассказываем о сказочной семье. В работе с детьми, будь то игра или занятия, мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребенка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребенок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только свое имя и фамилию, но и имена своих родных.

Уважаемые родители! Пожалуйста, заполните следующую анкету.

Перечислите состав своей семьи и укажите имена и отчества членов вашей семьи.

1. Родители ребенка:

Папа___

Мама___

2. Бабушки и дедушки ребенка;

Бабушка___

Дедушка___

3. Братья и сестры ребенка (укажите имена)

Брат___

Сестра___

Уважаемые родители, пожалуйста, побеседуйте со своими детьми о родственных отношениях, постарайтесь объяснить им, кто кому кем приходится, внимательно относитесь к вопросам детей о родственных отношений.

Примерная диагностика знаний детей о семье.

(младшая группа)

К концу года дети могут:

• Называть своё имя, фамилию;

• Называть имена членов своей семьи;

• Знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);

• Понимать родственные отношения: родители – дети (мама, папа – сын, дочь); бабушка и дедушка – внук и внучка; брат – сестра.

• Проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать, проявлять элементарную заботу и оказывать взрослым посильную помощь.

Рекомендации для родителей:

• Беседовать с детьми о членах семьи;

• Объяснять им родственные отношения;

• Подчёркивать заботу членов семьи друг о друге.

Важную роль в работе с детьми 3-4 лет играет знакомство с родственными отношениями. В детском саду рассматриваются следующие отношения: родители – дети (мама, папа – сын, дочь); бабушка и дедушка – внук и внучка; брат – сестра. Дома с детьми можно рассматривать семейные фотографии, беседовать о том, что бабушки и дедушки – это родители мамы и папы, что папа и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабушкой. Родителям следует посоветовать внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится; привлекать к посильной помощи в домашних делах.

Вопросы к детям:

Как тебя зовут?

Какое у тебя имя?

Какая у тебя фамилия?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Как зовут твою бабушку?

Ситуация для обсуждения: «Кто-то из твоих близких родных устал, болеет, расстроен (грустный). Как ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для твоих родных?»

В процессе диагностики можно предложить детям игровую ситуацию с использованием игрушек. Достоверные результаты могут быть также получены путём наблюдения за детьми, например, во время игры в семью, когда игровой сюжет включает аналогичную ситуацию.

Задания детям. Рассмотреть рисунок с изображением членов семьи (брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Показать и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Прошу ребёнка показать на рисунке родителей (маму и папу, детей, дедушку и бабушку. Задаю вопросы:

Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью.)

Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)

Мальчик и девочка, изображённые на рисунке, кем приходятся друг другу? (Они брат и сестра.)

Кто изображён на рисунке? (Люди, родные, семья.)

Примерная характеристика уровней знаний

Ниже среднего

Называет своё имя, свою фамилию, имена родителей. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Средний

Уверенно называет своё имя, свою фамилию, имена родителей. Частично знает и называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.

Высокий

Уверенно называет своё имя, свою фамилию, имена родителей, называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Понимает родственные отношения (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка). Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Знает, что нужно помогать взрослым.

Публикации по теме:

Уроки семьи и семейных ценностей в нашем детском садуУроки семьи и семейных ценностей в нашем детском саду Семья и семейные ценностей3 сентября в дошкольных учреждениях Волгоградской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании.

Занятие на тему «Самые любимые» Интеграция областей: социализация, коммуникация, физическая культура. Интегративные цели: ввести понятие «семья», показать, что у каждого.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Занятие-беседа по разделу «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе «Наша дружная семья»
Опубликовано: 24 июня 2013 в 16:42
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...