МААМ-картинки

«Наша умная игротека»  (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных (21 фото)

Наталья Дмитриева
«Наша умная игротека»  (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию серию игр, способствующих закреплению знаний о характерных особенностях строения и поведения представителей животного мира. Программа обучения в детском саду, как известно, предполагает формирование у детей таких обобщающих понятий из мира животных, как класс рыб, класс птиц, класс зверей, класс насекомых (можно. конечно, добавить земноводных и пресмыкающихся, но чаще всего мы просто говорим об их представителях, не формируя общее понятие). Формирование понятия предполагает работу по выделению характерны признаков объекта, работу по выделению общих признаков объектов данного класса и умению находить основной принцип принадлежности того или иного объекта к данному классу. Все это - операции логического мышления, и, именно, это является главной целью представленных ниже игр. В качестве вспомогательного материала при разработке игр, я использовала (как вы заметили, любимые мною) опорные сигналы. Опорные сигналы помогают ребенку выделить признак, зрительно запомнить его и в дальнейшем использовать в своей самостоятельной деятельности. Часть опорных сигналов я позаимствовала из работ С. Кондратьевой и ее экологической программы " Мы", часть придумала сама. Хочу предупредить, что прежде чем дать ребенку игру, необходимо на занятиях познакомить их с этими опорными сигналами, объяснить их суть, выяснить, почему именно так мы обозначаем тот или иной признак.

Публикация «„Наша умная игротека“  (часть 2), Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных» размещена в разделах

Игры на формирование обобщающих понятий мира животных

«Наша умная игротека»  (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных

Игры для детей младшего возраста

Игра " Хвосты"

Фото «Наша умная игротека»

Цель игры: узнавать характерные особенности строения разных животных, подбирать ту часть тела. которая подходит этому животному;

Как сделать:

- рисуем на отдельных картинках голову и хвост рыбы. птицы, зверя;

- делаем из картона рамочку основу, куда дети будут выкладывать две картинки: голову животного и соответствующий ему хвост;

Словесная игра " Узнай у кого?"

У детей в руках карточка с изображением опорного сигнала. Например: перо птицы.

  (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных - фото

Воспитатель по очереди называет представителей животного мира. Задача детей поднять карточку только тогда, когда они услышат название птицы.

Обязательно спрашиваем: почему ты поднял карточку? Ответ ребенка должен содержать пояснение, что воробей - птица, а все птицы покрыты перьями.

Пояснение: карточки с опорными сигналами сделаны на каждого ребенка (нарисуйте один раз, отскерокопируйте и наклейте на картон)

- в игре могут использоваться разные карточки в зависимости от того, какое понятие вы закрепляете. Например: у зверей четыре лапы

Фото №1 Уважаемые коллеги Предлагаю вашему вниманию серию игр способствующих закреплению знаний о характерных особенностях строения и поведения представителей

Настольная игра " Лото про животных"

Фото №2 В мире животных животного мира

Игра представляет из себя набор больших карт, разделенных на клеточки (я использую самоклейку, в верхней клетке приклеиваем карточку с опорным сигналом (в младшем возрасте это должны быть самые характерные особенности : покров, количество лап, наличие крыльев и т. д.). Отдельно делаем маленькие карточки с изображением различных представителей животного мира.

Действие ребенка: он должен определить, что обозначает опорный сигнал в верхней клетке и подобрать соответствующие маленькие карточки.

Игры для детей старшего возраста

Когда мы уже познакомили детей с характерными особенностями каждого класса животных и они знакомы с опорными сигналами по каждому классу, можно предложить им следующие игры;

Игра " Что лишнее"

Фото №3 Программа обучения в детском саду как известно предполагает формирование у детей таких обобщающих понятий из мира животных как класс рыб класс птиц класс зверей класс насекомых можно

Пояснение: на доске помещаются четыре опорных сигнала, три из них характеризуют один класс животных, а четвертый относится к другому классу. Дети должны определить лишний и объяснить свои действия. В данном случае первые три опорных сигнала относятся к классу рыб, а четвертый лишний, потому что четыре лапы бывает у зверей.

Примерные задания:

Фото №4 конечно добавить земноводных и пресмыкающихся но чаще всего мы просто говорим об их представителях не формируя общее понятие

в данном случае лишними будут крылья и две лапы, т. к. принадлежат классу птиц, о все остальные карточки рассказывают о классе зверей.

Фото №5 Все это операции логического мышления и именно это является главной целью представленных ниже игр

В данном случае лишняя карточка - бутылочка с молоком - только звери кормят своих детенышей молоком, остальные карточки рассказывают о классе птиц.

Игра " Умные кубики"

Фото №6 В качестве вспомогательного материала при разработке игр я использовала как вы заметили любимые мною опорные сигналы

Что представляет из себя игра: пять кубиков нанизаны на металлический стержень и закреплены с обеих концов деревянными пробками, та к, чтобы кубики могли вращаться.

На гранях первого кубика приклеены картинки с изображением представителей классов животных;

На гранях остальных четырех кубиков наклеены опорные сигналы, характеризующие данный класс животных:

Класс рыб:

Фото №7 Опорные сигналы помогают ребенку выделить признак зрительно запомнить его и в дальнейшем использовать в своей самостоятельной деятельности

Класс птиц:

Фото №8 Часть опорных сигналов я позаимствовала из работ С

Класс зверей:

Фото №9 Кондратьевой и ее экологической программы Мы часть придумала сама

Класс насекомых:

Фото №10 Хочу предупредить что прежде чем дать ребенку игру необходимо на занятиях познакомить их с этими опорными сигналами объяснить их суть выяснить почему именно так мы обозначаем тот или иной признак

Задача ребенка правильно подобрать кубики с опорными сигналами к изображению животного.

Фото №11 Публикация Наша умная игротека часть Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных размещена в разделах В мире животных

Настольная игра " Найди и расскажи"

Фото №12 Игры дидактические пособия Животные

Игра представляет из себя большие карты, разделенные на клеточки, в первых клетках каждой строки наклеено изображение представителя животного мира. В наборе у детей карточки с опорными сигналами.

Задача детей: подобрать соответствующие карточки с опорными сигналами к каждому представителю и затем рассказать, почему он так сделал.

Настольная игра " Загадки - отгадки"

Фото №13 В мире животных Игры для детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра октябрь

В игру входят:

- игровое поле (сделанное из картона, оклеенное самоклейкой, разделенное на девять квадратов);

- набор карточек с изображением представителей животного мира;

- набор карточек с опорными сигналами (не только основными, но и дополнительными, характеризующие какие-то особенности данного представителя)

Есть два варианта игры:

1. Один ребенок (играют двое) выкладывает в центре игрового поля картинку с изображением животного

Фото №14 Игры для детей Игры на формирование обобщающих понятий мира животных

Другой ребенок должен подобрать карточки с опорными сигналами, характеризующие данного представителя

Фото №15 Игры для детей младшего возраста Игра Хвос ты

2. Один ребенок выкладывает карточки с опорными сигналами, оставляя пустой серединку

Фото №16 Цель игры узнавать характерные особенности строения разных животных подбирать ту часть тела

Другой должен догадаться о ком идет речь и вставить отгадку в серединку

Фото №17 которая подходит этому животному Как сделать рисуем на отдельных картинках голову и хвост рыбы

Расшифровка про дятла: это птица, покрыта перьями, у него красная шапочка на голове, черная спинка, живет в лесу, долбит (стучит) деревья, лечит деревья, ест разных насекомых.

В заключении предлагаю вам таблицу с условными обозначениями

(опорными сигналами) по основным классам животных

Фото №18 Например перо птицы

Вот такие игры, надеюсь вы что-то почерпнете для себя!

Извините долго редактировала, не загружались фотографии.

Публикации по теме:

Авторское дидактическое пособие по формированию обобщающих понятий в мире живой природы «Большая книга вопросов и ответов»Авторское дидактическое пособие по формированию обобщающих понятий в мире живой природы «Большая книга вопросов и ответов» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию свою новую разработку. Если вы были гостем на моей страничке, то, наверное,.

Мастер-класс по изготовлению открытки из солёного теста «Розы для любимой мамы»Мастер-класс по изготовлению открытки из солёного теста «Розы для любимой мамы» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, по изготовлению открытки из солёного теста "Розы для любимой мамы". Как известно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наша умная игротека»  (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных
Опубликовано: 27 октября 2013 в 10:09
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД