МААМ-картинки

Наставничество в образовательной деятельности ДОУ

Татьяна Толстых
Наставничество в образовательной деятельности ДОУ

Одним из ключевых направлений создания системы является развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Публикация «Наставничество в образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах

Наставник – это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – это участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставляемыми могут быть педагоги :

- молодые специалисты;

- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т. д.

Задачи наставника ДОУ :

- содействовать созданию благоприятных условий для профессионального роста педагогов;

- обеспечивать атмосферу взаимопомощи;

- координировать действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;

- оказывать помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;

- знакомить в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;

- консультировать по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

- оказывать позитивное влияние на рост профессиональной компетентности педагога.

Результаты успешности молодого специалиста:

- Степень удовлетворенности своим трудом;

- Стремление к личностному росту;

- Эмоционально – благоприятная атмосфера в группе;

- Повышение квалификации;

- Достижения молодого специалиста (награды);

- Методическая работа (документация, авторские разработки и др.);

- Распространение передового опыта;

- Достижения воспитанников.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я – концепции».

Поэтому наставничество в педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

- Адаптационный - наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

- Основной (проектировочный) - наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

- Контрольно-оценочный - наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.

Направления деятельности наставника и наставляемого :

- проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц);

- вхождение в профессию, (формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год);

- самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (освоение воспитателем новых педагогических методик, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет);

- промежуточный анализ работы (примерно через год).

В процессе наставничества затрагиваются интересы всех субъектов взаимодействия – наставляемых и педагога-наставника. Обучающиеся совершенствуют профессиональные навыки, учатся выстраивать отношения с коллективом, а педагог-наставник намечает новые перспективы в сфере педагогической деятельности и совершенствуется вместе с коллективом.

Таким образом, наставничество в ДОУ можно рассматривать как образовательно значимую социальную практику, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через выстраивание образовательной навигации, и совершенствовать деятельность наставника

Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Анализ музыкально-образовательной деятельности за годАнализ музыкально-образовательной деятельности за год Анализ музыкально-образовательной деятельности за год Раздел «Музыка» представлен в образовательной области «Художественно-эстетическое.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество в образовательной деятельности ДОУ
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 16:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД